Консультация для воспитателей "Оснащение музыкального уголка"
консультация

Бубутейшвили Виктория Анатольевна

уголок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnashchenie_muz_ugolka.docx16.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оснащение музыкального уголка

Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.

Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

• музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.

Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.

Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия. Для уголка также нужны 1-2 стола, или модули, которые трансформируються в столы, для самостоятельного музицирования и игровой деятельности. Музыкальный уголок оформляется в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Прежде всего, это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия. Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования. Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных), чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику. В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т.п.. Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т.д.). Если позволяет интерьер помещения и по желанию, музыкальный уголок можно отгородить декоративной ширмой, которая легко убирается.

Что касается музыкальных инструментов, то в младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки. В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон. В старшей группе - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др. Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".

Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:

озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;

-неозвученные игрушки (имитационные);

- музыкально-дидактические игры и пособия;

- материал для творческих сюжетно-ролевых игр;

- атрибуты для музыкальных подвижных игр;

 

-аудиовизуальные пособия.

Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музикальне шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.

Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п.. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах. Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы :"Портрети композиторов”, «Музыкальные инструменты», «Времена года», "Любимые песни” (альбом песен с илюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни). Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место. Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов оснащения музыкального уголка. Все зависит от условий группы, особенностей организации образовательного процесса. Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оборудование музыкальных уголков групп младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Консультация подготовлена на основе материалов журнала "Музыкальный руководитель"...

Консультация "Оборудование музыкальных уголков"

  Обучение детей  игре на музыкальных инструментах открывает перед  ними мир  новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует    интер...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Консультация для педагогов "Почему музыкальные инструменты в музыкальных уголках спят?"

Практические приемы использования музыкальных инструментов в течении для....

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"...