Организация работы психокоррекционных детско-родительских групп для детей с ОВЗ на базе Психоневрологического дневного стационара.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тинт Наталия Викторовна

организация работы психокоррекционных детско-родительских групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл организация работы 287.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы психокоррекционных детско-родительских групп для детей с ОВЗ на базе Психоневрологического дневного стационара. 

Тинт Н.В. (логопед первой квалификационной категории)
Обидейко Ю.В (семейный  психотерапевт)
Романов А.М. (
кандидат психологических наук, психолог высшей категории).

   Дневной стационар Центра Восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина осуществляет лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста, имеющим различную психическую патологию: ЗПР, умственная отсталость различной степени выраженности, РАС, шизофрения, эпилепсия, органического поражение головного мозга.  Практически все дети, получавшие помощь в нашем отделении, страдают нарушениями речи различной степени выраженности: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания, системные нарушения речи разной степени выраженности.  

   В стационаре действует установка на организацию охранительного, щадящего психотерапевтического режима. Реабилитация ведется в режиме детского дошкольного отделения, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и при возвращении в свое ДУ, а также позволяет проводить весь комплекс лечебно-коррекционных мероприятий без отрыва ребенка от семьи. 

   Хочется отметить, что работа всех специалистов стационара ведётся в одном ключе, только в этом случае можно говорить о качественной реабилитационной и коррекционно-развивающей помощи детям.

   Несмотря на это, родители зачастую с опасением и недоверием приводят своих детей.  Очень часто, приводя ребёнка в стационар, они в большей степени озвучивают проблемы, связанные с речевыми нарушениями, закрывая глаза на проблемы связанные с нарушениями поведения и внимания. Они боятся огласки, установки диагноза, дальнейшего учета, закрываются от персонала и предлагаемой помощи, не посещают консультации врача психиатра и психотерапевта, что значительно усложняет процесс реабилитации. Тем самым упускают драгоценное время.

   Но и в массовых садах эти дети не получали качественной помощи, зачастую оставаясь изгоями в группе. Не умея объяснить желаемого, попросить помощи, нередко у малышей портился характер, они становились агрессивными и обижали сверстников, либо замкнутыми и угрюмыми, демонстрируя картинку аутизма. 

  Мы обратили внимание на то, что родители активно посещают   консультации и занятия с логопедами, выполняют их рекомендации, делятся своими тревогами, но, зачастую, с опасением посещают  консультации врача психиатра и психотерапевта, закрываются от персонала и предлагаемой помощи,  что значительно усложняет процесс реабилитации.  

   За время существования дневного стационара, а это уже более 40 лет, специалисты поняли, что без привлечения родителей, детям этого «нежного» возраста сложно оказать помощь и существенно изменить их психологический настрой. Чтобы исправить эту ситуацию, мы приняли решение о создании еженедельных детско-родительских групп с участием врача психотерапевта, психолога, логопеда и педагогического состава отделения. Лучшими, на наш взгляд, являются творческие вечера. Они проводятся в пятницу в 15.30, когда родители уже могут спокойно приехать за ребенком и посвятить время общению. Мероприятие состоит из двух частей: первая – творческая, вторая – развлекательная. Придумывались различные креативные идеи: мы раскрашивали гуашью макароны затейливых форм и надевали их на нитку, формируя бусы, учились вырезать короны из ярких бумажных тарелок, затем украшали их блестками и лентами.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_9008.jpg                   C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_8943.jpg

   Первое время родители крайне неохотно включались в подобную деятельность, старались передать сок и печенье и ждать снаружи. Да и персонал группы также с явной насторожённостью отнесся к этой идее. Но время показало, что эти встречи нужны как родителям, так и сотрудникам: сформировались доверительные теплые отношения между взрослыми, родители стали спокойно оставлять ребят в группе, зная, что в течение дня их будут окружать заботливые и внимательные взрослые. Ведь давно изученный факт, что дети «считывают» настроение своих родителей. Душевное спокойствие родителей постепенно передалось и детям. Их стало возможно быстрее успокоить и настроить на реабилитационные занятия. Родители начали прислушиваться к рекомендациям специалистов, охотнее приходить на открытые логопедические занятия, выполнять домашние задания, перестали бояться давать ребенку назначаемые медицинские препараты. Персонал группы также понял, что иметь родителей в союзниках гораздо спокойнее. 

   Еще одним нужным изменением стало формирование дружеских отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ. Ведь известно, что это самые уязвимые семьи, им сложно найти компанию для похода в зоопарк или в театр, поездки к реке или загородного пикника. С таким ребенком трудно  пойти в гости или встретиться с коллегами, да просто выйти для вечерней прогулки на площадку у дома. Многие родители испытывают чувство стыда и чувство вины, боятся «чужих» взглядов, осуждений  и нравоучений. В компании семей, имеющих схожие сложности, они ощущают спокойствие, делятся своим опытом, умеют поддержать и понять.  

   Мы проанализировали психологическое состояние родителей до и после посещения нескольких детско-родительских групп и пришли к выводу, что отношения родителей к персоналу стало более доверительным, увеличилось количество посещений консультаций логопеда, психолога.

   Таким образом, проводимые в наших стенах занятия способствуют созданию неких групп взаимопомощи, в которых родители больных детей могут оказывать поддержку друг другу. Это будет способствовать нормализации отношений в семьях, снижению напряжения и расширению круга взаимопомощи и поддержки. Ведь понимание того, что ты не одинок в своей проблеме, является очень важной поддержкой. Мы считаем, что подобные творческие вечера могут сделать чудеса. Ведь разве не чудо, когда еще одна семья стала счастливее.  

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия....

Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...

Презентация"Особенности организации работы в детско-родительских группах". (Группа «Неваляшки»)

Особенности организации работы в детско-родительских группах.(Группа «Неваляшки»)...

Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...

Схема организации работы учителя-дефектолога в группе для детей с ЗПР.

В схеме показана  организация работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, взаимодействие учителя-дефектолога со всеми участниками образовательного процесса....

Эссе воспитателя "«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

эссе Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения...