Развитие творческих способностей детей через театрализованную и конструктивную деятельность
консультация

Липина Татьяна Павловна

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Сообщение на тему:

 «Развитие творческих способностей детей через театрализованную и конструктивную деятельность»

Подготовила: старший воспитатель

Липина Т.П.

2020 год

Развитие творческих способностей через театрализованную и конструктивную деятельность.

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. 

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «Творчество» в общественном смысле означает «искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном».  Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе. Однако театрализованная деятельность и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Анализ  основной образовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой приводит к  выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе  художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и технологии, отвечающей современным требованиям.

И часто театрализация в детском саду превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений.

Конструктивная деятельность-это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

Постараемся разобраться, что способствует развитию театрализованной деятельности в детском саду.

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра инсценировок в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

Огромное значение имеет  чтение произведений художественной литературы.  Она является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. После прочтения сказки целесообразно с ребятами обговаривать образы сказочных животных, анализируя характер, движения, интонацию, например: лиса хитрая, передвигается плавно, изящно, говорит ласково, тихо, неторопливо.  В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. 

Полезным для детей является прослушивание аудиозаписей в исполнении профессиональных актеров. (сказка «Гуси-лебеди» в исполнении В.Смехова)

Включение в повседневную жизнь детей игр, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. (этюд «Страшный зверь).

С целью развития воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики использовать упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей в зверей», проигрывание вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов, а важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него. (картотека «Театрализованные упражнения и этюды для дошкольников»)

Игры на жестикуляцию вызывают особый задор не только у детей, но и у взрослых. В чем мы с вами убедились, проводя Театральный ринг на прошлой неделе.

«Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.

Полезно заучивать с детьми стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

 (Картотека стихов-диалогов)

 Знакомство детей с музыкальными произведениями. Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений и настроение. (прослушивание Выход зайчика, выход медведя)

Упражнение и игры для развития чистоты речи должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее. (картотека Упражнения для четкого произношения слов)

Для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности невозможно без организации развивающей предметно –пространственной среды в группе.

В группе должен быть оборудован театральный уголок, где ребёнок может побыть один или вдвоем, прорепетировать какую – нибудь роль и просмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,  необходимо разместить разные виды театров: 

*пальчиковый театр;

*кукольный театр;

*театр теней;

*ладошковый театр;

*театр – «мягкая игрушка»;

*плоскостной театр;

*настольный театр;

*варежковый театр;

*театр масок;

* театр ложек;

* магнитный театр;

* театр марионеток;

* театр «Би-ба-бо».

Также необходимы маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширмы для показа кукольного театра. Периодически обновлять материал, ориентируясь на интересы детей. Учитывая полоролевые особенности детей, необходимо размещать оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. В уголке можно разместить природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая и т.д.

Все это будет способствовать развитию творческих способностей детей, их культурному воспитанию.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Показать портрет художника В.М.Васнецова

Показать портрет художника И.И.Шишкина

У каждого художника есть любимая тема, в которой они работают. Виктор Михайлович Васнецова – тема сказок, народной шутки, скоморошества. Евгений Иванович Чарушин – один из лучших анималистов стране. Его любимая тема – животные, их мир, жизнь, ощущения. Иван Константинович Айвазовский любил рисовать море. Иван Иванович Шишкин природу, леса, поля. Илья Ефимович Репин-жизнь людей, события. Юрий Борисович Левитан – природу.

Показать репродукции картин  И.И.Шишкина,  В.М. Васнецова, Е.И. Чарушина,

И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, Ю.Б. Левитана.

Показать портрет композитора И.С.Баха

Показать портрет композитора В.А.Моцарта

Архитектурные строения Нижнего Новгорода

Государственный банк 1911-1913 года проект В.А.Покровского

Собор святого благоверного князя Александра Невского 1868-1881 года

Архитектор Лев Владимирович Даль

Речной вокзал Нижнего Новгорода 1962-1964 года архитектор М.И.Чурилин

Фабрика Маяк архитектор Ф.О.Шехтель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную и конструктивную деятельность»

Слайд 2

Творчество Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Слайд 3

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Слайд 4

В процессе конструирования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая постройку, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Слайд 8

Специальные театральные этюды и упражнения ; Игры на превращения; Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий; Ритмопластика; Игры на развитие двигательных способностей; Ритмический этюд; Музыкально-пластические импровизации; Жесты, мимика.

Слайд 9

О.Григорьев «Яма» - Яму копал? - Копал. - В яму упал? - Упал. - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждешь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? - Цела. - Значит живой? - Живой. - Ну, я пошел домой!

Слайд 11

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Задачи: Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение. Закреплять знани...

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы

Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...