РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Музыкова Ирина Викторовна

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. На сегодняшний день, актуальной формой взаимодействия педагога и ребенка, по-прежнему остается игра, т.к. является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Через игру ребенок познает окружающий мир, в том числе и мир окружающих его звуков.

В своей работе особое внимание уделяю музыкально-дидактическим играм, т.к. в условиях музыкального занятия они носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, а также на развитие навыков сотрудничества, и способствуют эффективному взаимодействию на основе познавательных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalno-didakticheskih_igr.docx21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.В. Музыкова

ГБДОУ детский сад №1

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

«Игра – это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это восхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых»

Г.С. Тарасов

Особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, мир, в котором царят счастье и радость, возможность оставаться самим собой – это ДЕТСТВО. Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. На сегодняшний день, актуальной формой взаимодействия педагога и ребенка, по-прежнему остается игра, т.к. является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Через игру ребенок познает окружающий мир, в том числе и мир окружающих его звуков.

В своей работе особое внимание уделяю музыкально-дидактическим играм, т.к. в условиях музыкального занятия они носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, а также на развитие навыков сотрудничества, и способствуют эффективному взаимодействию на основе познавательных интересов. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования музыкально-дидактические игры способствуют творческому развитию детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и позволяют организовать образовательный процесс детей таким образом, чтобы музыкальное образование интегрировалось с другими образовательными областями.

После прослушивания с детьми музыкальных произведений различных жанров (песня, танец, марш) рекомендую воспитателям использовать, уже знакомые детям, произведения в непрерывной образовательной деятельности. Например, «Марш» Е. Теличеевой может быть использован на физкультурном занятии в качестве музыкального сопровождения, а произведение П.И. Чайковского «Осенняя песнь» из альбома «Времена года» может стать дополнением к эмоциональному восприятию ребенком отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» - «Унылая пора, очей очарованье…». Музыкальные произведения также могут стать дополнением в процессе знакомства детей с репродукциями известных художников (н-р И.И. Левитан «Золотая осень» и т.д.). Также, для закрепления изученных произведений, в музыкальный уголок группы помещаю музыкально-дидактическую игру «Три кита», в которую дети могут играть, во второй половине дня, под руководством воспитателя.

Музыкально-дидактическая игра «Три кита»

Цель: учить детей различать основные жанры музыки 

Игровой материал: карточки с изображением танцующих, поющих и марширующих человечков.

Ход: Музыкальный руководитель или воспитатель ставит запись произведения, дети должны карточкой показать какой из жанров звучит. Используем известные программные произведения. Данная игра рекомендована для детей подготовительной группы.

Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие детей. Нет ребенка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из мультфильмов, не узнавал бы любимый мотив. Если ребенок плохо слышит, не ритмично двигается под музыку, то это совсем не означает, что он не сможет полюбить музыку. Музыкальность – это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом, а также плохо координируют речь и движение. Чтобы скоординировать у ребенка речь и движение очень хорошо подходит музыкально-речевая игра с использованием звучащих жестов (ЗЖ) «Тюшки-тютюшки» Т.Э. Тютюниковой.

Музыкально-речевая игра «Тюшки-тютюшки»

Цель: научить детей выполнять движения в сопровождении ЗЖ 

Ход: пропеваем с детьми веселую песенку «Тюшки-Тютюшки, сделаем хлопушки». Хлопаем в ладоши и говорим слово «Хлоп». Далее идут «Топатушки» - «Топ, топ, топ…»; «Щелкушки» - «Щелк, щелк, щелк…»; «Шлепушки» - «Шлеп, шлеп, шлеп…» и т.д. Главное сопровождать движение словом.

Как же развить музыкальные задатки, которые есть у каждого ребенка? Как добиться, чтобы все дети, без исключения, полюбили музыку? Известный советский педагог и музыкальный деятель Л. Баренбойм в своей книге «Путь к музицированию» справедливо указывает два условия, без осуществления которых это не возможно: повышение качества музыкальных занятий в детском саду и правильная организация музыкального воспитания в семье. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желанней встречи с ней. Музыкально-дидактические игры позволяют вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Музыка окружает нас везде – в труде, в быту, на праздниках. Давая детям такой раздел, как «восприятие музыки», стараюсь пользоваться следующими приемами: использование шумовых, музыкальных инструментов, а также различных атрибутов. Во время занятий, открывая для себя новое, доселе не исследованное, ребенок начинает слушать музыку совсем по-иному. Часто дети сопровождают слушание музыки движением рук, покачиванием головы, притопыванием и прочими танцевальными элементами, это говорит о том, что дети лучше воспринимают музыку в движении.

Развитие общих музыкальных способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя и музыкального руководителя, осуществляться различными методами, и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, например:

Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, клавесы, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек, треугольник, костаньеты и др.)).

Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит молоточком по столу, используются деревянные ложки, клавесы, барабан), знакомых детям: "Скок-скок-по-скок» р.н.м. «Андрей – воробей», «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка…» р.н.м и другие знакомые песни из программного репертуара.

Дети по ритму определяют песню. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: быстрые удары в барабан – «идет дроздок», звон колокольчика - воробей летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.

Музыкально-дидактическая игра «Найди свое место»

Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Игровой материал: (барабан, клавесы, треугольник, бубен.

Ход: Ведущий (взрослый) ударяет 1,2,3,4 раза. Дети считают в соответствии с ударами шумового инструмента меняют движения, перестраиваться двойками, тройками, четверками и в полукруг (один раз). Когда инструмент звучит часто – дети бегут на носочках в рассыпную не наталкиваясь друг на друга. По сигналу находят свое место.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай настроение»

Цель: развивать ладовое чувство (грустно-весело).

Игровой материал: карточки с изображением грустного и веселого человечка.

Ход: Музыкальный руководитель играет произведения (или ставит аудио записи) веселого и грустного характера. В соответствии с настроением музыки дети показывают карточку с веселым или грустным человечком. Используем произведения П.И. Чайковского «Детский альбом».

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: «Петрушка» (игрушка би-ба-бо), ширма, набор инструментов (шумовых, музыкальных).

Ход: «Петрушка» загадывает музыкальные загадки детям, играет за ширмой на инструментах, дети отгадывают на чем играл «Петрушка». В конце игры все дети, под веселую музыку, играют на инструментах.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию»

Цель: развивать мелодический слух, умение слышать друг друга, начинать и заканчивать песню одновременно.

Игровой материал: картинки с изображением персонажей детских песен.

Ход: музыкальный руководитель играет знакомые песенки, дети должны узнать песню и подобрать соответствующую картинку. Когда песня угадана – дети исполняют ее с музыкальным руководителем (обратить внимание на дружное начало и окончание песни).

Подводя итог следует отметить, что дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных.

Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Для того, чтобы получить полное впечатление от прослушанного, дети должны уметь воспринимать музыкальное произведение. А это возможно лишь тогда, когда ребенок постиг элементарные, доступные его пониманию и его возрасту знания по музыкальной грамоте. Таким образом, в процессе восприятия музыки детьми дошкольного возраста, важную роль играют музыкально-дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...