"Экологическое воспитание, как направление духовно - нравственного развития дошкольников".
материал (старшая группа)

Акимова Евгения Владимировна
Определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого - нравственного воспитания, так как считаю, что именно оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский  сад № 8 «Сказка»

 «Экологическое воспитание, как направление

духовно - нравственного развития дошкольников»

Автор:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Акимова Евгения Владимировна

                                                               г. Сергач
                                                   Нижегородской области

2020г.

 «Экологическое воспитание, как направление

духовно - нравственного развития дошкольников»

Актуальность.

       Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что именно оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

        Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель моей работы:

Создание психолого – педагогических условий для формирования духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через бережное отношение к природе.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи:

Продолжать закреплять значимость природы для жизни человека;

Сформировать интерес к окружающему миру, как к источнику жизни;

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

Показать значимость природы для жизни человека;

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе;

Воспитывать потребность в совершении добрых поступков по отношению к природе.

Одним из главных средств духовно – нравственного развития личности ребенка я выбрала - природу.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников.

«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его

Людей через посредство отечественного языка

Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы,

Нам же остается донести его до детей.

писал: русский педагог Д. К. Ушинский

    С целью  формирования  у дошкольников  духовно-нравственных ценностей через экологическое воспитание,  мною  был разработан  и выполнен долгосрочный  проект «Сбережём природу». В рамках этого проекта мной проводились Экскурсии.                                                                                 Я считаю, что нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их,  приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае я не только вызываю благородные чувства, но и способствую их закреплению .                                                                         На экскурсиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.                                                                                                  Нам удалось посетить парк и дендропарк, ребята были в полном восторге – такую красоту  они ещё не встречали, а так же во время экскурсии в дендропарк нам удалось увидеть необычное сооружение из веток и собрать красивые букеты из листьев.

        Так же в рамки проекта «Сбережём природу» вошли Целевые прогулки.

        Знакомя детей с природой, я формирую у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Во время  прогулок в природу можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. «Если хотите научить ребенка логически мыслить - ведите его в природу», - советовал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Акция «Родной наш край – береги и охраняй»

Так же совместно с детьми была проведена акция «Родной наш край береги и охраняй», где ребята призывали жителей  города беречь природу нашего края. Мы получили большой отклик от жителей города Сергача, чему конечно очень были рады и думаем, что наш призыв о бережном отношении  к природе не остался незамеченным.        

Взаимодействие с социумом.

Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.  Нам удалось побывать в «храме книг» - библиотеке, не только дети, но и мы, взрослые, могли соприкоснуться с книжным словом. И действительно «книги могут говорить…»        Так же нам удалось посетить краеведческий музей, где нам показали экспонаты животных, которые обитают в настоящее время и обитали на нашей малой Родине много лет назад. Не только ребята, но и мы взрослые находились под большим впечатлением. 

Трудовая деятельность в центре природы

В нашей группе оформлен центр природы, который  формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.                                                                                        Ухаживая за растениями инициативу в свои руки брали сами ребята. В своей работе со старшими дошкольниками я придерживаюсь формуле: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Я считаю, что педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах центра природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Трудовая деятельность на участке ДОУ.

Так же активно используем труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям, является способом развития наблюдательности, способствует формированию трудолюбия.

Квест – игра.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. И итогом наших совместных трудов стала, проводимая мною квест – игра, где дети снова смогли погрузиться в этот волшебный и самое главное добрый мир природы.                 Цель квест – игры: закрепление экологических представлений, нравственно-ценностного отношения к природе через игровую деятельность

Конкурс «Мир открытий»

Так же своим опытом по экологическому воспитанию  я совместно с ребятами поделилась на районном конкурсе «Мир открытий», где были награждены грамотой за участие. 

                                      Диагностика итоговая

Создание единой системы становления духовно-нравственных ценностей через экологическое воспитание в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дают результаты и приносят плоды.

Анализируя продукты детской деятельности  и данные наблюдений, результаты бесед с детьми, опросов воспитанников и их родителей можно проследить положительную динамику уровня духовно-нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения не только на природе, но и в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения, проявляют отзывчивость, доброжелательно относятся к живым существам, уважительно относятся к труду взрослых в природе, стали более ответственны за свои поступки.                                                                         Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в окружающем мире, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, отношении к природе.        Таким образом я делаю вывод, что используемая мной система экологического воспитания, система через которую произошло становление духовно – нравственных ценностей имеет высокую эффективность педагогического воздействия.

 

Транслируемость достижений.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной  работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, как начинающим, так и опытным педагогам, которым необходимо постоянно самосовершенствоваться.

Знакомя детей с природой, я  не только сообщала им конкретные знания, но и вызывала в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждала эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Я сделала все  для того чтобы мои ребята выросли людьми с духовно – нравственными ценностями и знаете я надеюсь, что у меня это получилось и хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реаг...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...

Конспект занятия Тема: «плохие» и «хорошие» поступки «Использование ИКТ-технологий в направлении духовно-нравственного развития дошкольников»

Тема: «плохие» и «хорошие» поступки«Использование ИКТ-технологий в направлениидуховно-нравственного развития дошкольников».Воспитатель Брыжик Е.А....