«В гостях у хозяйки чума»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ладонова Людмила Николаевна

Расширять  представления детей о жизни селькупов, через знакомство с национальной кухней, традициями, бытом.  Обогащать словарный запас детей.  Познакомить детей со словами селькупского языка:  вареная рыба  (кэлы), рыба, обжаренная на палках (чопс), строганина (туш), икра (тыр), ягода (топыр),  брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак), кедровые шишки (тытын сеткы), селькупские лепёшки (няй).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayki_chuma.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «В гостях у хозяйки чума»

Цель: Знакомство с национальной кухней селькупов.

Задачи:  Расширять  представления детей о жизни селькупов, через знакомство с национальной кухней, традициями, бытом. Познакомить с названиями селькупских блюд, развивать вкусовые качества у детей. Воспитывать речевую культуру детей. Обогащать словарный запас детей.  Познакомить детей со словами селькупского языка:  вареная рыба  (кэлы), рыба, обжаренная на палках (чопс), строганина (туш), икра (тыр), ягода (топыр),  брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак), кедровые шишки (тытын сеткы), селькупские лепёшки (няй).

Материалы и оборудование: Аудио запись игры на  селькупских национальных инструментах; варёное мясо оленя; ягоды родного края; рыба варёная, жареная, рыбная икра; селькупский хлеб.

Методические приемы: Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса. Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. В ходе игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми.

Ход мероприятия:

(В группе оформлена выставка детских творческих работ: «Северные мотивы».  Стоит чум, имитация костра, звучит национальная мелодия).

Педагог (хозяйка чума) говорит загадку:

                                       Шкуры, жерди.

                                       Строим дом.

Помогают все кругом.

Применив смекалку, ум

В тундре возвели мы...(чум)

(Хозяйка чума предлагает детям пройти в чум и присесть вокруг костра).

Хозяйка чума: Чум – это основное жилище  селькупов, характерное для многих коренных народов Крайнего Севера. Северный народ, селькупы, по вечерам всегда садятся у костра,  выделывают шкуры или шьют одежду, вышивают бисером, - они поют свои песни и рассказывают легенды, сказки, стихи.

Хозяйка чума: Ребята, мы с вами тоже знаем стихи о северных народах.  Давайте расскажем.

Ребенок.          

Люди, знающие тундру,

Люди северных широт

И живут в просторных чумах:

Где их теплые постели,

Где вскипает чай горячий,

Где, как брата, гостя ждут…

Ребенок.

Тихо в тундре на рассвете -
даже речка не шумит,
даже сам бродяга - ветер
лапы вытянул и спит.

Хозяйка чума: У жителей Севера есть старинный обычай, который гласит: сначала напои и накорми гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.

Ребенок.

Строганина на столе

Рыбная, мясная.

На Ямальской, на земле

Пища кочевая.

Не успеешь настрогать,

А ее уж нету.

Дети кушают ее

В тундре как конфету.

Ребенок.          

Есть на севере у нас, ягода – морошка,

Вам понравится она, съешьте хоть немножко

В лес по ягоды пойдем, веселее ножки

Много- много наберем ягоды – морошки

От пискливых комаров не свернем с дорожки,

Хватит мне и всем друзьям ягоды – морошки.

Хозяйка чума: Селькупы – очень  мудрый, добрый, гостеприимный народ, любящий и берегущий свой родной край. Сегодня родители детей коренной национальности приготовили для вас национальные блюда, которые вы сейчас будете пробовать. Давайте пройдем к столу.

(Дети подходят к столу, на котором располагаются блюда национальной селькупской кухни)

Хозяйка чума: Посмотрите сколько вкусных селькупских блюд. Давайте их попробуем, и я вам назову их на селькупском языке, а вы мне будете помогать.

Вареная рыба  (кэлы).

Какая рыба живет в нашей реке?  Щука, язь, налим, нельма, муксун, карась.

Рыба, обжаренная на палках (чопс).

Строганина (туш).

 Из какой рыбы селькупы делают строганину?  Белая рыба

Икра (тыр) – самая ценная пища, икру так называемой чёрной рыбы (язя, сороги, момчика) варят и смешивают с ягодами, а также  с рыбьим жиром. Икру белой рыбы (щекура, муксуна) в основном едят в сыром виде.

Ягоды (топыр): брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак)

Какие еще ягоды растут у нас в лесу? Смородина красная и черная, малина.

 Кедровые шишки (тытын сеткы)

Как селькупы добывают кедровые шишки? В конце августа идут в лес, взяв собой колотушку. Ею бьют по дереву, шишки падают, их собирают и в ручную шелушат, бьют, мнут. Орехи выпадают.

Селькупские лепёшки (няй).

 (Педагог, при озвучивании названий предметов на селькупском языке, просит детей повторять названия  на селькупском языке).

Хозяйка чума: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Угадай на вкус». (Дети с закрытыми глазами отгадывают селькупскую пищу на вкус).

Хозяйка чума: Вы молодцы! Все угадали правильно. Я приготовила для вас гостинцы! (Вручает детям корзиночки с кедровыми шишками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Развлечение в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки чума»

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жиз...

«Эколята в гостях у Хозяйки чума». Тематический праздник-посвящение в Эколята детей 5 – 7 лет.

В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля – «Праздника Эколят – Молодых защитников природы», с целью формирования у...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "В гостях у хозяйки чума"

Непосредственно - образовательная деятельность воспитателя с детьми по познавательному развитию построена в форме сюжетно - ролевой игры. Во взаимодействии с воспитателем дети упражняются в умении про...