Статья «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Фёдорова Р.П., воспитатель

                                           ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района

г. Санкт Петербург

 

 «Подвижная игра как средство развития быстроты
и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»

Игра-это жизнь ребёнка. В игре, как в жизни, временные трудности, промахи и неудачи, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и прийти на помощь другим. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами, как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр особое внимание следует уделить подвижным играм.

Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количества движений, совершаемых ими в течение  дня ниже нормы.
В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, у компьютера, играют в тихие игры на полу или за столом). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижение работоспособности скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку развития, быстроты, ловкости, координации движений, гибкости, силы и выносливости. Физически ослабленные дети быстро утомляются, у них снижен эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на умственную работоспособность. Из этого следует, что нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса.

Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью воспитания детей. Игра может погрузить ребёнка в мир воображения и фантазий.

Именно дети младшего дошкольного возраста   быстрее вживаются в роль, как правило, подражают всему, что они видят. Они с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Благодаря развитой способности к имитации, большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Очень важно не забывать, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. В основном содержание подвижных игр для младших дошкольников направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания, развития быстроты и ловкости. В младшем дошкольном возрасте необходимо участие взрослого, что бы правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление, что бы самостоятельно дети могли решать спорные, конфликтные ситуации. Дети научатся самостоятельно придумывать сюжет игры, подбирать к нему движения, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. Для полноценного развития необходимо развивать быстроту движений, выполнений физических заданий и упражнений.
При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к заболеваниям.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Координационные способности влияют на умение ребёнка наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Так же происходит развитие мыслительной деятельности, социализации ребенка, происходит влияние на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Ловкость не является чисто физическим качеством, как например сила, выносливость или быстрота. В качестве ловкость трудно определить, чего в нем больше – физического или психического. Она (ловкость) является мостиком к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость нередко повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются. Ловкость можно и нужно развивать.
Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Мальчики двигаются больше. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Важную роль в развитии движений играет развитие быстроты и ловкости при выполнении действий в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей младшего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно подбирать подвижные игры.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
 

Список литературы:

1. Пензулаева - физиологические особенности детей / ; сост. — М.: Педагогика, 1984  – 190 с.

2. Миронова, в развитии активности детей: кн. для учителя /  — Минск: Нарасвета, 1989- — 176 с.

3. Доронина, Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста / // Дошкольная педагогика. — 2007. — №4. — с.10-14.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

             Фёдорова Р.П., воспитатель

                                           ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района

г. Санкт Петербург

 «Подвижная игра как средство развития быстроты
и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»

Игра-это жизнь ребёнка. В игре, как в жизни, временные трудности, промахи и неудачи, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и прийти на помощь другим. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами, как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр особое внимание следует уделить подвижным играм.

Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количества движений, совершаемых ими в течение  дня ниже нормы.
В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, у компьютера, играют в тихие игры на полу или за столом). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижение работоспособности скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку развития, быстроты, ловкости, координации движений, гибкости, силы и выносливости. Физически ослабленные дети быстро утомляются, у них снижен эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на умственную работоспособность. Из этого следует, что нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса.

Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью воспитания детей. Игра может погрузить ребёнка в мир воображения и фантазий.

Именно дети младшего дошкольного возраста   быстрее вживаются в роль, как правило, подражают всему, что они видят. Они с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Благодаря развитой способности к имитации, большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Очень важно не забывать, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. В основном содержание подвижных игр для младших дошкольников направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания, развития быстроты и ловкости. В младшем дошкольном возрасте необходимо участие взрослого, что бы правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление, что бы самостоятельно дети могли решать спорные, конфликтные ситуации. Дети научатся самостоятельно придумывать сюжет игры, подбирать к нему движения, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. Для полноценного развития необходимо развивать быстроту движений, выполнений физических заданий и упражнений.
При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к заболеваниям.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Координационные способности влияют на умение ребёнка наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Так же происходит развитие мыслительной деятельности, социализации ребенка, происходит влияние на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Ловкость не является чисто физическим качеством, как например сила, выносливость или быстрота. В качестве ловкость трудно определить, чего в нем больше – физического или психического. Она (ловкость) является мостиком к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость нередко повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются. Ловкость можно и нужно развивать.
Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Мальчики двигаются больше. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Важную роль в развитии движений играет развитие быстроты и ловкости при выполнении действий в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей младшего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно подбирать подвижные игры.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Список литературы:

1. Пензулаева - физиологические особенности детей / ; сост. — М.: Педагогика, 1984  – 190 с.

2. Миронова, в развитии активности детей: кн. для учителя /  — Минск: Нарасвета, 1989- — 176 с.

3. Доронина, Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста / // Дошкольная педагогика. — 2007. — №4. — с.10-14.

             Веснина  С.П., воспитатель

                                           ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района

г. Санкт Петербурга

Тема выступления:

«Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»

«Здоровье детей — здоровье нации!»  Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. По ФГОС одним из основных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • Физкультурные занятия всех типов;
  • Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • Организация рационального питания;
  • Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Картотека здоровьесберегающих технологий:

- Физкультминутки

- Дыхательная гимнастика

 - Пальчиковая гимнастика

- Гимнастика для глаз

- Ритмопластика

- Игротерапия

- Психогимнастика  

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды: фитотерапию, цветотерапию, музыкотерапию, ароматерапию, витаминотерапию, физиотерапию, гелиотерапию, песочную терапию.

С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

2. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А. Г. Гогоберидзе-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160с.

3. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2007.

5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении / А.М. Сивцова // МЕТОДИСТ. – 2007.

6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие  ловкость, как способность двигательно выйти из лю...

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы заключается в том, что  современные дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количества движений, совершаемых ими в течении дня ниже нормы. Из этого сл...

«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»

Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей. познать окружающий мир, его законы, учится жить по правилам....

Статья "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста"

Подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью для детей. Они создают атмосферу радости и с их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительны...