Педагогический проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриотов".
проект (подготовительная группа)

Васильева Наталья Николаевна

Педагогическая разработка "Воспитываем патриотов" позволит создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_19-20.docx97.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ№47 Красногвардейского района

                      г. Санкт- Петербург

          ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Воспитываем патриотов»

Разработала: воспитатель Васильева Н.Н.

https://mol.astrobl.ru/sites/default/files/den-rossijskogo-flaga_6765_fotobank-1024x687.jpg

2019-1020г.

                                               Актуальность

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед ДОО задачу: формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм. В «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ» говорится о том, что подрастающее поколение формирует будущее страны.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, которому характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным возрастом для патриотического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно в этом возрасте нельзя пропустить время для формирования  первичных представлений о Родине.

 В настоящее время в российских семьях происходит смещение акцентов в развитии детей на  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В современном мире наблюдается утрата ценностного отношения к семье, девальвация традиционного для русской культуры отношения к материнству и мужским достоинствам как святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей и мальчиков, как защитников отечества. Русская традиционная культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяет детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, выступает одним из основных средств развития индивидуальности ребенка. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Цель проекта

 Цель:  Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи реализации проекта

Задачи:

1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, Родине;

2.Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3.Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

4.Развитие у детей интереса к доступным явлениям общественной жизни;

5.Воспитание любви и уважения к армии;

6.Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

         

Срок  реализации   проекта

 1 учебный год.

Вид проекта

 Познавательно-творческий.

Участники проекта

 Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Социальные партнеры проекта

Государственный Эрмитаж, Детский театр, библиотека.

Ресурсная база проекта

  • Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала).
  • Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции, лепбук), медиатеки музыкальных фольклорных произведений;
  • Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  • Составление картотеки народных игр.
  • Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.

 

Формы взаимодействия

Формы взаимодействия с детьми:

образовательная деятельность;

совместная деятельность детей и педагогов;

экскурсии и целевые прогулки;

рассказы о православных праздниках, великих людях России;

чтение художественной литературы;

беседы, ситуативные разговоры;

слушание музыки;

праздники и развлечения;

игры (дидактические,  хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые).

Формы взаимодействия с родителями:

участие в реализации проектов;

совместные праздники и досуги;

совместные экскурсии и целевые прогулки;

консультации по проблемам воспитания детей;

стендовая информация;

родительские собрания,  анкетирование;

мастер-классы.

               Перспективный план работы с детьми и родителями

Время проведения

Тема, форма организации, задачи

Сентябрь

1.Родительское собрание «Как воспитать будущего патриота».

2.Анкетирование родителей на предмет выявления уровня осведомленности по вопросу формирования у дошкольников представлений о нравственно-патриотическом воспитании ребенка.

3.Диагностирование детей на определение уровней сформированности нравственно-патриотических качеств.

4.Беседа «Дымковская игрушка».  Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством.

5. НОД  «Страна, в которой мы живём». Закрепить знания детей о названии страны. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

 6. Презентация для детей «История возникновения Санкт-Петербурга» Познакомить  с историей возникновения города, его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города.

7. Фото-выставка: «Город Санкт- Петербург прежний и сейчас».

Октябрь

1.Мастер-класс для детей и родителей «Народная игрушка»- кукла самоделка.

2. НОД «Как выращивают хлеб». Закрепить знания детей о различиях города и села, дома, транспорт, труд людей. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это одно из самых главных богатств России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

3. Развивающий мультфильм «Уроки доброты».

4. Беседа «С чего начинается Родина».  Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как род, родители, Родина. Пробудить интерес к истории своей Родины.

5. Создание в группе с помощью родителей  мини-музея «Загадки русской старины».

6. Беседа « О чём рассказывают улицы». Закреплять  знания детей об улицах города. Воспитывать  любовь к своему городу.

7. Консультация в уголке для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Ноябрь

1.Беседа «Моя семья». Установление и обозначение родственных отношений. Обобщающее слово «семья». Воспитывать любовь и уважение к близким людям; вызвать интерес к их профессии и деятельности.

2.Составление коллективного рассказа «Я расскажу вам о своей семье».

3.Составление родословного древа семьи.

4. Досуг для родителей к Дню Матери «Мама- это слово дорогое».

5 Создание коллективного панно ко Дню матери «Сердечный букет для мамочки».

6.НОД «Россия на карте мира» .  Дать первые представления о планете Земля; познакомить с глобусом, с помощью которого определить поверхность нашей планеты; определить место нахождения России, города, в котором мы живём; уточнить, что такое Родина. Расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства.

7.  Беседа «Наша добрая Матрёшка».  Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, к фольклору России.

Декабрь

1.Мастер-класс для детей и родителей «Новогодний талисман».

2.Участие родителей в организации и наполнении выставок «Раритетное елочное украшение», «Рождественская поделка».

3. Беседа «Визитная карточка города». Закреплять и углублять знания детей о  гербе, флаге, достопримечательностях родного города.

4. НОД «Символика страны». Закрепить знания о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с её символикой. Воспитывать интерес к истории.

