Методическая разработка на тему:"Развитие культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"
методическая разработка (младшая группа)

Степанян Анна Багратовна

Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanyan.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская методическая разработка на тему: «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» Выполнил: воспитатель ГБДОУ № 136 Выборгского р-на г.Санкт -Петербург Степанян А.Б .

Слайд 2

Актуальность: Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) требует от воспитателя определенных знаний, умений и трудовых действий (Проф. стандарт приказ №544 от 18 октября 2013г) Осуществлять планирование и реализацию образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностною сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Слайд 4

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ( ФГОС №1155 от 17 октября 2013г., п. 2. 6 ) Направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; С тановление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, Ф ормирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Ф ормирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Ф ормирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Слайд 5

Целевые ориентиры: - владеет простейшими навыками самообслуживания (умывание, переодевание) - навык культуры поведения - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, и пр.) и умеет пользоваться ими. -умение выполнять социальные требования жизни в обществе: опрятность, культура быта, поведение за столом; -способен к самостоятельным действиям в ситуациях культурно-гигиенических навыков; - проявляет познавательный интерес к художественной литературе; - активная игровая деятельность, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; - стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Слайд 6

Профессиональные задачи: Обучать детей этике поведения во время приёма пищи Развивать навыки самообслуживания и элементарного бытового труда ( держать правильно ложку и самостоятельно кушать, самостоятельно снимать и одевать одежду, мыть руки). Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание . Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Активизировать познавательный интерес. Создавать игровые ситуации. Приобщать к восприятию художественной литературы.

Слайд 7

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста: Ведущая деятельность в раннем детском возрасте – предметно- манипулятивная деятельность. Психологические новообразования возраста – первичное самосознание, активная речь, наглядно-действенное мышление. Особенности развития двигательной сферы: овладение предметными действиями (соотносящими и орудийными); бурно развивается мелкая моторика (шнуровка, бросание предметов в цель, действия с пирамидкой, кубиками, матрешками и др.); идет дифференциация функций ног и овладение навыком езды на велосипеде, умениями подниматься по лестнице, бегать и др. Особенности развития познавательной сферы: познание мира окружающих вещей, начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания; начало развития логических операций и наглядно-действенного мышления. начальный этап соединения речи с мышлением; формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов (формы, цвета и величины); память отличается непроизвольностью и кратковременностью; внимание неустойчиво, быстро переключаемо и непроизвольно. Особенности развития личностной сферы: осознание себя как личности и отделение себя от других, появление потребности в самостоятельности; становление самооценки и некоторых социальных чувств (гордости, стыда, эмпатии ); создаются первые образы о настроении людей; развивается мотивационная сфера, где в основе лежат потребности в общении, в активной деятельности, в самостоятельности и др. Особенности развития социальной сферы: совместная деятельность детей и взрослых становиться предметной; развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения; освоение правил пользования предметами домашнего обихода; начало продуктивной деятельности; формирование навыков самообслуживания (при приеме пищи, в ходе утреннего и вечернего туалета, навыки одевания и раздевания и др. идет первичное усвоение нравственных норм общения и взаимодействия с предметами, в результате могут формироваться такие качества, как доброжелательность, бережливость, уважительность, терпеливость, аккуратность и др.

Слайд 8

Реализация поставленных задач осуществляется в рамках, в ходе: - Образовательная область «Познавательное развитие»; - Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»; - режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности; - Специально-организованной деятельности детей и взрослых во взаимодействии; - Взаимодействия с родителями;

Слайд 9

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: - образовательная ситуация в режимных моментах; - игровая ситуация - показ и объяснение; - пример; - поощрение; - беседа; - упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; - чтение художественной литературы: потешки , стихи. - систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Слайд 10

- Игровая ситуация (сюрпризный момент, проблемная ситуация, интрига) - Игровая задача - Игровые правила - Коммуникация (управление), (кто главный, кто за что отвечает, как договориться….) - Собственно деятельность в игре, в которой формируются навыки (гигиенические, речевые, социальные….) - Среда игры - Оценка степени выполнения игровой задачи (получилось-не получилось, умеешь – не умеешь…) Игра, как основной метод развития гигиенических навыков (структура):

Слайд 11

Игровое занятие «Незнайка идёт в гости» Сюрпризный момент : появление расстроенного Незнайки. ( На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться). Игровая задача : Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть? Игровые правила : беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций. Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса. Деятельность : дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают. Среда игры : кукла Незнайка, полный аутфит ( одежда, обувь), иллюстрации, модель последовательности. Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).

Слайд 12

Самостоятельная игровая деятельность: Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому первоочередной задачей было создание такой пространственной среды, которая стимулировала бы разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.

Слайд 13

Организация и содержание режимных моментов: Утренний приём : приветствие, индивидуальная беседа, контроль внешнего вида, аккуратности причёски. Туалет (по индивидуальной потребности ребёнка): ребёнок сам контролирует свою нужду, берёт в туалетной комнате свой горшок, делает всё самостоятельно, но под контролем воспитателя. Умывание (организуемый момент в течение дня по мере необходимости) : дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя моют руки с мылом и вытирают насухо их личным полотенцем, которое затем передают воспитателю. Приём пищи (организуется 3 раза в день) : перед приёмом пищи дети моют руки, а затем садятся за столы каждый на своё место. После подачи блюда, не мешая друг другу, самостоятельно кушают, хорошо пережёвывая еду, держа правильно столовый прибор в руке (ложку) и пьют из кружки. По завершении каждый ребёнок благодарит, встаёт, задвигает стул и подходит к воспитателю за салфеткой, которой в дальнейшем вытирает рот и самостоятельно выбрасывает в мусорное ведро. Дневной сон : ребёнок берёт стульчик и ставит его к своей раскладушке. Садится и сам по порядку раздевается, вешает одежду на спинку стула и одевает пижаму . Затем ложится на раскладушку и укрывается одеялом. Прогулка (дневная, вечерняя): каждый ребёнок знает свой шкафчик, открывает, достаёт верхнюю одежду и, не мешая остальным, одевается/раздевается по порядку. Затем все держась за поручни спускаются с лестницы и за воспитателем выходят на улицу строго на свою площадку. Все режимные моменты проводятся под контролем и с частичной помощью воспитателя.

Слайд 14

Организация и содержание режимных моментов:

Слайд 15

Специально-организованная деятельность: Навыки мытья рук и умывания: Создание мотивации : Приход в гости литературного героя, игрушки (У куклы грязные ручки. Можно такими руками здороваться (кушать?)). Почему? Цель : Что нужно сделать? - Вымыть ручки. Освоение культурно-гигиенических навыков : Беседы с детьми «Как нужно мыть руки», повторение правил умывания, рассматривание моделей последовательности мытья рук, показ, поощрение, контроль, дидактические игры: «Водичка, водичка…», «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».чтение М.Яснов «Я мою руки», К.Чуковский « Федорино горе», «Мой додыр », «Девочка чумазая» А. Барто , а также стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»,«Так , что дети постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь», «Надо тёплою водой, руки мыть перед едой». Предметно-развивающая среда : умывальные принадлежности, иллюстрации, модели последовательности процесса, кукла.

Слайд 16

Специально-организованная деятельность: Навыки культуры еды и поведения за столом через: - Игровые ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры-занятия: «Напоим куклу Машу чаем», «Мы готовимся к обеду», «Принимайся за обед», «Сервируем стол», «Обед у кукол», «угостим кукол чаем». - Чтение стихотворения, потешек : С.Капутикян « Маша обедает», «Ладушки, ладушки..», «Сорока-белобока..», «Этикет для карапузов»( и.Горюнова ) ), «Про девочку, которая плохо кушает» ( С.Михалков ) . Предметно-развивающая среда: Столовые приборы, посуда, кухонный уголок, детская мебель( стол стулья), куклы, салфетки, иллюстрации, картинки.

Слайд 17

Специально-организованная деятельность: Навыки самообслуживания Мотивация : появление игрушки, куклы, литературного героя.. Игры: Дидактические: «Найди пару», «Кукла Маша идёт гулять», «Уложим куклу Машу спать», « Причешем куклу Катю» и т.д. Игровая ситуация «Неряшливый шкафчик», «Ботинки прячутся», «Куклы проснулись и одеваются», «Складываем одежду в шкафчик» Настольные: « Весёлые шнурочки », «Волшебные пуговки» Упражнение : «Что за чем?», «Мокрый-сухой» Предметно-развивающая среда: иллюстрации, модели последовательности процесса, куклы и одежда для них, обувь разного вида, расчёска, кроватка.

Слайд 18

Специально-организованная деятельность: Навыки культуры поведения Игровой приём : «Покажем Мишутке, как расставлять книжки по местам» Упражнение: Соберём игрушки на полочку», «Так или не так?» Игры: « К нам гости пришли», «Как зайка играет с товарищами », «Поможем мишке попросить зайку помочь », «Ласковое имя», « Плакать не надо» Чтение потешек и стихов, например: «Ну, теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно, убирать и не ломать, завтра будем вновь играть», «Что такое хорошо, и что такое плохо?» В. Маяковского, «Что взяла клади на место» В. Александровой, А. Барто «Мяч».

Слайд 19

Формы работы с родителями: - Индивидуальные беседы - Стендовая информация - Анкеты - Родительские собрания - Консультации

Слайд 20

Педагогическая диагностика: 4 месяца проводились регулярные сюжетно-ролевые и дидактические игры, создавались игровые ситуации, моделирующие общественную культуру поведения и навыки пользования предметами личной гигиены, столовыми приборами, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, а также использование различных речевых упражнений (стишки, потешки ) и чтение художественной литературы для детей раннего возраста . Единство требований взрослых( воспитатель и родители) дали хороший результат. Дети проявляли активный интерес и участие в предложенных игровых ситуациях, которые использовали в дальнейшем при самостоятельной игровой деятельности, помогали друг другу, у детей появилась активная совместная деятельность; эмоционально откликались на чтение художественно литературы; научились правильно держать ложку и самостоятельно кушать, а также усвоили правила поведения за столом, научились переодеваться с минимальной помощью воспитателя, стали обращать внимание на опрятность своего внешнего вида и вида сверстников.

Слайд 21

Используемая литература: - Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования№1155 от 17.10.2013 - Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013 № 544 - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "перспективное планирование развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены игры, перечень художественной литературы,игровые ситуации...

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

Методическая разработка на тему: "Воспитание культурно гигиенических навыков в младшей группе"

Данная методическая разработка поможет нгачинающим педагогам грамотно рганизовать работу во воспитанию у малышей культурно гигиенических навыков....

Методическая разработка на тему дикие животные «Путешествие Колобка» в первой младшей группе

Методическая разработка на тему дикие животные "Приключение колобка"...

Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"

Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....