Родительское собрание "Особенности развития детей 3-4 года жизни"
материал (младшая группа)

Борисенко Тамара Васильевна

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к младшему  дошкольному возрасту. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._4-yy_god_zhizni.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».

Повестка дня:

1.Вводная часть. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

2.Сенсорное, речевое развитие детей четвёртого года жизни.

3. Советы родителям.

Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном, речевом  развитии детей младшего дошкольного возраста.


Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет; дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.


Вводная часть.
 Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести.

Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок - не главный в семье, а часть семьи.

Игра “Перемены”

Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого 2 детей, кто любит кошек и т.д.)

Обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к младшему  дошкольному возрасту. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, и  не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей.

Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Поэтому

1-Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Стал ли он другим за 6 месяцев?

- Что нового появилось?

(высказывания родителей)

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберём ситуацию.

Ситуация для анализа.

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? И почему?

Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?

Как выходили из таких ситуаций?

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

(обсуждение с родителями).

Х .Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

Х.Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

Х.Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Х.Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Х.Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

Х.Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

Х.Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека.

Особенности детей в возрасте 3–4 года .

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет.

В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции.

Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей.

Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности.

Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира.

Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов.

Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша.

При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время.

Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.

Как происходит развитие ребенка в этом возрасте?

3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире.

Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз.

К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители. (Дети приносят поведение из семьи, и не могут его завуалировать, изъяны воспитания…)

В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является, игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями.

Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр.

Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3–4 лет?

Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время.

В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности.

В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры.

Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий.

Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур.

Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам.

Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей.

Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое.

Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов.

Помимо всего прочего, необходимы ребенку и специальные занятия по развитию речи. Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет:

в три года ребенок должен знать порядка полутора тысяч слов, в четыре – уже около двух тысяч;

малыш должен пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику;

изменения в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а произношение становится более четким;

малыш должен прислушиваться к новым для него звукам и пытаться повторять их; в данном возрасте ребенок должен начинать формировать свои собственные слова и словоформы;

малыш пытается рифмовать слова, иногда даже сочинять небольшие стишки; допустимы ошибки в речи, ребенок в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел и слышал;

в таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения, поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если он не выговаривает все слова и звуки;

нормальным для малыша является путать местами звуки и слоги в словах. Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте.

Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает. Главное, чтобы малыш стремился к развитию и пытался произносить новые слова и новые для него звуки

Важно, чтобы в возрасте 3–4 лет дети могли самостоятельно формулировать простые предложения и описывать предметы или события.

При этом малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным.

Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.

Возрастные психологические особенности .

Какие возрастные психологические особенности детей 3-4 лет?

У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так называемый кризис 3 лет.

Именно в это время появляются изменения в поведении ребенка.

Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо.

Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». 

В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно выполнять действия.

На родителей в столь сложный, но в то же время интересный период возлагается важная задача – помогать ребенку во всем.

Здесь важно ни в коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его и помогать, правильно делать что-то.

Это поможет малышу научиться верить в собственные силы.

Также родителям нужно подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет ощущал свою уверенность и успешность.

В такой период очень важно, чтобы ребенок ощущал заботу и поддержку не только родителей, но и воспитателя.

Для успешного развития малыш должен доверять находящимся рядом с ним взрослым и быть привязанным к ним. Данное условие является обязательным для сотрудничества ребенка и взрослого, чтобы малыш под руководством своего родителя мог выполнять действия, учиться и развиваться

Несколько советов .

Родители детей 3–4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка.  Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка, и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов. Чтобы направить ребенка в правильное русло, нужно учесть все возрастные особенности детей 3-4 лет.  

Советы родителям:  1.При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными.

2. Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах.

3.Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки.

4.Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста.

5.Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу.

6.Основное правило для родителей – следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием.

3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности.

Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.

как не надо себя вести.

  • Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
  • Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
  • Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
  • как любить своего ребёнка
  • правило первое:
  • уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
  • правило второе:
  • уметь говорить проявляя мягкость и уважительность исключая назидательность, грубость и хамство.
  • правило третье:
  • наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.
  • правило четвёртое:
  • достичь успехов в воспитании можно лишь тогда,  когда родители - пример для подражания.
  • правило пятое:
  • признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности детей 4-го года жизни»

В конспекте описаны основные особенности детей четвертого года жизни....

Презентация для родительского собрания "Особенности развития детей 4-го года жизни"

Материал о том, как развивается ребёнок в этом возрасте, психологические особенности, рекомендации для родителей....

Выступление на родительском собрании "Вопросы адаптации к ДОУ. Особенности развития детей 3-го года жизни"

Вопросы адаптации ребенка к новым условиям пребывания в детском саду волнуют и родителей, и педагогов. Родители заранее должны готовить детей к поступлению в детское учреждение. Приучать ребенка к сам...

Родительское собрание. Тема собрания: Познавательно-речевое развитие детей 5-го года жизни

Создание условий для речевого развития детей, формирование педагогической культуры родителей...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни»

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни» ...