РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.
консультация

Беркетова Татьяна Валерьевна

Прием комментированного рисования позволяет "оживить" нарисованную ситуацию или сам процесс рисования. Комментированное рисование очень актуально в развитии и воспитании детей с нарушением речи, так как позволяет развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности у детей. 

В процессе организации комментированного рисования:

- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней,

- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения,

- стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребёнка,

- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, познавательный и межличностный опыт детей,

- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интанационные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kommentirovannogo_risovaniya_v_razvitii_detey.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.

Т.В.Беркетова, воспитатель

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребёнок на определённом отрезке жизни увлечённо рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Приёмы комментированного рисования , предложенные Дж. Алланом, С.А.Мироновой, О.П.Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие «оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют. Их цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования. Данная методика основывается на следующих принципах:

- деятельностный, согласно которому способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка;

- коммуникативный принцип организации жизнедеятельности ребёнка.

     В процессе организации комментированного рисования:

- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней,

- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения,

- стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребёнка,

- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, познавательный и межличностный опыт детей,

- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интанационные.

Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.

В подготовительный этап входят:

-создание речевой среды

- развитие социальных эмоций

- овладение комментирующей  функции речи

- развитие анализирующего восприятия

- развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности.

Основной этап работы включает в себя:

-формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе рисования;

- положительной установки на самостоятельное рисование, как творческую деятельность;

- развитие способности уточнять замысел рисунка в процессе рисования, прогнозировать результаты изобразительных действий;

- антиципатии (предвосхищения) в создании воображаемой ситуации;

- мышления и умственных операций в художественно-речевой деятельности.

Заключительный этап. Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:

- формирование навыков коммуникативно-игрового поведения в процессе комментированного рисования;

- коммуникативной и интеллектуальной децентрации и умений рассуждать;

- позиции «Я – художник», положительной установки на творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;

- способности к рефлексии художественно-творческой деятельности.

Таким образом, комментированное рисование с дошкольниками способствует развитию коммуникативного общения. Позволяет наиболее эффективно преодолевать речевые нарушения.

        

Список используемой литературы:

1.  И.В.Микляева «Комментированное рисование в детском саду».

2.О.П.Гаврилушкина «Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада».

3. А.А.Грибовская «Организация работы изостудии в дошкольных учреждениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

"Ознакомление детей, имеющих нарушения речи, с Санкт-Петербургом"

Учебно-методический материал«Ознакомление детей, имеющих нарушения речис Санкт-Петербургом»...

конспект занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи «О Русь моя»

расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа...

Развитие речи детей, имеющие нарушения речи

Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы котор...

Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.

Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. В своей работе  «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке  одной сказки и дл...