Наши соседи-насекомые
проект по окружающему миру (средняя группа)

Cибирцева Ирина Геннадьевна

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx64.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад  № 2

 

 

 

      Педагогический проект по экологии

«Наши соседи-насекомые»

 

Воспитатель: Сибирцева Ирина Геннадьевна

                                     

                                                                      

Венгерово 2019

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

 

     Актуальность


          Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
          Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях. 
            Одна из основных задач ФГОС   – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры . 

  Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Постановка проблемы:

Во время прогулки дети увидели  насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых  . Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Тип проекта:  познавательно- творческий .

 Вид проекта: краткосрочный, 1неделя (22.07.-26.07.19.).

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Цель:

 Изучить пользу и вред насекомых.

Задачи:

 Образовательные:

- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомыми.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 Продукт проектной деятельности:

Оформление группы и приёмной; выставка детских работ «Букашечки-таракашечки», выставка поделок детей, сделанных совместно с родителями, из природного материала «Насекомое»; маски-шапочки; альбом с иллюстрациями насекомых и рассказом о них; дидактические игры; консультации для родителей.

 Реализация проекта:

I этап –подготовительный:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы.

3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

      4 Подбор подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта.

5. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.

     6. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.

     7. Собрать материал, информацию.

 

II этап –основной:

      1.Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.

4. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

5. Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

III этап –заключительный:

     1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Оформление выставки творческих работ детей.

3. Конкурс поделок совместно с родителями «Букашечки -таракашечки».

4.Конкурс книжек-малышек «Насекомое».

5.Развлечение «Кто живёт в траве»

Мероприятия по реализации проекта :

(интеграция образовательных областей)

Образовательная область:

Социально-коммуникативная

  1. Рассматривание иллюстраций о насекомых.
  2. Наблюдения за насекомыми(муравьи, червяки, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).
  3. НОД:. «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).
  4. Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

Образовательная область:

Познавательное развитие

  1. Д/игра «Четвертый лишний»(закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
  2. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).
  3. Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).
  4. Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).
  5. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей)

Образовательная область:

Речевое развитие

1. НОД: Составление рассказов о насекомых.

2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

3. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).

4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала

бабочку.

  1. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

 

Чтение художественной литературы:

  1. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
  2. В. Татарников «Зажжужала тут оса».
  3. П. Синявский «Штрашная иштория».
  4. Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
  5. В.Нестеренко «Паучок».
  6. Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
  7. В. Митько «Я кузнечика ловил».
  8. Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
  9. В. Бианки «Приключения муравьишки».
  10. В. Песков «Лечебница под сосной».
  11. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
  12. В.Степанова «Стрекоза».
  13. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
  14. Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Образовательная область:

Художественно -эстетическое

развитие

 

1. Аппликация. Практическая ситуация «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

2. Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).

3 . Лепка. Практическая ситуация «Гусеница» (  продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)

4. Конструирование. «Бабочка» (  развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, конструктора, прищепок, развивать мелкую моторику)

5 . Развлечение «Пчёлки – добрые подружки»

Летняя сказка

6. Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

7. Прослушивание П. Чайковский «Времена года».

8. Прослушивание П. Чайковский «Вальс цветов».

Образовательная область:

Физическое развитие

  1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
  2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
  3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
  4. П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
  5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

 

9. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)

Взаимодействие с родителями дошкольников:

1.Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу

2.Изготовление поделок из   природного материала, рисунков.

3. Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр

4.Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми  среднего дошкольного возраста по теме: « Лето. Насекомые. » М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней  группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
  5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
  6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.

 

Приложение

 

Конспект занятия на тему «В мире насекомых»

(в средней группе)

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

 

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

 

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

(Входит Незнайка, в руках у него баночка с жучком).

Незнайка: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Незнайка Я живу в цветочном городе. Вы знаете, к нам в цветочный городок попало вот такое интересное существо.. Кто это? Когда я не знаю, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Незнайка, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Незнайка останешься?

