Пасху радостно встречаем. Серия занятий.
план-конспект занятия (старшая группа)

Быстрова Алла Сергеевна

Аннотация: Представленная работа раскрывает поэтапную систему работы с детьми на основе которой дети знакомятся с русским православным праздником Пасхи: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, организованную образовательную деятельность, игровую деятельность, развлечения, взаимодействие с другими педагогами и родителями.          Новизну составляет система комбинирования элементов известных методик и инновационных технологий, нацеленных на достижение результатов в процессе работы по формированию духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях русских православных праздников, а также усовершенствование условий воспитательно – образовательной работы и методического обеспечения.                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_o_pashe.docx900.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Александровского района  Оренбургской области

«Александровская Средняя Общеобразовательная школа

имени Героя  Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича»

Загорский филиал

(дошкольная группа).


Аннотация: Представленная работа раскрывает поэтапную систему работы с детьми на основе которой дети знакомятся с русским православным праздником Пасхи: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, организованную образовательную деятельность, игровую деятельность, развлечения, взаимодействие с другими педагогами и родителями.           Новизну составляет система комбинирования элементов известных методик и инновационных технологий, нацеленных на достижение результатов в процессе работы по формированию духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях русских православных праздников, а также усовершенствование условий воспитательно – образовательной работы и методического обеспечения.                                                      

Адресная направленность
Адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Содержание.

  1. Конспекты занятий.
  2. Утренник «Пасхальный перезвон»
  3. Пасхальные стихи, песни, загадки, игры.
  4. Для вас родители.
  5.  Использованная литература.

 

  1. Конспекты занятий.

Конспект № 1

Тема: «Великий пост. «Мост на семь Вёрст».

 Задачи: Знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост – периодом подготовки к празднику Пасхи; формировать представления о необходимости самоисправления; развивать образное мышление и речь детей; воспитывать любовь и уважение к людям.

Материал к занятию: Православный календарь, картинки с изображением разных мостов (лучше из иллюстраций к сказкам), лист ватмана для выполнения коллективной работы, полосы и дуги альбомной бумаги, затонированной светло-коричневой краской, простые карандаши, клей-карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, фигурки мальчика и девочки как метки для календаря.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам одну старинную и очень трудную загадку. Послушайте.

Стоит Цвет –

Всему миру свет,

Лестница к нему ведет,

По ней мы всходим

Каждый год

Как вы думаете, в загадке говорится о настоящем цветке и о настоящей лестнице, по которой можно добраться до этого чудесного цветка, или что-то с цветком и лестницей сравнивается? Скорее всего, говорится в загадке не о настоящих предметах, а что-то сравнивается с ними. Так часто бывает в загадках. «Цвет – всему миру свет» – это праздник Пасхи, а «Лестница», которая к «Цветку» ведет, и «по которой мы восходим каждый год», – время подготовки к Пасхе, называемое Великим постом. О нём мы сегодня и поговорим на нашем занятии.

Основная часть.

Воспитатель: Мы уже начинали о нём говорить на прошлом занятии. Что же такое пост? Пост – это время особенно внимательной духовной жизни, когда каждый христианин заботится об очищении своей души, просит прощения у Бога и у тех, кого обидел, кается в грехах, старается не делать, не говорить, не думать плохого, вести более строгую жизнь, чаще бывать на службах в храме. Великий пост – самый долгий из всех установленных Церковью постов и самый важный. Он уже начался и продлится целых семь недель, полтора месяца. Каждой неделе Великого поста на нашей картинке соответствует одна ступенька «Лестницы». (Показ и рассматривание православного календаря, воспитатель вместе с детьми отсчитывает время поста.)

 Давайте вспомним вместе
Названия постов:
Рождественский, Успенский,
Великий и Петров.

Великий – строгий самый
И длительный из них,
Мы чаще ходим в храмы
В святые эти дни.

Колена преклоняя
В молитвенной тиши,
Мы просим покаянья
И чистоты души.

Пост — время очищенья
От всех своих грехов,
Чтоб в Праздник Воскресенья
Душа воскресла вновь.

Все недели Великого поста (и даже три недели, предшествующие ему) учат всех людей и нас с вами тому, как приготовить себя к радостной встрече великого праздника Воскресения Христова. Первая неделя Великого поста начинается с понедельника, который в православной традиции называется Чистым понедельником, с этого дня и взрослые, и маленькие христиане начинают серьезно трудиться над своей душой. Хотите послушать, как прошел первый день поста у таких же, как вы, ребят, героев стихотворения поэтессы Нины Орловой?

Вот и Чистый понедельник –

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской – чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будем чисто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

 А как вы помогаете своим родителям готовить свой дом и свою душу к празднику Пасхи?

Игра-Хоровод «Мы маме помогаем»

        Воспитатель о Великом посте раньше говорили: «Стоит мост на семь верст, по конец моста – золотая верста» Каждая из недель Великого поста названа «верстой». «Золотой», – то есть драгоценной «верстой» – названо время самого главного христианского праздника – Воскресения Христова, Пасхи. Великий пост можно сравнить с большим мостом, соединяющим два берега: на одном берегу – мы с вами стоим сейчас, а пройдем по «мосту Великого поста», – подойдет время праздника Пасхи. Каждую из недель Великого поста, можно изобразить на большом листе бумаги как часть большого моста. Мы будем проходить эти «версты» – неделю за неделей и стараться приготовить себя к радостной встрече великого праздника Пасхи.

 Коллективная работа детей и педагога: дети делают календарь Великого поста в виде моста, состоящего из семи секций – частей. На листе ватмана все вместе выкладывают мост из бумажных заготовок, намечают простым карандашом берега, которые соединяет мост, бурную реку, текущую под мостом. Воспитатель помогает детям выбрать и распределить работу между собой: кто-то намазывает клеем, кто-то приклеивает детали моста, кто-то красками обозначает берега, кто-то – реку под мостом, кто-то рисует солнце и облака в небе. В качестве календарной отметки используются заранее приготовленные воспитателем нарисованные на картоне и вырезанные фигурки мальчика и девочки. Эти фигурки-метки нужны для того, чтобы узнавать: на какой «версте» Великого поста мы сейчас находимся? На каждой последующей недели они будут передвигаться на «версту» вперед, ближе к празднику Пасхи.

Рефлексия.

Воспитатель: О каком особом времени мы говорили? Как нужно вести себя во время Великого поста? Будем же и мы с вами, «поднимаясь по «Лестнице Великого поста», помогать взрослым, стремиться делать добрые дела, стараться больше думать о других, а не о себе, не совершать плохих поступков, просить у Бога помощи и благодарить Господа за всё.

Конспект № 2

Тема: «Пасхальные мелодии»

Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Пасха», повышать интерес к музыкальной деятельности, используя элементарное музицирование, развивать и совершенствовать вокально-певческие навыки; развивать чувство ритма, расширять кругозор детей, создать радостное, праздничное настроение; воспитывать уважение к русским христианским традициям, культуре, воспитывать любовь к Родине, к русскому народному фольклору.

Материал к занятию: Аудиозапись колокольного звона, детские музыкальные инструменты, платочки.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель (поёт): «Здравствуйте, ребята!»

Дети отвечают: «Здравствуйте!»

 Воспитатель: Какой праздник мы будем скоро отмечать?

 Проснулась я и слышу –
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется – не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.

Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым. Сегодня на занятии мы с вами послушаем и разучим пасхальные песни.  

Основная часть.

Воспитатель: В день Пасхи звонили в церквях колокола. Звонили по-особенному торжественно. Это звон зовётся Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам. (звучит фонограмма)

 Воспитатель: Раньше на Пасху каждый желающий мог взойти на колокольню и позвонить в колокол. Давайте и мы с вами позвоним в колокола.