5. Беседа «Новый год шагает по планете». Познакомить детей с традициями русского народа, вызвать интерес детей к народным праздникам.

6. Выполнение с детьми новогоднего панно «Вместе встретим Новый год!».

7.Презентация «Бело синее чудо» (Гжель). Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством.

Январь

1. Консультация для родителей на тему: «Как знакомить детей с городом».

2. Беседа «Река- Нева».   Расширять знания детей о том, что наш город стоит на одной из самых больших и красивых рек нашей страны. Дать детям представления о том, как велико значение Невы для жизнедеятельности людей нашего города.

3. НОД «День снятия блокады Ленинграда».  Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города.

4. Беседа «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение». Знакомить детей с зимними праздниками народного календаря, обычаями русского народа. Вызвать интерес к народным праздникам.

5. Составление письма заболевшему товарищу. Воспитывать сопереживание, готовности помочь, порадовать товарища, побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

6. Совместный поход в детский театр.

Февраль

1.Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины»

2.Беседа Красногвардейский район и его достопримечательности. Познакомить детей с тем что, наш город поделён на районы. Пополнить знания детей о достопримечательностях нашего района. Воспитывать интерес к своему городу, развивать любознательность.

2.НОД «Богатыри земли русской». Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Рассказ пап о службе в армии.

3.Подготовка и участие пап и мальчиков в спортивном празднике «Богатыри земли русской».

4.Музыкально-дидактическая игра «Сказка о народных инструментах».

5Сюжетно-ролевая игра «На границе». Формировать представления о воинах пограничниках. Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников.

6.Фотоколлаж к 23 февраля «Папа может все, что угодно»

7.Развлечение «Масленица». Знакомство с   хороводными  играми. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Март

1.Коллективное панно «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Досуг для мам и бабушек «Вместе с мамой поиграем».

3. Составление коллективного рассказа «Моя мама лучше всех».

4.Конкурс кулинарного мастерства с участием мам и бабушек «Самый вкусный каравай». Обмен любимыми семейными рецептами.

5. НОД  «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».

6. Беседа « Откуда к нам пришла книга». Дать детям знания о том, как делается книга. Подвести к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.

7. Совместный поход в музей «Встреча с прекрасным».  Формировать интерес к культурному наследию своего народа.

Апрель

1.Лепбук «Путешествие по Санкт-Петербургу». Систематизировать знания детей о родном городе.  

2. Беседа «Какие народы живут в России».  Познакомить детей с тем, что в России живут разные народы: русские, татары, карелы, буряты и др. У них свой родной язык, свои песни, сказки, игры. Но все они говорят на русском языке, любят общую Родину. Развивать интерес к своей стране, чувство гордости за неё.

 3.НОД «Герои космоса». Познакомить детей с российским праздником-Днем космонавтики.

4.Организация и наполнение с помощью родителей выставки поделок «Космос».

 5.Мастер-класс для родителей «Поделка к Пасхе».

6. Беседа «Праздник светлой Пасхи». Вызвать интерес к народным праздникам.

7.Презентация «Хохлома». Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством.

Май

1.Беседа с детьми «Героями не рождаются»

2.НОД «День Победы». Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.

3.Проведение праздника с участием ветеранов ВОВ «Спасибо деду за Победу» (конкурс чтецов, вручение гостям памятных сувениров, сделанных детьми; виртуальная экскурсия в музей боевой славы с детьми в роли экскурсоводов, рассказы ветеранов о подвиге русского народа) Присутствие гостей: педагогов и родителей.

4.Мини- музей собор информации о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию». Участие родителей с детьми во всероссийской акции «Бессмертный полк».

 6.Итоговая диагностика детей.

5.Родительское собрание: подведение итогов проекта. Анкетирование родителей. Организация создания видеофильма о реализации проекта.

Заключение:

Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Это гордость за свой народ,  любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Используемая литература:

1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

2.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

3.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.

4.Н.Ф.Виноградова «Дошкольникам о родной стране» М.Просвещение.2009г., «Моя страна Россия»М. Просвещение2005г.

5.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.

6.Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве о родной стране» Скрипторий 2010г.

7.ВострухинаТ.Н. «Воспитание толерантности» Школьная пресса 2010г.

8.В.Степанов «Мы живем в России» Оникс2008г

9.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью»

10.Г.Н. Данилина «Дошкольнику- об истории и культуре России» Москва 2003г.

11.Н.Г.Зеленова «Мы живем в России М:«Изд. Скрипторий 2003г».

12.Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

13.Микляева Н.В. Социально- нравственное воспитание детей то 5 до 7 лет М.2009г.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
15. 
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в

Российской Федерации».

16.Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46

17. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.Задачи проекта:- расширять пр...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будем служить России"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группе «Воспитываем патриотов»

Данный проект направлен на формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного ...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) "75 лет Великой Победе"

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Само...

Педагогический проект Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проектТема: «Нравственно-патриотическое воспитаниедетей младшего дошкольного возраста»Подготовила: воспитательАникьева Галина Ивановна          ...