Программа по дополнительному образованию «Мы — художники» для средней группы
рабочая программа (средняя группа)

Зеель  Надежда Александровна
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Но, наблюдая за детьми в средней группе, было замечено, что, у многих детей недостаточно развита речь и мелкая моторика рук. Поэтому дети со слабо развитой мелкой моторикой боятся рисовать, им кажется, что у них ничего не получится. Для того чтобы дети почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигать желаемого результата. Данная программа превышает образовательные стандарты ДОУ в том, что развивает мелкую моторику, речь и детское художественное творчество средствами нетрадиционных техник рисования, а также использованием в работе различных изобразительных материалов и инструментов. Цель программы: развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность. Задачи программы: 1. Учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель); 2. Учить различать основные цвета (красный, желтый, синий, основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник); 3. Развивать речь и мелкую моторику рук; 4. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; 5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, любовь и уважение к изобразительному искусству. Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками, набрызг, и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия на кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность; работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Содержание занятий Практические занятия совмещены с теоретическими. В организации занятия можно выделить следующие этапы работы: - организационная часть; - повторение пройденного; - изложение нового материала; - подготовка к практической работе; - практическое выполнение работы; - заключительная беседа, подведение итогов; - уборка рабочего места. Для ведения занятий имеется вся необходимая литература. К каждой теме разработаны готовые изделия для наглядного показа и методические пособия. Для реализации программы используются необходимые для работы инструменты и приспособления (краски, гуашь, баночки с водой, тряпочки, кисточки по две на ребёнка, образцы, листы для рисования, трафареты, свечи, восковые мелки, фартук для детей). Применяемые техники для детей среднего дошкольного возраста: 1. Тычок жесткой полусухой кистью; 2. Рисование пальчиками; 3. Рисование ладошкой; 4. Оттиск поролоном; 5. Оттиск смятой бумагой; 6. Восковые мелки + акварель; 7. Пластилинография; 8. Отпечатки листьев. Форма занятий и режим работы - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы, каждый четверг в 16.00. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 20 минут. 36 учебных часа в год. Способы оценки полученных результатов. Диагностика проводится два раза в год (в начале учебного года и в конце). Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы: 1. Проведение выставок детских работ; 2. Проведение открытого мероприятия. Срок реализации программы - 1 учебный год, возраст детей 4-5 лет Ожидаемые результаты: 1. Дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы; 2. Дети научатся приемам работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок); 3. Дети научатся различать основные цвета и основные геометрические фигуры; 4. У детей разовьется мелкая моторика рук и речь; 5. Разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; 6. Появится любовь и уважение к изобразительному искусству, сформируется художественный вкус и чувство гармонии. План работы кружка Месяц Название Программное содержание Сентябрь 1. «Мухомор» Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия. Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. 2. «Ветка рябины» Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками. Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. 3. «Яблочный компот» Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватной палочкой. Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. 4. «Деревья осенью» Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой. Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. Октябрь 1. «Осенний лес» (коллективная работа) Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток. Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику. 2. «Листопад» (коллективная работа) Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками). Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения. 3. «Фрукты» (натюрморт) Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков. Задачи: Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность. 4. «Паутина» Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком. Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество. Ноябрь 1. «Белочка в дупле» Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками. Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 2. «Моя любимая игрушка» Нетрадиционная техника: Пуантилизм. Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 3. «Волшебные зонтики» Нетрадиционная техника: Пластилинография. Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. 4. «Котенок» Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью. Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. Декабрь 1. «Домик» Нетрадиционная техника: Оттиск пенопластом. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. 2. «Зимнее дерево» Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой. Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. 3. «Елочка» Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 4. «Укрась елочку бусами» Нетрадиционная техника: Рисование палочками, оттиск пробкой. Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету. Январь 1. «Красивые снежинки» Нетрадиционная техника: Свеча, акварель. Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. 2. «Снеговик» Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватными палочками. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. 3. «Зима» Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге. Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. 4. «Метель» Нетрадиционная техника: Ниткография. Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Февраль 1. «Укрась варежки» Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. 2. «Северное сияние» Нетрадиционная техника: Монотипия. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. 3. «Придумай и дорисуй» Нетрадиционная техника: Создание образов. Задачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение. 4. «Кораблик» Нетрадиционная техника: Пластилинография Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. Март 1. «Цветок для мамы» Нетрадиционная техника: Пуантилизм. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции. 2. «Волшебный цветок» Нетрадиционная техника: Рисование пастелью. Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета. 3. «Облака» Нетрадиционная техника: Рисование по сырому. Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. 4. «Весеннее солнышко» Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. Апрель 1. «Деревья смотрят в лужу» Нетрадиционная техника: Монотипия. Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева. 2. «Космос» Нетрадиционная техника: Граттаж. Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. 3. «Весенний пейзаж» Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой. Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. 4. «Цветущая ветка» Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация. Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Май 1. «Праздничный салют» Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель. Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. 2. «Красивые бабочки» Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой. Задачи: Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета. 3. «Бабочка» Нетрадиционная техника: Монотипия. Задачи: Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление. 4. «День защиты детей» (плакат) Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию «Мы — художники» для средней группы

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Но, наблюдая за детьми в средней группе, было замечено, что, у многих детей недостаточно развита речь и мелкая моторика рук. Поэтому дети со слабо развитой мелкой моторикой боятся рисовать, им кажется, что у них ничего не получится. Для того чтобы дети почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигать желаемого результата.

