мультимедийная презентация для работы с педагогическим коллективом по изучению системообразующих документов в образовании
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бычковас Лариса Викторовна

Многие педагоги не сомневаются, что знают абсолютно все, что касается собственно детской игры. И что это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, и какие существуют классификации детских игр, в каком возрасте в какие игры любят играть дети. Но то, что предлагает психолог в этой работе, есть тема для большого размышления, ибо "Конвенция о правах ребенка" - не общедоступная книга, не та литература, к которой обращаются практики. Что, в общем, не делает этот документ менее значимым.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konventsiya_ob_igre.pptx272.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 107 «РУСАЛОЧКА» Право ребенка на игру – листаем Конвенцию Подготовлено педагогом – психологом Бычковас Л.В.

Слайд 2

Право на игру зафиксировано Конвенции о правах ребёнка. Статья 31 Конвенции гласит: « Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, участие в культурной и творческой жизни. Взрослые , в том числе госструктуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности , которую дети сами выбирают».

Слайд 3

Данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка. Несмотря на то, что большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов, правозащитников доказывают жизненно важную роль игры в развитии человека, в последнее время усиливается тенденция вытеснения игры из системы образования, как «избыточного элемента, пустой траты времени.

Слайд 4

. Причин нарушения законного права ребенка на игру несколько. Прежде всего, взрослые не понимают важности игры для ребёнка. Игра считается чем-то необязательным, а потому ненужным. Для большинства взрослых (родителей и педагогов) раннее обучение представляется более важным и полезным, чем игра. Приоритет обучающих занятий всё больше вытесняет игру из жизни детей. Жесткая регламентация свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности не оставляют детям возможности для свободной игры .

Слайд 5

. Однако главная и решающая причина игнорирования ст. 31 Конвенции заключается в том, что право на игру не признается, не осознается и не понимается ни родителями, ни властями, ни специалистами. В самом деле, не очень понятно, что означает « право на игру » и каким образом можно его гарантировать?

Слайд 6

. В современной дошкольной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако оно рассматривается как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков . Игра – далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции.

Слайд 7

. Игра – это форма жизни дошкольника , главное средство его развития и формирования специфически человеческих способностей . Для того чтобы четко определить, что такое «право на игру», попытаемся рассмотреть главные признаки игры.

Слайд 8

. Конвенции о правах ребенка можно зафиксировать достаточно конкретные признаки игры : - это свободная активность , лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. - игра должна приносить эмоциональный подъём , причем источником удовольствия является процесс деятельности , а не ее результат или оценка. - игра – это всегда спонтанное, непредсказуемое и активное опробование себя и предмета игры. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определён и элемент случайности неизбежен.

Слайд 9

. К игре можно отнести свободное манипулирование игрушками, самостоятельное детское экспериментирование (с песком, водой, бумагой), игры с правилами. Вместе с тем к игре нельзя отнести любую деятельность, предполагающую директивное руководство взрослого, даже если при этом используются игрушки и сказочные сюжеты. Право на игру предполагает время и место для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей.

Слайд 10

. «Ребенок в игре начинает действовать не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации». Это наиважнейший признак игры, по мнению ВыготскогоЛ.С . Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам, т. е. быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта.

Слайд 11

«Ребенок в игре начинает действовать не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации». Это наиважнейший признак игры, по мнению ВыготскогоЛ.С . Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам, т. е. быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта

Слайд 12

Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавая условия для нее, участвовать в ней на равных правах , но не руководить ею и не контролировать действия детей . Только в этом случае может быть соблюдено важнейшее право ребенка – право на игру. Положение игры в детском саду до сих пор неоднозначно

Слайд 13

С лишком прямолинейная реализация принципа «учимся, играя» может привести к деформации детской деятельности в целом и примитивизации игровой деятельности в частности В рамках ДОУ игра не может быть преобладающей по времени деятельностью , но при этом в ДОУ обязательно должны быть созданы условия , позволяющие ребёнку в полной мере овладеть игровой деятельностью во всём ее богатстве и многообразии.