Незнайка: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель : какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Бабочка»

4. Физминутка Утром бабочка проснулась.

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.

Два  - изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

.

(после Незнайка начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Незнайка, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Незнайка: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети: муравеник.

Воспитатель: Незнайка, послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Незнайка: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да, Незнайка у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Незнайка: а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)  

Воспитатель: Спасибо Незнайка А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

Пчёлки – добрые подружки

Летняя сказка

Декорация: лесная полянка. Деревья, цветы на подставках расставлены по четырём углам полянки (для танца пчёлок). Большая ёлка, под ней – домик-улей. (Количество пчёлок должно быть чётное – две или четыре).

Рассказчик.

На опушке, возле ёлки,

Жили – поживали пчёлки.

Прилетели на лужок

Собирать лесной медок.

(Под музыку вылетают пчёлки, в руках у них маленькие ведёрки и большие расписные ложки. Они присаживаются около цветов, собирают ложками нектар.)

Все цветы любили пчёлок –

Полосатеньких девчонок.

Им головками качали

И на танец приглашали.

(Выбегают дети с цветами и исполняют танец пчёлок и цветов.)

1-я пчела.

Лето быстро к нам пришло

И тепло нам принесло.

Стала яркою поляна

Здесь нам очень хорошо.

2-я пчела.

Будем летом здесь летать

И медок мы собирать.

3-я пчела.

Пригласим к себе гостей,

Угостим их поскорей!

4-я пчела.

Мы повесим объявленье:

«Приглашаем в воскресенье

Всех гостей к нам в гости в дом,

Угостим лесным медком».

(Пчёлы вешают на ёлку большое объявление и улетают в улей. Под музыку появляются бабочки и исполняют танец).

Бабочки.

Тук-тук-тук, мы в гости к вам…

Пчёлки (все вместе выходят из домика).

Очень рады мы гостям!

Бабочка.

Прочитали объявленье.

К вам пришли по приглашенью!

Нам бы сладкого медку,

Взять хотим для угощенья.

Обещался в воскресенье

Навестить кузнечик нас.

Пчёлки (вместе).

Мёд лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни.

Угощайтесь, забирайте,

Да здоровье укрепляйте!

(Пчёлки отдают Бабочке ведерко с мёдом).

Бабочка.

Вам за вашу доброту

Я «спасибо!» говорю.

Про дружка - кузнечика

Песенку спою.

(Песня «Кузнечик». Бабочки улетают. Пчёлки машут вслед, улетают в домик. Появляется медведь, пытается пробраться к мёду. Пчёлы вылетают и жалят, медведь убегает от них. Игра «Медведь и пчёлы», с участием детей.)

Пчёлки.

Мы хоть маленькие пчёлки

Но обидеть не дадим.

И ужалить больно можем,

За себя мы постоим.

Медведь.

Не пробраться к мёду так,

Что ж попробую иначе.

Тук-тук-тук! Я в гости к вам!

Пчёлки. Очень рады мы гостям!

Медведь.

Мне бы на зиму медку!

Лапу с мёдом пососу!

Ведь из всех лесных зверей

Мёд люблю я всех сильней!

Дайте мне побольше мёду!

Съем хоть целую колоду!

И лечиться буду им,

Вкусным, сладким и густым.

Пчёлки.

Мёд лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни.

Угощаем! Забирай!

Да здоровье укрепляй!

(Пчёлки отдают Медведю ведёрко с мёдом).

Медведь.

Вам за вашу доброту

Я «спасибо!» говорю.

(Медведь уходит, пчёлки улетают в домик. Звучит музыка, выходит бабушка.)

Бабушка. Тук-тук-тук! Я в гости к вам…

Пчёлки. Очень рады мы гостям!

Бабушка.

Мне бы вашего медку!

С мёдом чай я пить люблю!