Музыкальная игра «Колокольный звон»                                                                      Детям показывают два колокола: большой и маленький. Обратить внимание на размеры колоколов. Большой колокол звучит громко и гулко «Бом-бом», а маленький тихо и звонко «Динь-дон». Дети воспроизводят звуки сначала большого и затем маленького колоколов. Затем воспитатель включает запись, а дети слушают и подпевают большому громко и гулко «Бом-бом», а маленький тихо и звонко «Динь-дон».

Воспитатель: Молодцы ребята, хороший колокольный звон у нас получился. А теперь послушайте и угадайте, какой музыкальный инструмент звучит?

Игра «Угадай, что звучит»      

Воспитатель: Инструменты в руки мы сейчас возьмём и на них играть начнём.

Обыгрывание на музыкальных инструментах стихотворения Апполона Майкова «Христос Воскрес!»

Повсюду благовест гудит, (колокольчики)
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес... (музыкальный треугольник)
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов, (шуршалки, маракасы)
И реки рвутся из оков, (глиссандо на металлофоне)
И зеленее ближний лес...(бубенчики)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (колокольчики)
Вот просыпается земля, (звенит бубен)
И одеваются поля, (бубенчики)
Весна идет, полна чудес! (музыкальный треугольник)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (все инструменты вместе)

 Воспитатель: Вы знаете, что русский народ очень любит песни. И празднику Пасхе посвящается много песен. Одну из них мы сейчас послушаем.                                                                            Звучит аудиозапись: «Пасху радостно встречаем».                                         Воспитатель: Какая это мелодия? Какие чувства у вас вызывает эта песня? Как мы будем её петь? Давайте споём её вместе.

Песня «Пасху радостно встречаем»

Воспитатель:  Солнышко сильнее греет, 
                             Птичьи песенки слышны, 
  И листочки зеленеют: 
  Праздник Пасхи – день весны!

Хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Мы на луг пойдём хоровод заведём!

Игра «Пасхальный хоровод»

Рефлексия.   

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо играли, пели, танцевали.  А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Конспект № 3

 Тема: «Вербное воскресенье»

Задачи: Дать представления о празднике Вербное Воскресенье; развивать  интерес к духовному наследию земли русской, к народному фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков; закреплять умение создавать изображение вербы; воспитывать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

 Материал к занятию: Икона «Вход Господень в Иерусалим», веточки вербы, ватные палочки, деревянные шпажки для шашлыка, светло-коричневая бумага, ножницы, клей карандаш, аудиозаписи: Благовест (колокольный звон), песня Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

   Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Наша Земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по- своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся оживает, ожиданием тепла и солнца. Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко? Какое нежное и ласковое слово «Весна»! Ребята, а какие праздники отмечают весной? Сегодня мы с вами поговорим об ещё одном празднике. Послушайте о нём стихотворение:  

Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной. 
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет. 

 О каком празднике мы сегодня будем говорить? Да, этот праздник в церкви называется «Вход Господень в Иерусалим». Он отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Послушайте об этом событии.

Основная часть.  

Воспитатель: В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встретили люди и бросали под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали героев и победителей. Ведь Иисус Христос победил смерть. (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему Спаситель ехал на ослике, а не на коне? В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий использовались ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.  Ребята, мы с вами рассматривали много икон, и я предлагаю вам найти икону, которая относится к празднику, о котором мы сегодня говорим. (Рассматривание праздничной иконы) У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней. Ребята, хотите поиграть с вербой?

 Русская народная игра «Займи место»:

 Выбирают водящего, дают ему в руки веточку вербы. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав «хоп», водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, бежит по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

 Воспитатель: Молодцы, вы хорошо играли. Скажите, а где мы её можем взять? Я предлагаю вам сделать веточки вербы самим. Давайте рассмотрим картинку с изображением вербы. На что похожи почки вербы? Вы все правы. А для того чтобы нам сделать веточку вербы, я приготовила: вот такие деревянные шпажки для шашлыка, ватные палочки, полоски светло-коричневой бумаги. Ещё нам понадобится клей-карандаш. (Показ способа работы) Будьте внимательны и аккуратны.