Слайд 14

Развитие игры как деятельности нередко сталкивается с известными трудностями. С одной стороны, эти трудности связаны с предлагаемой достаточно активной позицией педагога, подчиняющего игру своей воле и превращающего детей в послушных исполнителей , с другой стороны – с предлагаемым полным самоустранением педагога от руководства детской игрой.

Слайд 15

Развитие самодеятельной детской игры в условиях ДОУ в первую очередь связано с применением комплексного метода педагогической поддержки детских самодеятельных игр. Авторы его Зворыгина Е.В., Новосёлова С.Л. Компоненты метода педагогической поддержки. - обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем - обогащение игрового опыта - создание развивающей предметной среды - активизирующее общение взрослых с детьми.

Слайд 16

Обогащение знаний детей. Общеизвестно, что ребёнок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира, как бы вынося его вовне и преобразуя или утверждая в своей игре. Необходимо всемерно обогащать знания детей, их представления не только о предметном мире, но и о социальных взаимоотношениях, это должно быть «живое» знание. Ребёнок получает его из слушания книг, различных историй, просмотра фильмов, мультфильмов, спектаклей, наблюдений за действительностью. Обогащение знаний детей – необходимый, но недостаточный компонент комплексного подхода. Он разрешает вопрос «во что» играть, а «как» играть – это уже содержание следующего компонента.

Слайд 17

Обогащение игрового опыта детей. В современных условиях, когда дети нередко лишены разновозрастного коллектива, задачу обогащения игрового опыта детей должен взять на себя взрослый, педагог. Педагог, играя с ребёнком, должен научить его не определённому набору игровых действий в той или иной ситуации, а сформировать у него умение создавать условную мнимую ситуацию , «вживаться» в нее и действовать в ней не «как должно», а адекватно придуманным условиям и обстоятельствам, активно и творчески преобразуя их по ходу игры, создавая новые проблемные ситуации и разрешая их в игре . НО!! Если такие игры ребенка и взрослого занимают ВСЁ время, то мы рано или поздно столкнёмся с печальной ситуацией депривации ведущей деятельности.

Слайд 18

Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей По мере становления игры как деятельности ее сюжеты начинают отталкиваться не от наличной предметной среды, а от замыслов ребёнка. Ни одна «игрушечная» среда не в состоянии предметно обеспечить диапазон возможных детских игровых идей. Поэтому к старшему дошкольному возрасту предпочтение должно отдаваться обобщенной модульной предметной среде

Слайд 19

Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо всякий раз, как только самодеятельная детская игра начинает «стопориться ». Помочь продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот. Младшие дети охотно принимают новую интересную проблемную ситуацию, которую им предложил взрослый. Вмешиваться в игру старших либо не следует, либо делать это надо крайне деликатно, входя в игру так, чтобы не разрушить ее и заинтересовать играющих новым сюжетным ходом . Наблюдая за играми, педагог видит, какую информацию можно предложить детям для содержательного обогащения игры: рассказать про океаны и путешествия, пещеры и сокровища, экзотических животных и приключения. Так происходит возврат к первому компоненту метода, а точнее, переход на совершенно ином уровне .

Слайд 20

Чтобы игра могла реализовать свой развивающий потенциал, ребёнок должен быть полноценным деятелем , определяющим не только выбор тематики игры и партнёров, игрушек и ролей, но и целей, способов и средств своей игры. Обеспечение условий для становления и развития игровой деятельности позволяет решить ряд задач, обеспечивая психологическую готовность детей к школьному обучению, их полноценное развитие, успешную социализацию и психоэмоциональное благополучие.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное раз...

Презентация "Семинар-практикум, как одна из форм работы с педагогическим коллективом

В презентации рассматривается семинар-практикум, как  форма работы с педагогами. Плюсы и минусы семинара-практикума, его особенности....

Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе

Инновационная  работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая  конференция в языковой школе [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24240737","attributes":{"alt":"...

Презентация на тему " Психолого -педагогический консилиум в ДОУ, пакет документов"

В данной перезентации можно ознакомиться с организационно- содержательными аспектами деятельности ППк и документацией ППк...

Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...