Ну, а иногда бывает,

С дедом мы зимой хвораем.

Тут болит и там болит,

Мёд нас быстро исцелит!

Мы его и в чай, и в кашу,

И в любую пищу нашу.

Мёд – лекарство, лучше нет!

Это знает целый свет!

Пчёлки.

Мёд лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни.

Угощайтесь, забирайте,

Да здоровье укрепляйте!

(Пчёлки отдают Бабушке ведёрко с медом.)

Бабушка.

А за вашу доброту

Я подарок подарю.

Я нашла для вас цветочек

Посадила вот в горшочек.

Пусть ваш домик украшает,

Обо мне напоминает.

1-я пчёлка.

Замечательный цветочек,

Словно красный огонёчек!

2-я пчёлка.

Яркий, нежный и красивый…

Пчёлки (вместе). Говорим тебе спасибо.

Ребёнок. Тук-тук-тук! Я в гости к вам!

Пчёлы. Очень рады мы гостям!

Ребёнок.

Нам бы сладкого медку,

К именинному столу.

Знают взрослые и дети

Нет ничего вкусней на свете.

И полезней его нет -

В этом мёда весь секрет.

Пчёлы.

Мёд лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни.

Угощайтесь, забирайте,

Да здоровье укрепляйте!

(Пчёлки отдают ребёнку ведёрко с мёдом.)

Ребёнок.

От души благодарим

И спасибо говорим.

И «Полечку цветочную»

Пропеть мы вам хотим.

(Дети исполняют песню «Цветочная полечка».)

1-я пчела.

Мы трудились, мы старались,

Все довольными остались.

2-я пчела.

Не страшна зима для нас,

Мёда сделали запас.

3-я пчела.

А теперь нам в дом пора

Ждёт работа нас с утра.

4-я пчела.

Мёдом, детки, угощайтесь,

Пчёлок вы не обижайте.

Физкультурное развлечение

« Кто живёт в траве»

Звучит музыка со звуками леса. «Жил-был Зелёный лес. Это был не просто Зелёный лес, а поющий лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые. Предлагаю отравиться в лес на прогулку».

В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания:

«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом;

«Копна» - дети берутся за руки и направляются к центру круга, соединив руки в центре;

«Кочки» - приседают, положив руки на голову.

Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой (2 р.)

Построение в круг (на полянке цветы со стихами).

- Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.

ОРУ

1. Бабочка – красавица

Всем цветочкам нравится.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – наклон головы к правому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 2 – и.п. 3 – наклон головы к левому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 4 – и.п.

2. Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползёт по стебельку

К пахнущему мёдом

Яркому цветку.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки. 3-4 – поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки.

3. Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди, опущены и сжаты в кулаки. 1 – наклон вперед, 2 – выпрямиться, руки поднять к правому плечу, 3 – наклон вперед, 4 – выпрямиться, руки поднять к левому плечу.

4. Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

И.п.: лежа на спине, руки в стороны

1-4 –попеременное сгибание и разгибание рук. 5-8 – попеременное сгибание и разгибание ног.

1. Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

И.п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.

1-10 – подскоки на двух ногах.

Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам».

И.п.: о.с.

1 – поворот вправо, правую руку вправо (вдох),

2 – и.п. (выдох),

3 – поворот влево, левую руку влево (вдох),

4 – и.п. (выдох).

Влетает пчела:

Всё жужжу я и жужжу,

Над цветочками кружу.

Мёд готовлю я,

Потому что я – пчела.

-Здравствуйте, ребята! Как вы оказались на этой полянке?

Ведущий: Мы пошли на прогулку в лес и вышли на полянку.

Пчела: А кого вы сегодня увидели?

Ответы детей.

Пчела: Не устали? Тогда поиграем.

П.и. «Пчёлы и ласточки».

Дети-пчёлы летают и поют:

Пчёлки летают, медок собирают.