Данная программа превышает образовательные стандарты ДОУ в том, что развивает мелкую моторику, речь и детское художественное творчество средствами нетрадиционных техник рисования, а также использованием в работе различных изобразительных материалов и инструментов.

Цель программы: развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность.

Задачи программы:

1. Учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель);

2. Учить различать основные цвета (красный, желтый, синий, основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);

3. Развивать речь и мелкую моторику рук;

4. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, любовь и уважение к изобразительному искусству.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками, набрызг, и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия на кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность; работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

Содержание занятий

Практические занятия совмещены с теоретическими. В организации занятия можно выделить следующие этапы работы:

- организационная часть;

- повторение пройденного;

- изложение нового материала;

- подготовка к практической работе;

- практическое выполнение работы;

- заключительная беседа, подведение итогов;

- уборка рабочего места.

Для ведения занятий имеется вся необходимая литература. К каждой теме разработаны готовые изделия для наглядного показа и методические пособия.

Для реализации программы используются необходимые для работы инструменты и приспособления (краски, гуашь, баночки с водой, тряпочки, кисточки по две на ребёнка, образцы, листы для рисования, трафареты, свечи, восковые мелки, фартук для детей).

Применяемые техники для детей среднего дошкольного возраста:

1. Тычок жесткой полусухой кистью;

2. Рисование пальчиками;

3. Рисование ладошкой;

4. Оттиск поролоном;

5. Оттиск смятой бумагой;

6. Восковые мелки + акварель;

7. Пластилинография;

8. Отпечатки листьев.

Форма занятий и режим работы - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы, каждый четверг в 16.00. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 20 минут. 36 учебных часа в год.

Способы оценки полученных результатов. Диагностика проводится два раза в год (в начале учебного года и в конце).

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

1. Проведение выставок детских работ;

2. Проведение открытого мероприятия.

Срок реализации программы - 1 учебный год, возраст детей 4-5 лет

Ожидаемые результаты:

1. Дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы;

2. Дети научатся приемам работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок);

3. Дети научатся различать основные цвета и основные геометрические фигуры;

4. У детей разовьется мелкая моторика рук и речь;

5. Разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

6. Появится любовь и уважение к изобразительному искусству, сформируется художественный вкус и чувство гармонии.

План работы кружка

Месяц Название Программное содержание

Сентябрь

1. «Мухомор»

Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия. Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.

2. «Ветка рябины»

Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками.

Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

3. «Яблочный компот»

Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватной палочкой.

Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.

4. «Деревья осенью»

Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой. Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Октябрь

1. «Осенний лес» (коллективная работа)

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток. Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.

2. «Листопад» (коллективная работа)

Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками).

Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.

3. «Фрукты» (натюрморт)

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков.

Задачи: Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.

4. «Паутина»

Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком. Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.

Ноябрь

1. «Белочка в дупле»

Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.

Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

2. «Моя любимая игрушка»

Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета.

3. «Волшебные зонтики»

Нетрадиционная техника: Пластилинография.

Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

4. «Котенок»

Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.

Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

1. «Домик»

Нетрадиционная техника: Оттиск пенопластом. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

2. «Зимнее дерево»

Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой. Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

3. «Елочка»

Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

4. «Укрась елочку бусами»

Нетрадиционная техника: Рисование палочками, оттиск пробкой. Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.

Январь

1. «Красивые снежинки»

Нетрадиционная техника: Свеча, акварель. Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

2. «Снеговик»

Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватными палочками. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике.

3. «Зима»

Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге. Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

4. «Метель»

Нетрадиционная техника: Ниткография. Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Февраль

1. «Укрась варежки»

Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

2. «Северное сияние»

Нетрадиционная техника: Монотипия. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

3. «Придумай и дорисуй»

Нетрадиционная техника: Создание образовЗадачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение.

4. «Кораблик»

Нетрадиционная техника: Пластилинография Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Март

1. «Цветок для мамы»

Нетрадиционная техника: Пуантилизм. Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.

2. «Волшебный цветок»

Нетрадиционная техника: Рисование пастелью. Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

3. «Облака»

Нетрадиционная техника: Рисование по сырому.

Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

4. «Весеннее солнышко»

Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

Апрель

1. «Деревья смотрят в лужу»

Нетрадиционная техника: Монотипия. Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

2. «Космос»

Нетрадиционная техника: Граттаж.

Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

3. «Весенний пейзаж»

Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой. Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.

4. «Цветущая ветка»

Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация. Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Май

1. «Праздничный салют»

Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель. Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

2. «Красивые бабочки»

Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой. Задачи: Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.

3. «Бабочка»

Нетрадиционная техника: Монотипия.

Задачи: Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.

4. «День защиты детей» (плакат)

Нетрадиционная техника: Рисование ладошками. Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Программа по дополнительному образованию «Развивалка» Для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Ведущими целями программы «Развивалки» являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.  Для достижения целей программы первостепенное значение и...

Программа дополнительного образования кружок "Мастерская чудес" (средняя группа)

Данная программа разработана для детей 4-5 лет. Праграмма вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изо...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Средняя группа 2017-2018 уч. г.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Всезнайки» для детей средней группы «Капитошка»

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государст...