Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Панина М.Н.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панина М.Н.,воспитатель

ГБДОУ детский сад №35 Калининского района

Санкт-Петербурга

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре подвижной игре принадлежит ведущая роль.

Преимущество игры среди различных физических упражнений Э. Я. Новоселова видит в эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.

Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Хотя определённое содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребёнку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержанияПодвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Исследователи Е. А. Тимофеева и Н. Н. Кожухова выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы. Рассмотрим возможности каждого вида игр в развитии и  ловкости дошкольников.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Выполняя роль, каждый ребенок к старшему дошкольному возрасту становится очень чувствительным к оценке выполненного задания. Именно качественно выполненные прыжки,  быстрый и правильный бег позволяет развивать ловкость. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей и для небольших групп, а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязные игровые действия всех участников. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т. д. Такие игры являются наиболее эффективным средством развития ловкости и быстроты.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры – забавы, аттракционы.Они часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Эти игры требуют от участников двигательных умений, ловкости, быстроты,  сноровки .Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой  выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Таким образом, изучение трудов Е. А. Аркина, А. И. Быковой, В. В. Гориневского, П. Ф. Каптерева, А. В. Кенеман, Д. А. Колоцца, М. М. Конторович, П. Ф. Лесгафта, Л. И. Михайловой и других специалистов позволило сделать вывод, что подвижные игры наилучшим образом отвечают различным требованиям, предъявляемым к упражнениям, направленным на воспитание ловкости. Новизна, необычность, сложность внезапно изменяющейся ситуации, необходимость быстрого и адекватного реагирования, моментального принятия оптимального решения и т. п. побуждают детей к быстрым ответным реакциям, проявлению находчивости, использованию своих врождённых способностей, сознательному применению двигательных умений и навыков.

Методические приемы воспитания ловкости и быстроты  у детей дошкольного возраста в подвижных играх:1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать) .

2. Изменение скорости или темпа движений; введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки.

5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны и др.)

6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокие канавки, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.

7. Усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: одни – синие, другие – желтые.

Исследования Т. И. Осокиной, Н. В. Полтавцевой, Е. А. Покровского, Э. Я. Степаненковой, Е. А. Тимофеевой, позволяют  утверждать, что перечисленные выше способы развития ловкости в большей или меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение в выборе упражнения следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Подвижные игры  требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания.

Список литературы:

1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.

2 Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

3. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. – 138 с.

4. Коротков, И.И. Подвижные игры детей /И.И. Коротков. – М., 2007.

5. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. – Мн.: Ураджай, 2008. – 156 с.

6. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М.Миронова. – Минск: Нарасвета, 1989. – 176 с.

7. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее /Сост. М.И. Логинов. – СПб., 2000.

8. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.101-108.

9. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств /Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для даль­нейшего развития....

«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогической деятельности   подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста...