Взаимодействие в системе педагог ребенок семья в рамках ФГОС ДО
статья

Пирогова Светлана Юрьевна

Сообщение для педагогов из опыта работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_rabote_s_roditelyami.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Сообщение из опыта работы

«Организация совместной деятельности в системе педагог – ребенок – семья как условие реализации ФГОС ДО»

Пирогова С.Ю.

музыкальный руководитель

г. Советский 2019 г.

       Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор и детский писатель, говорил, что, то, каким станет сегодняшний малыш, в первую очередь зависит от того, как прошло его детство, кто вёл его за руку в детские годы и что в его разум и сердце вошло из окружающего мира.

              Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – это сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях  дошкольного  образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.  

             «Союз педагогов и родителей – залог счастливого детства» - так определен Программой основной принцип взаимоотношений семьи и детского сада. Этот принцип подчеркнут из «Манифеста воспитателей России», принятого на форуме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года.

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы, издание пятое под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает изменить формат взаимодействия родителей и воспитанников так, чтобы родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» стали союзниками, партнерами, помощниками воспитателей. А для этого нужно так построить работу с родителями, чтобы они стали полноправными участниками образовательного процесса и не смогли предъявлять претензии, почему мы, педагоги, что то сделали не так. Впору будет сесть за круглый стол и вместе спросить, а что мы, вместе сделали не так и отказаться от взаимной критики и претензий.

                Успешное взаимодействие будет возможно лишь в том случае, если мы хорошо изучим воспитательные возможности семьи ребенка, а семья будет иметь полное представление о том дошкольном учреждении, которому доверила воспитание своего чада. Это позволит оказывать другу другу  необходимую поддержку в развитии ребенка, привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и совместную деятельность в системе педагог – ребенок – семья, необходимо:

  • Взаимное информирование о ребенке (общение с родителями по поводу детей) и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.
  • Обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада.
  • Обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях различного формата, самом образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.)
  • Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Одним из эффективных инструментов развития и воспитания детей является правильно организованный праздник в детском саду.

В наши обязанности входит проведение досугов и развлечений для детей. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы, издание пятое под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает следующий перечень обязательных праздников в детском саду:

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Подг. гр.

(от 6 до 7 лет)

Новый год

Новый год

Новый год

Новый год

23 февраля

23 февраля

23 февраля

23 февраля

8 марта

8 марта

8 марта

8 марта

9 мая

9 мая

9 мая

9 мая

День космонавтики

День космонавтики

В первую очередь мы, музыкальные руководители, стараемся, чтобы праздник для ребенка остался захватывающим и запоминающимся событием. Любой праздник для человека должен быть противопоставлен обыденной жизни, становится эмоциональным событием, которое ассоциируется с радостью и весельем, и должен быть коллективным действием, объединяющим сообщество детей, родителей и педагогов.  Мы сами чувствуем, что пора уходить от отчетных концертов перед родителями и администрацией.

Как превратить праздник в ДОО в настоящий детский праздник, есть несколько условий.

  • Разнообразие форматов, в зависимости от смысла праздника и образовательных задач, возраста и пр. (концерт, квест, проект, образовательное событие, мастерилки, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка, чаепитие)
  • Непосредственное участие родителей (конкурсы, детско - родительские выступления, импровизационные задания)
  • Поддержка детской инициативы (создание и конструирование праздника самими детьми, что там будет, как будем выступать, как сделать костюмы, декорации, кого пригласить, делать ли пригласительные билеты)

Но при этом такие праздники, как Новый год, день Победы, организуются взрослыми, так как новый год – это волшебство, сказка, радость и подарки, дед мороз и Снегурочка, а День победы – потому что дети не могут дот конца прочувствовать и понять это праздник.

          Выбирая средства, которые помогли нам обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, я хотела бы подробнее осветить мероприятия, повышающие инициативность и заинтересованность родителей, способствуют интеллектуальному, эмоциональному, творческому развитию дошкольников и обеспечивают сотрудничество через совместную деятельность (см. презентацию)

  • Проекты различной направленности («Капустка моя», «Папа, мама, сад и я – наша дружная семья», «Масленница», «День Победы»). (фото)
  • Участие в творческих конкурсах («Я цветок», «Лучший новогодний костюм», «Дары осени»).
  • Участие в праздниках, досугах, развлечениях и спортивных мероприятиях («Новогодний праздник», «День защитников Отечества», «Мамин день»», «Мама, папа, я  - отличная семья и т.п.)
  • Участие в интеллектуальных играх «Счастливый случай», «Брейн ринг» «Поле чудес и др. (приложение)
  • Осенние праздники, день Матери, Югра мой дом родной, Проводы зимы или Масленница, Весенние развлечения, День Смеха,  День Семьи, День пожилого человека (приложение)

               Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Главным условием преемственности является установление доверительного  делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм взаимодействия помогут нам превратить родителей из «наблюдателей» и «зрителей» в активных участников образовательного и воспитательного процесса. Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, по их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по взаимодействию с семьей в рамках ФГОС

В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обяза...

"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Организация совместной деятельности в системе «Педагог – ребенок – семья», как условие реализации ФГОС ДОУ

Организация совместной деятельности в системе «Педагог – ребенок – семья», как условие реализации ФГОС ДОУ...

«Организация совместной деятельности в системе «Педагог-ребенок –семья»

Семейный календарь – это события и мероприятия, совместные дела семьи в определенный календарный период, а так же  взаимодействие с    педагогами детского сада в вопросах образова...

«Организация совместной деятельности в системе "Педагог-ребенок-семья", как условие реализации ФГОС ДО»

laquo;Организация совместной деятельности в системе "Педагог-ребенок-семья", как условие реализации ФГОС ДО»...

Реализация взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» при осуществлении познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

В презентации представлен опыт работы по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности при активном участии родителей и воспитанников, отражены формы и методы раб...

"Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей в рамках ФГОС ДОУ"

           В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаю...