Доклад к педсовету на тему: Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)
методическая разработка (средняя группа)

Сальникова Марина Викторовна

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития.

В процессе формирования умственной деятельности дошкольников в формировании элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_ped.sov_.docx75.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 им. Л.Г. Венедиктовой структурное подразделение д/с №1 г. Маркса Саратовской области

Доклад  к педсовету на тему:

Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)

   Подготовила воспитатель I категории :Сальникова М.В.

Февраль,2020

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития.

В процессе формирования умственной деятельности дошкольников в формировании элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельностивыработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры)например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку?

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В такой деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов обучения.

Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методыметоды исследования, поиска, моделирование.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В. Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования ..., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Так же в деятельности по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, «Цветные счётные палочки Кюинезера», пособие Никитина "Сложи квадрат".

В своей работе ,мы педагоги ,часто используем логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Игры «Танграм» «Волшебный квадрат», многофункциональны и многовариантны, такие игры дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

В  основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.Модели числа. Лепка цифр и геометрических фигур.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина  и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Количественный счет и порядковый счёт легче усвоится детьми с помощью наглядной плоскостной модели "Домик, где знаки и числа живут".

Здесь используется прием счета предметов на картине.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления. Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть". Картинки по запросу "Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть"."

Модель «Неделя» показывает место каждого элемента недели в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм).

Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца).

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей старшего возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Использование метода моделирования, как указывает, помогает решать комплекс очень важных задач:

• развитие продуктивного творчества детей;

• развитие высших форм образного мышления;

• применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

• закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

• создание условий для делового сотрудничества;

• активизация математического словаря детей;

• развитие мелкой моторики руки;

• получение новых представлений и навыков в процессе работы;

• наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Еще одним из современных методов обучения математике является экспериментирование.

На занятиях по математике можно всегда найти место элементарным опытам:

В своей работе по формированию математических представлений стараюсь использовать метод экспериментирования. Например, при закреплении умений детей измерять длину предметов использую не только линейку, а предлагаю детям поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После чего мы сравниваем полученные результаты, делаем выводы: почему в одном случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении предмета линейкой или карандашом, а в другом (например, ладонью) результаты у всех разные. Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз, например, предлагаю такие задания: 1) измерить длину дорожки шагами; 2) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики. В данном случае, ребята отвечали на такие вопросы: - Как вы считаете, у кого шарф длиннее? - Почему? - А как вы это определили? - А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее? Изучая понятие «величина», предлагаю детям провести такие эксперименты: 1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая, низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить результаты; 2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и считаем количество наполненных стаканов; 3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень небольшого размера и вату. Спрашиваю у детей«Что тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый. Предлагаю проверить: взвесить сначала на руках, затем на весах. Знакомясь с понятиями блока «ориентировка в пространстве» я предлагаю детям следующие эксперименты: 1)Выкладываю два ряда шишки, с одинаковым количеством в каждом ряду. Задаю детям вопрос«Одинаково ли количество шишек в обоих рядах?». Дети отвечают«Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд шишек расставляю на некоторое расстояние друг от друга, а второй ряд не меняю. После этого снова спрашиваю«Одинаково ли количество шишек в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду шишек  меньше, чем во втором. Затем возвращаю шишки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество шишек  одинаково и в первом и во втором ряду. Приходим к выводу, что расположение предметов в пространстве не зависит от количества предметов. 2) знакомясь с пространственными отношениями между объектами в виде рисунка (плана, схемы, предлагаем детям в пространстве групповой комнаты пройти маршрут согласно предложенной им схемы, опираясь на условные обозначения в виде знаков и символов. Передвижение проходит в виде игры «Найди клад». Правильно пройденный путь гарантирует сюрприз (клад). К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки «Танграм»«Колумбово яйцо»«Сложи узор» и др.

Опыт работы по использованию элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике.

Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии. Такие как – презентации.

Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Применяя ИКТ, я пришла к следующему выводу, что благодаря этому способу подачи информации достигаются следующие результаты:

-дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

-глубже постигаются понятия числа и множества;

-быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

-тренируется эффективность внимания и память;

-активно пополняется словарный запас;

-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности;

-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

ОД нельзя строить только на использовании мультимедийных технологий, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

ОД с использованием компьютера - совершенно новый метод обучения дошкольников. Его специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого – либо задания.

Данные технологии наряду с традиционными методами обучения позволяют эффективно повысить качество содержания воспитательно-образовательного процесса, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.

Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится математика. Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий.

Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральном государственном образовательном  стандарте.

Литература:1. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2001 г.2.Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г. 3.Михайлова З. А. Математика от трех до семи СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г. 4.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение,2003 г. 5.Киселева Л. С. Ч., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности детского сада. — М.: Просвещение,2004г. 6.Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Консультация для педагогов: «Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в математике».

Консультация для педагогов: «Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в математике»....

Формирование умственной деятельности дошкольников путем использования новых методов обучения. Сенсорное развитие в группе раннего возраста воспитатель Ковалева Надежда Геннадьевна.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...