Выступление на родительском собрании "Вопросы адаптации к ДОУ. Особенности развития детей 3-го года жизни"
проект (младшая группа)

Мосарыгина Людмила Борисовна

Вопросы адаптации ребенка к новым условиям пребывания в детском саду волнуют и родителей, и педагогов. Родители заранее должны готовить детей к поступлению в детское учреждение. Приучать ребенка к самостоятельности, обучать навыкам гигиены и самообслуживания. Это все очень поможет малышу быстро освоится в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД

АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ»  

Старший воспитатель

Мосарыгина

Людмила Борисовна

МБДОУ №16

Сергиево-Посадский р-н, пос. Реммаш

2019 г.

Адаптация детей к детскому саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Тесное взаимодействие педагогов с родителями—необходимое условие для нормального привыкания ребенка к детскому саду. С каждым годом актуальность этого взаимодействия только повышается:

--для молодых родителей детей, поступающих в детский сад, это первый опыт;

--экономические, социальные, экологические проблемы общества;

--родители, особенно молодые, часто оказываются беспомощными в вопросах воспитания и подготовки малыша к новым социальным условиям;  ---многие родители могут просто не знать об особенностях психического и физического развития ребенка этого периода жизни;

--большинство детей не готовы к поступлению в ДОУ.

 В силу всех этих причин работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1-3 месяца), о возможных нарушениях.

Цель взаимодействия педагогов и родителей—создание необходимых условий для легкой адаптации детей к ДОУ и повышение педагогического

уровня  родителей.

Задачи этого периода:

--определить готовность ребенка к поступлению в ДОУ;

--наладить тесный контакт с родителями будущих воспитанников;

--познакомить родителей с особенностями адаптационного периода, режимом дня ДОУ, образовательными программами, развивающей средой группы;

--вести просветительскую работу среди родителей по ознакомлению с особенностями физического и психического развития детей раннего возраста;

--проводить работу с родителями часто болеющих детей по профилактике простудных заболеваний;

--организовать работу по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Далее прилагается план работы нашего дошкольного учреждения по взаимодействию педагогов и родителей детей, поступающих в первую младшую группу. Тематика мероприятий и сроки могут меняться в зависимости от ряда причин: уровень педагогического мастерства педагогов,

социальный статус семей, состояние развивающей среды ДОУ, т.е. экономические условия, уровень подготовленности детей к детскому саду.  

ПЛАН ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ.

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПЕДАГОГИ

РОДИТЕЛИ

Первоначальное посещение родителями ДОУ.

Постановка ребенка на очередь.

Беседа с родителями, рекомендации заведую-

щей, старшего воспитателя, медсестры по вопросам адаптации, привитию навыков самостоятельности, профилактики заболеваний и т.д.

Оформление документов и,

 по желанию родителей, первоначальное

знакомство с ДОУ.

Февраль-март

День открытых дверей в ДОУ.

Показ занятий, общих праздничных мероприятий, консультации специалистов по вопросам адаптации и воспитания детей.

День открытых дверей в ДОУ.

Знакомство с развивающей средой ДОУ и группы; посещение занятий, праздника; просмотр режимных моментов; экскурсия по саду: музей русского быта, экологическая комната, комната Сказок.  

Май

Повторное посещение заведующего

ДОУ.

Консультация родителей по вопросам адаптации.

Приглашение родителей на занятие в «Школе молодой семьи»

(можно передать приглашения через участкового педиатра).

Посещение «Школы молодой

семьи» (по желанию, для родителей, которые собираются привести детей в ДОУ).

Уточнение сроков приема ребенка в ДОУ.

Оформление договора.

Июнь-июль

Прием ребенка в группу.

Накануне, знакомство  воспитателя с родителя-

ми, консультация по вопросам режима пребывания в группе, организации жизни в ДОУ. Беседа со старшей медсестрой.

Знакомство с воспитателями, с режимом дня,

 с особенностями первых дней пребывания ребенка в ДОУ.

Июнь –июль

Оформление индивидуальных диагностических карт нервно-психического и физического развития ребенка и определение степени его субъективной готовности к посещению ДОУ.

Анкетирование родителей по выявлению социального статуса семьи: полная, неполная, образование родителей и т.д.

Июнь

Анкетирование родителей «Мой ребенок». Индивидуальные консультации родителей по вопросу адаптации, привитию навыков самообслуживания.

Анкетирование родителей

«Мой ребенок».

Получение памятки «Что должны знать родители  к моменту поступления ребенка в детский сад».

Заповеди для родителей.

Июнь-июль

Подбор педагогической и методической литературы для родителей по вопросам  психофизического развития и адаптации ребенка к ДОУ.  

Изучение специальной литературы по вопросам адаптации, воспитания и развития детей раннего возраста.

Июль-август

Оформление родительского уголка с учетом интересов родителей, индивидуальные консультации на актуальные темы.

Участие родителей в организации развивающей среды группы, благоустройство территории ДОУ.

Сентябрь

Подготовка и проведение первого родительского собрания. Подведение итогов адаптационного периода.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности.

Посещение родительского собрания в группе.

Заполнение анкеты

«Мой малыш растет».

Мониторинг «Ожидания родителей от детского сада».

Сентябрь

Выпуск стенгазеты

«Я расту!»

Составление портфолио на ребенка.

Предоставление фото и видео-материалов о жизни ребенка в семье, проведении семейных праздников и

досугов.

Только при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: родителей, воспитателей и их помощников, психологов, медицинских работников—возможно будет получить положительные результаты:

--не навредить ребенку, не подвергать риску его психическое и физическое

здоровье;

--помочь ребенку легко и в минимальные сроки адаптироваться к детскому саду;

--создать благоприятный микроклимат в группе;

--наладить тесный доверительный контакт с родителями.

Задача педагогов детского сада спланировать работу с родителями грамотно, творчески, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи и каждого воспитанника!

   

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С.Комарова, Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», Мозаика-Синтез, М., 2012.
  2. К.Л.Печора, развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, М., 2006.
  3. С.Н.Теплюк, Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина, Дети раннего возраста в детском саду, Мозаика-Синтез, 2008.
  4. В.Г.Алямовская, Ясли—это серьезно, Линка-Пресс, М.,2000.

     5. Журнал «Старший воспитатель» №2, август, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей 4-го года жизни.

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психич...

Особенности развития детей 5-го года жизни

Возрастные особенности детей 5 года жизни...

Особенности развития детей 4-5 года жизни

Психо-физиологические особенности детей средней группы....

Презентация для родительского собрания "Особенности развития детей 4-го года жизни"

Материал о том, как развивается ребёнок в этом возрасте, психологические особенности, рекомендации для родителей....

Родительское собрание "Особенности развития детей 3-4 года жизни"

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к младшему  дошкольному возрасту. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальн...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни»

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни» ...