Мастер-класс для педагогов "Театрализованная деятельность"
учебно-методический материал

Сэротэтто Ольга Александровна

повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Театрализованная деятельность»

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: 

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в речевом развитии детей.

Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

Выяснить образовательные потребности воспитателей в вопросах речевого развития.

Познакомить педагогов и с разными видами театров.

Участники:  воспитатели.

Форма проведения: мастер - класс.

Ход мастер - класса:

1. Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

2. Основная часть

 Мне хотелось чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует,  театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).
Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается  детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности:

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

1.1.Первый этап – подготовительный  

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции,  а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом.  Этот этап хорош ещё тем,  что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться  друг с другом, используя весь арсенал  выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

- мимическая гимнастика;

- игры – пантомимы

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1.Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА « Передавалки»
Цель: учить использовать выразительную мимику, налаживание контакта.

Передай улыбку соседу (по кругу).
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
Передай хлопок (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг».
Передай «страшилку»
Передай «смешинку».
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.


МИМИЧЕСКАЯ ИГРА « Угадай, что изображаю»

2.Театр «Эмоций"

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов: грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

1.2. Второй этап – использование театрализованных игр на занятиях и в свободной деятельности 

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

  • Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
  • Совершенствовать артикуляционный аппарат.
  • Развивать  пальчиковую моторику.
  • Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.
  • Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки  на развитие дикции

Все бобры добры для своих бобрят.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Добавить слово по рифме

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

1.3.Третий этап - инсценировки, драматизации 

Игра-драматизация:

  • Самый «разговорный»   вид    театрализованной    деятельности.
  • К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее  опыт.
  • Игра-драматизация оказывает:
  • Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  •  Способствует самопознанию и самовыражению личности;
  •  Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности  так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и  развитию речи, как игра-драматизация.

"Театра загадок"

"- Прыгун-трусишка, хвост-коротышка, глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, одёжка в два цвета: белая на зиму, серая на лето.(Заяц)

- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белка)

- Рыжая, с пушистым хвостом, живу в лесу под кустом. (Лиса)

- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ)

- Косолапый и большой спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд. Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

1.4.Виды театров, используемые в работе.

Пальчиковый театр

  • Способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр на перчатке

  • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • Помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба-бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Театрализованная деятельность

  • Развивает двигательную активность;
  • Расширяет знания об окружающем мире;
  • Позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • Влияет на речевую активность ребенка;
  • Закладываются основы нравственного воспитания;
  • Является основой для развития творческих способностей;
  • Прививает устойчивый интерес к литературе;
  • Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми. 

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку).

    Рефлексия «Маска»

- Всем участникам и гостям нашего мастер-класса:

"Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."

Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....

Мастер-класс «Речевые игры в деятельности детей средней группы»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторМорозова Надежда КалистратовнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшая категорияНазвание работыМаст...

мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"

Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

Мастер-класс Конспект непосредственно образовательной деятельности по области « Художественно- эстетическое развитие. Восприятие изобразительного искусства. Изобразительная деятельность. Рисование Зайка и его друзья

Задачи: Обучать нетрадиционной изобразительной технике рисования пальчиками. Наносить точки по всему шаблону « зайчика». Развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, повторять сло...