«Ласточка» сидит в гнезде, по окончании пения говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает!» затем вылетает из гнезда и ловит пчёл.

Игра на внимание «Пчела».

Пчёлы летят Медленно взмахивают кистями рук.

И жужжат, жужжат.

Летели, летели, Вращают перед собой указ. Пальцами.

Ребятам на нос сели. Быстро вращают кистями рук. Пчёлка

Ж-ж-ж… хлопает в ладоши, дети показыв. на нос.

«На щёки… на уши… на колени…»

Ведущий: Мы поиграли, а теперь отдохнём.

Релаксация «Волшебный сон».

Когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание наступает «Волшебный сон».

Пчела:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2р.)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится ровно, глубоко, легко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают засыпают (2р.)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются (2р.)

Дышится ровно… глубоко … легко…

Пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Ведущий: И пока мы отдыхали, сном волшебным засыпали, вырос на полянке грибок. Этот гриб не простой, а волшебный. Мы с пчёлкой посмотрим, какой сюрприз приготовил для вас «Зелёный лес». (В грибе –печенье-грибочки). Ребята, пришло время прощаться с пчёлкой. До свидания!

Заклички про насекомых

-Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки,

Кушают конфетки.

Всем по одной

А тебе не одной

-Яры пчёлушки,

Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчёлка, гуди,

В поле лети!

С поля лети,

Медок неси!

-Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.  

Загадки

Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый, а не кот?

(Шмель)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(Муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

(Кузнечик)

Разрешенья не спросил,

Подлетел - и укусил!

(Комар)

Н.Пикулёва

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.

(Паук)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.

(Комар)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…

( Стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её…

(Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь.

(Жук)

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает.

(Муха)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка)

Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

(Пчёла)

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок)

Стр23

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Вокруг носа вьётся,

А в руки не даётся.

(Муха)

В лесу у пня

Суета, беготня –

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Кровь свою прольёт.

(Комар)

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка.

(Кузнечик)

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …

(Муравей)

Н. Шевляков

Пальчиковая гимнастика.

ЖУК, СТРЕКОЗА, ОСЫ.

Жук летит, жужжит, жужжит.

И усами шевелит.

Вот такая стрекоза –

Очень крупные глаза.

Вертится как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Осы любят сладкое

К сладкому летят

И укусят осы, если захотят.

Божьи коровки

Божьей коровки папа идёт.

Следом за папой мама идёт.

За мамой следом детишки идут

Вслед за ними самые малыши бредут.

Красные костюмчики носят они.

Костюмчики с точками чёрненькими.

Папа семью в детский садик ведёт,

После занятий домой заберёт.

Физкультминутки

Бабочка

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)

И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)

Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)

За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придёт (поёживание)

Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Пословицы и поговорки

• Муравей не велик, а горы копает.

• Муравью роса – ливень.

• Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.

• На муравейнике долго не усидишь.

• Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.

• Спотыкаются не о гору, а о муравейник.

• Одна пчела много мёду не наносит.

• Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.

• Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.

• Пчела знает, где мёд брать.

• У кого пчела, тому жизнь весела.

• Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.

• Жужжала муха, дождалась паука.

Народные приметы

• Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.

• Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.

• Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.

• Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.

• Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.

• Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.

• Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

• Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.

• Если много комаров – готовь короб для ягод.

• Если много мошек – готовь по грибы лукошек.

• Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.

• Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

• Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.

• Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.

Ответь на вопросы

• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)

• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)

• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)

• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)

• Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).

• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)

• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)

• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)

• Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)

• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)

• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)

• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)

• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)

• Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)

• Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)

• Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)

• Где у комара уши? (В усах)

• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)

• Где живут тараканы? (В домах)

• Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)

• Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

• заяц, ёж, лиса, шмель;

• трясогузка, паук, скворец, сорока;

• бабочка, стрекоза, енот, пчела;

• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

• таракан, муха, пчела, майский жук;

• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

«Игра в слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи насекомые.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...