Современные тенденции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (подготовительная группа)

Гладовская Вера Викторовна

Сообщение на педсовете.Инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mdou.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Гладовская В.В.

МАДОУ ДСКВ №48

г. Нижневартовск

«Золотой петушок»

При определении стратегии и тактики образования необходимо, в первую очередь, учитывать особенности современной социально-образовательной ситуации. Анализ данных исследований  последнего десятилетия, проведённых различными ведомостями и с различными целями: психогигиенического мониторинга в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры общего образования (2000-2004); государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации (2002); переписи населения Российской Федерации (2002); ежегодных Государственных докладов «Положение детей в Российской Федерации» - показывает, что все категории участников образовательного процесса существенно изменились.

Большая часть детей дошкольного и школьного возраста имеет хронические заболевания, увеличилось количество детей с последствиями осложнений перинатального и постнатального развития. По данным Государственного доклада «Положение детей в Российской Федерации» (2006), удельный вес детей инвалидов  в общей численности инвалидов на 1 января 2005г. составил 5,7%. На первое место выходят инвалидизирующие заболевания, связанные с психической патологией, в том числе, с умственной отсталостью (Л.П. Гришина, 2005; Н.В. Шипова, 2006). В России по разным оценкам, уже интегрировано в общеобразовательную школу около 40% детей с отклонениями в развитии. Ещё не вполне ясны пути и формы интеграции, механизмы её осуществления.

Педагоги, получившие образование в другой ситуации, в прошлом веке с его культурой  полезности, не имеют ни достаточных знаний для работы с детьми 21 века, ни мотивации для их приобретения. Педагоги образовательных учреждений всех типов и видов сталкиваются с проблемами, которые раньше являлись специфичными для школ коррекционных. Для их решения необходимо  владеть коррекционно-развивающими технологиями, уметь на  основе педагогической диагностики разработать  индивидуальный маршрут, организовать развивающую среду.

        Отсутствие специалистов – дефектологов, воспитателей и учителей, подготовленных к работе с интегрированными детьми, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения.

        Не проще жизнь и у родителей, чьё взросление выпало на эпоху 90-х годов с её нигилизмом, размытостью ориентиров. Сегодня можно говорить, что мы имеем дело с  абсолютно неподготовленными к родительству людьми независимо от того, к которой из двух   крайностей они относятся. Это либо не имеющие знаний, опирающиеся на свой опыт прошлого века, который в новых условиях не работает, либо активно изучающие литературу, преимущественно зарубежную, где описывается, возможно, ценный, но чужой опыт. Очевидно что и педагогам и родителям на всех этапах получения ребёнком образования требуется просветительская  и профессиональная помощь. Эффективное обучение растущей категории детей с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь при условии специальной подготовки кадров.

        Государственный документ  (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования», «Федеральная целевая программа развития образования») определили стратегические задачи: создание системы образования в интересах личности, общества и государства, обеспечение доступности образования. Повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического  развития России в 21 веке. Изменение качества российского образования и его оценка является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации российского образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

        Для новых образовательных результатов необходима разработка и новых контрольно-измерительных материалов, другая система мониторинговых исследований и диагностики с учётом изменения контингента детей.

        Эти изменения обусловлены общедемократическими процессами, вхождения России в мировое сообщество. Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей. Легитимным становится право любого ребёнка на получение образования, отвечающего его потребностям  и полноценно использующего возможности его развития.

        Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», задачей которого является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям, актуализирует внимание к проблемам образования применительно к категории, именуемой сегодня «Лица с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), именно эта внутренне многообразная категория граждан служит в обществе своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом.

        Тенденция к росту числа лиц (особенно дети) с физическими  и (или) психическими недостатками характерна для всей современной цивилизации, что связанно как с дальнейшим   ослаблением естественного отбора, так и, в первую очередь, с усилением воздействия на человека всей совокупности патогенных факторов, продуцируемых современным производством и всем образом жизни в индустриальном обществе (техногенное отчуждение, социальные стрессы, наркотики, алкоголь и т.п.) (Смолин О.Н., 2007).

        Особую важность проблема безбарьерного доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, включения их в систему непрерывного образования приобретает для современной России.

        Директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алина Левицкая в своём выступлении на коллегии Министерства образования и науки России 11.01.2009г. по вопросу «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания  в общеобразовательных учреждениях» отметила, что две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми.

        Она добавила, что общая заболеваемость в России детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет  возросла на 16% ,  а число детей 6-7 лет, не готовых к системному обучению в школе, превышает 32%. «Из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье», - подчеркнула Левитская. Очевидно, что растущая категория детей с проблемами здоровья требует особый подход к организации обучения.

        На начало 2003года в стране насчитывалось 620,3 тыс. детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, причём прирост  их численности в сравнении с 1996г. составил 158 тыс. чел. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья примерно в 1,5 мил. чел., что составляет около 4,5% от общего числа детей в стране (Т.В. Волосовец, 2003; Б.В. Белявский, А.С. Госпорьян, М.А. Новикова, 2006)

        В последние годы в РФ произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модернизация нормативно-правовой базы образования и социальной защиты инвалидов, понимание инвалидности, прежде всего, как социальной недостаточности, прямо или косвенно обусловливаемой нарушением здоровья, отказ от постулата необучаемости  для некоторых категорий детей и молодёжи – это и многое другое создало новую ситуацию в сфере образования лиц с ограниченными возможностями (специального образования) в России.

        В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

        Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

История зарождения в системе образования комплексной помощи детям с особыми возможностями развития стала развиваться  в российской педагогике сравнительно недавно вместе с формированием гуманистических ориентаций.            Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающими за сверстниками. Такое включение стало возможным через инклюзивное образование.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.          

Включение - обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.                                                                                           Интеграция  - выборочное помещение детей с ограниченными возможностями развития в обычные образовательные учреждения.

        Интеграция и включение наиболее успешны в детских садах комбинированного вида. В этих условиях, возможно, эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом развития каждого ребенка. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями. В дошкольном учреждении создана психолого-медико-педагогическая служба сопровождения детей с особыми возможностями здоровья. Это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, который определил основные принципы сопровождения в условиях жизнедеятельности ДОУ.

         Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы. Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи и ДОУ.

         Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель.

         Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются: - предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;

- развитие психолого- педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

        Практика коррекционной работы побудила нас изучить и внедрить опыт интегрированного обучения.

         Педагогический коллектив отработал и использует следующие модели интеграции:

- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, воспитатели группы, которую посещает ребенок;

- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

В ходе сбора данных о детях-инвалидах проведен анализ уровня развития, исходя из специфики заболеваний. 

Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.

Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделить факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.

        Так образовательный маршрут (для детей с нарушением интеллекта и с признаками деструктивного поведения) планируется по трем этапам, соответствующим уровню развития ребенка. Сроки работы в каждом случае устанавливаются, исходя из возможности конкретного малыша и показаний мониторинга. Переводим на следующий этап только в случае усвоения задач предыдущего.

С целью обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов разработан специальный план взаимодействия профильных специалистов. План работы включает в себя коррекционно-развивающее, образовательное и лечебно-профилактическое воздействие на ребёнка с особыми возможностями здоровья, в том числе с использованием сенсорной комнаты.

Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического и коррекционно-педагогического воздействия:

· релаксацию, снятие мышечного напряжения;

          · стимулирование чувствительности и двигательной активности детей;

          · развитие, коррекцию зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

          · фиксирование внимания и управление им;

          · повышение психической активности за счет стимулирования эмоциональных реакций;

         · развитие воображения и творческих способностей;

         · коррекцию психоэмоционального состояния.                 Ежедневный план работы с детьми-инвалидами включает лечебную физкультуру, обязательные занятия в бассейне (индивидуально при участии инструктора ЛФК на начальных этапах; в группе с детьми под руководством инструктора по плаванию после привыкания к воде); занятия по развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.

        Таким образом, различные формы интеграции детей – инвалидов, используемые в нашем ДОУ, направлены, прежде всего, на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

Литература.

  1. Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии.-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.- 206 с.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2000.-64с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.  – 175 с.
  4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.В.Жигорева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
  5. Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» Руководство по детской психотерапии – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс»/, 2005г.  336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....