Музыкальное воспитание ребенка
статья

О том, что ребенка нужно с самого раннего возраста привить любовь к музыке, научить ребенка слушать музыку, понимать её, цель – воспитание души ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_rebenka.docx17.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

«Музыкальное воспитание ребенка»

Не все из вас, родителей, закончили музыкальную школу, не все вы поете и играете на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш ребенок был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, его способностью к творчеству, и, в наиболее общей форме, с культурой вообще. Однако не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать, например, сонаты Шопена.  Восприятие музыки в определенной мере оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая, музыка для медитаций. Надо удерживаться от слушания музыки и песен, которые мучают человека, заставляют его страдать. Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство.

По утверждению П.Тюленева, педагога-новатора, способность воспринимать и даже сочинять музыку так же присуща любому человеку, как и способность к прямохождению. Но эти способности никогда не проявятся, если их не развивать: ребенок вырастет без музыкального слуха, если он не будет слышать музыку и не увидит поющих людей. Развивать музыкальный слух и знакомить с графическим изображением нотного письма можно всех детей без исключения, начиная с раннего возраста. Целью обучения музыке является воспитание души ребенка.

Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить. Третья составляющая — способность творить музыку. Понятно, что возможность воспроизводить и сочинять музыку основана на способности ее воспринимать.

Именно поэтому, необходимо окружить ребенка миром мелодий.  Человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Поэтому так необходимо петь малышу песенки с самого рождения и петь как можно больше, при укладывании ребенка спать петь ему колыбельные песни. Ребенок обязательно должен слышать, как поет его мама.

Петь можно, о чем угодно (по принципу: что вижу, о том и пою), не обязательно определенные песни, можно петь даже без слов, ведь слова — лишь дополнение к музыке. Ребенку всегда приятно слышать мамин голос. Если он будет видеть, что мама поет, что это доставляет ей радость, то он тоже начнет петь.  Очень хорошо, если в семье поют: мама, папа, бабушка, дедушка. Ребенок будет смотреть, а потом сам запоет. Если все молчат, как рыбы, и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.

Именно поэтому надо ребенка водить на различные праздники, где поют, танцуют, на концерты. Но ненадолго, минут на пять-десять, если есть такая возможность. Например, на праздник «День города», когда много музыки, танцев, различных выступлений. Можно сначала в одном месте послушать, потом в другом. Кроме того, есть сведения, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми. Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств. Можно использовать аудиозаписи. И тут очень важно соблюдение принципа — от простого к сложному.

Для этой цели можно использовать народные песни: и русские, с простыми, приятными для слуха мелодиями, повтором припевов, легко воспринимающиеся и запоминающиеся. Можно использовать и детские песенки, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас.

Нужно учитывать следующее:

  • Музыка обязательно должна быть светлой и вызывать восторг.
  • Мелодии должны быть хорошо подобраны.
  • Исполнение должно быть максимально высокого уровня.

Избегать стоит музыки, которая работает исключительно по нижним энергетическим центрам. По результатам исследований, такая музыка приводит к увеличению риска употребления сигарет, алкоголя и наркотиков.  Масару Ибука, глава крупного японского концерна «Сони», в своей книги о развитии младенцев рекомендует в течение первого года жизни включать малышу музыку Баха.

Можно также использовать произведения Кабалевского, Вивальди, Генделя. Опыт показывает, что негативно воздействует на развитие ребенка в первый год жизни музыка Рахманинова, Вагнера, а также произведения роковых и джазовых исполнителей, поскольку эта музыка наиболее сложна для восприятия. Для прослушивания лучше предлагать ребенку записи «живого» звука, не в электронной обработке. Это могут быть концертные записи, где слышны и смех, и восторженные крики в зале, и аплодисменты, которые формируют определенный эмоциональный фон восприятия музыки. Ребенку необходимо слушать музыку различных стилей и жанров, музыку различных исторических эпох или географических мест. Для полноценного восприятия музыкального произведения требуется именно длительная концентрация внимания, концерт — это не картина, которую можно окинуть одним взглядом, поэтому для ребенка больше подойдут записи коротких отрывков музыкальных произведений разных композиторов. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки, не похожие ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Это делается для того, чтобы сохранить интерес ребенка. Длительность отрывков не должна превышать 5-10 минут, иначе он потеряет к музыке интерес.

Нужно ли детей знакомить с авторами и говорить названия направлений? Можно, конечно, сказать, что это классическая музыка, а это фольклор и так далее. Можно назвать композитора и, если есть его портрет, показать. Но именно тогда, когда музыка звучит или перед прослушиванием, или после него. Абстрактно показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не имеет смысла. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора повесить на стену и говорить, например: «Мы с тобой слушаем произведение «В пещере горного короля», его написал Эдвард Григ. Вот его портрет. Он жил тогда-то, кратко рассказать его биографию.

Кроме того, ребенок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения: шелест листвы, пение соловья, журчание воды, стрекот кузнечика, шум дождя, звуки работы двигателя отъезжающей машины. Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно. Ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое, как звучат неодушевленные предметы. Например, вы слышите, что на улице гудит машина, вы говорите малышу: «Слышишь, на улице машина гудит». Точно так же, как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Хорошо играть в лесу, во дворе, пытаться определять, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Если мы не будем называть звуки, то ребенок так и не научится их распознавать на слух. Ведь это — «музыка улицы», и ее тоже надо уметь услышать. Научиться понимать, чувствовать «музыку языка» и «язык музыки» может каждый. Надо только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки. Музыка может стать для вас и вашего ребенка мудрым и добрым другом, который будет с вами всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию на тему" Методы и приёмы музыкального воспитания ребенка"

Материал для слушателей КПК на тему "Музыкальное воспитание детей в ДОУ"...

Родителям о музыкальном воспитании ребенка

Консультация для родителей....

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Одно из актуальных проблем современного музыкального образования - музыкальное воспитание ребёнка в семье. И многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен.Поскольку ...

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье     Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и муз...

Музыкальное воспитание ребенка дома

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию ребенка

Музыкальное воспитание детей дошкольного возрастаКонсультация для родителей по музыкальному воспитанию ребенка...