Творческая работа детей. Звучит аудиозапись песни Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье». Дети выполняют работу, воспитатель помогает им по необходимости.                                                                                              Воспитатель: Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.                                                       Перед пасхой наступает                   
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит 
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите 
Прутик самый длинный 
Ведь верба - наш оберег 
И символ старинный. 
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи 
Дома сохраните!

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте вспомним, о каком празднике мы с вами говорили? Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»? Почему люди считали вербу чудодейственным растением? Возьмите свои вербочки и подарите дома своим близким. А наше занятие подошло к концу.

Конспект № 4

Тема: «Чудесные писанки»

Задачи: Познакомить с особенностями праздника Пасхи и историей украшения пасхальных яиц; обогащать интеллект ребенка, раскрыв перед ним неисчерпаемую сокровищницу народных традиций и духовной культуры; прививать любовь к Православному отечеству с его великой древней культурой, несущей в своих традициях высокие нравственные идеалы.  

Материалы к занятию: Иллюстрации пасхальных яиц: крашенки, писанки, крапанки, фарфоровые яйца, яйца, оплетенные бисером, краски, кисточки, вареные яйца на подставке для каждого ребёнка.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Светлый праздник приходит на Землю,

                      Мир и счастье несет нам он,

                       И со всех колоколен окрестных

                       Слышен чистый, кристальный звон.

                       Пусть же радость поселится в сердце,

                        Отразится в нем свет небес.

                        Ясных дней вам и новой надежды,

                        Потому что Христос воскрес!

 

Приближается большой народный праздник – Великая Пасха. Все мы готовимся к этому празднику: украшаем пасхальные яйца, печем куличи. А затем идем друг к другу в гости, дарим пасхальные яйца со словами: «Христос воскрес», а нам отвечают: «Воистину воскрес». А вы знаете, почему на Пасху дарят друг другу яйца? Послушайте, как это было.

 Основная часть.

Воспитатель: Сейчас расскажу Вам о том,

                         Как женщина встретилась с царем,

                         И почему в день Пасхи ясной

Мы яйца красим краской красной.

Святая Магдалена

Дошла до стен седого Рима,

Свет веры в грешный мир неся

И, проповедуя Христа.

Тиберий правил Римом строго,

Забывши истинного Бога.

Языческим царем он был,

Христа не чтил и не любил.

В те времена к царю в палаты

В подарок приносили злато.

Мария бедною была,

Она яйцо лишь принесла.

Мир дому твоему Тиберий,

Хочу, чтоб в чудо ты поверил.

Умнее нет тебя окрест.

Узнай же, что Христос воскрес!

Воскрес из мертвых? Кто поверит?

Глупец лишь в эти сказки верит.

Скорее я поверю в то,

Что станет красным вдруг яйцо.

Вдруг чудо на глазах свершилось

Яйцо, как кровью обагрилось.

И стало красным, как заря.

И это было все не зря.

Языческий правитель вдруг

Почувствовал большой испуг.

Он гласом громким до небес вскричал:

Христос воскрес!

С тех пор в память об этом событии, символизирующем веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу. Во все времена яйцо считалось символом возрождения и начала новой жизни. Оно сопутствовало не только пасхальному празднеству, но множеству иных мероприятий, например, строительству (по обычаю яйцо закладывалось в фундамент здания, чтобы в будущем дом оказался пристанищем счастья и удачи). Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар. Украшение пасхальных яиц сейчас превратилось в какой-то степени искусство. Их несколько видов. яички, окрашенные в один цвет называются «Крашенками». А если на общем цветном фоне обозначаются пятна, полоски, крапинки другого цвета -это Крапанки.  Вид росписи, если на сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. А затем яйцо поэтапно с каждым узором макают в разведённую холодную краску - «Писанки». С давних времен существуют фарфоровые яйца, украшенные роскошными драгоценностями.  Знаменитые Яйца Фаберже, которые дарились царственным особам. Оплетают яйца бисером с использованием различных видов техник.  Яйца украшают крупами при помощи клейстера или обойного клея. Яйца украшают тесьмой, обматывают нитками, заворачивают в красивую ткань, обклеивают кусочками ткани, оформляют атласными лентами, декорируют цветами и бантиками.  (Рассказ сопровождается показом иллюстраций) В старину дети играли в различные игры с пасхальными яйцами. Мы сейчас с вами и поиграем в эти замечательные игры.

Игра «Катание яиц с горки»

Дети катают крашеные яйца с горки, украшенной вышитым полотенцем.

Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатится. Чье яйцо дольше прокрутится.

 Дети по команде раскручивают свои крашенки и ждут, чьё яйцо дольше прокрутится.

 Творческая работа детей. Дети расписывают свои яйца, педагог помогает по необходимости. По окончанию работы устраивается выставка пасхальных яиц.

 Рефлексия.                                                                                                                                     Воспитатель: Яички подарочные пасхальные готовы. “Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская пословица. Давайте посмотрим на свою работу. Что у вас сегодня получилось? Что нового вы сегодня узнали на занятии? Ребята понравились вам ваши изделия? Кому же вы их подарите? Молодцы вы сегодня постарались. Наше занятие подошло к концу.

 Конспект № 5

Тема: «Пасхальные радости»

Задачи: Познакомить детей с последними днями земной жизни Спасителя,   о Воскресении Христовом; развивать  желание делиться празничным настроением  со всеми, закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми; воспитывать чувства приобщенности к духовным традициям своего народа.

Материалы к занятию: Большая, празднично украшенная икона (или репродукция иконы) Воскресения Христова, иллюстрации библейской истории, выставка пасхальных открыток, картонные конверты в форме яиц с вложенными подарочками для игры «Где спрятано яичко?», краски, карандаши, альбомные листы.

Ход занятия

Вводная часть. Воспитатель: История — пасхи- это путешествие сквозь тысячелетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое. Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?

Основная часть.

Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков) Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности. Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». (Рассказ сопровождается показом иллюстраций).  А теперь посмотрим на праздничную икону. (Дети вместе с воспитателем рассматривают икону праздника) Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но любить друг друга, делать добро, стараться поделиться пасхальной радостью.  Вся природа радуется и ликует. Какая бы ни стояла погода в эти дни на дворе: и тепло, и солнце, и даже дождик славят Воскресшего Спасителя.  На Светлой седмице даже здороваются православные люди по-особому, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!» В каждом доме и угощение пасхальное приготовлено: яркие, крашеные яички, ароматные куличи, сладкие творожные пасхи. И, конечно, игры.

Игра «Где спрятано яичко?».

Внимательно оглядывая комнату, где проходят занятия, дети по очереди отыскивают заранее спрятанные картонные яички.  

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны. Спешат православные люди поздравить друг друга со светлым и радостным Пасхальным праздником. Близких можно навестить или позвать в гости, а тем, кто живет далеко, можно позвонить по телефону или отправить им пасхальную открытку. Как радостно получить такое поздравление! Давайте рассмотрим нашу выставку пасхальных открыток. Есть на ней открытки старые, есть и современные. Посмотрите, какие они разные! Изображен на многих пасхальных открытках Воскресший Спаситель. А вот - яркие яички, куличи, веселые цыплята, нарядные ребятишки, играющие в пасхальные игры.

Творческая работа детей. Воспитатель предлагает детям раскрасить праздничную пасхальную открытку для своих родных.

Рефлексия.

В конце занятия организуется выставка рисунков детей.

2.        Утренник «Пасхальный перезвон»

Цель: Приобщать дошкольников к народному творчеству через взаимосвязь музыки, живописи и поэзии; возрождать русские традиции празднования Светлого Христово Воскресения.

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта, правда. Познакомить с традициями русской Пасхи через игры, попевки, песни
  • Развивать умение воспринимать окружающий мир целостно. Способствовать расширению кругозора
  • Воспитывать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

Ход утренника.

Дети заходят в зал, рассаживаются. Звучит музыка «В церкви» П.Чайковского.

Ведущий: Колокольным перезвоном

                Славят люди праздник тот,

                С добрым словом и поклоном

                Обнимается народ.

                С праздником вас, ребята!

                С праздником вас, гости!

На фоне колокольного звона ведущий читает:

                                                     Колокол дремавший

                        Разбудил поля,

                        Улыбнулась солнцу

                        Сонная земля.

                        (звучит благовест)

 Ведущий: Светлый праздник приходит на Землю,

                  Мир и счастье несет нам он,

                И со всех колоколен окрестных

                 Слышен чистый, кристальный звон.

                Пусть же радость поселится в сердце,

                Отразится в нем свет небес.

                Ясных дней вам и новой надежды,

               Потому что Христос воскрес!

Обыгрывание на музыкальных инструментах стихотворения Аполлона Майкова «Христос Воскрес!»

Повсюду благовест гудит, (колокольчики)
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес... (музыкальный треугольник)
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов, (шуршалки, маракасы)
И реки рвутся из оков, (глиссандо на металлофоне)
И зеленее ближний лес...(бубенчики)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (колокольчики)
Вот просыпается земля, (звенит бубен)
И одеваются поля, (бубенчики)
Весна идет, полна чудес! (музыкальный треугольник)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (все инструменты вместе)

1ребёнок: Христос воскрес! Христос воскрес!

                  Сияет солнышко с небес!

                  Зазеленел уж темный лес,

                   Христос воистину воскрес!

2 ребёнок: Пришла весна – пора чудес,

                  Журчит родник – Христос воскрес!

                   Светлее в мире нет словес –

                  “Воистину Христос воскрес!”

Песня «Здравствуй, лучик солнечный!» сл. Е. Матвиенко, муз. М. Быстровой

3 ребёнок: В лужах солнышко искрится,

                Верба пухом зацвела,

                «Живы, жить!»- щебечут птицы,

                 И поют колокола.

4 ребёнок: На столе кулич душистый

                Горка крашеных яиц.

                В этот праздник, светлый, чистый,

                 Не увидишь хмурых лиц.

5 ребёнок: Говорят: «Христос воскреси!

                Да! Воистину воскрес!»

                Разрывая тьмы завесу

                К людям он сошел с небес.

6 ребёнок: Жив Христос, и верят люди:

                Коль расстанемся со злом,

                Жизнь продлится. Вечным будет

                Мир с любовью и добром.

7 ребёнок: Колокольный звон несется,

                Всюду возглас раздается:

                «Счастье всем! Христос воскрес!»

                Все: Да! Воистину, воскрес!

Песня «Пасху радостно встречаем»

Под русскую народную песню входит Бабушка (воспитатель в русском народном костюме)

Бабушка: Ой, народу-то, народу! Песни, какие красивые поёте! Праздник – то, какой? (Пасха) Да ведь это самый любимый праздник на Руси!  Я сегодня к вам пришла не с пустыми руками: приготовила загадки, игры и сюрпризы (ставит корзинку) Загадаю вам загадки, вы скажите мне отгадки.

1 Эта книга священная, спутница всем неизменная.

Эта книга спасения, всем подаст утешения (библия)

2 Славу мы тебе поем с нетерпением в гости ждем,

Чтоб лучи не жарки были для людей добро открыли (солнце)

3 Зайчики пушистые на веточках сидят,

В дни весны красавицы праздник нам дарят (верба)

4 Хлеб пасхальный, ароматный, пышный. Сдобный и приятный.

Он глазурью весь облит и цветами принакрыт. (кулич)

  Вы загадки отгадали, а стихи-то вы читали?

8 ребёнок: Под напев молитв пасхальных

                И под звон колоколов

                К нам летит весна из дальних,

                Из полуденных краев.

Песня – хоровод «Веснянка»

9 ребенок: Проснитесь, горы, долы, реки,

                Хвалите Господа с небес!

                Побеждена им смерть навеки,

                Проснись и ты, зеленый лес!

                

10 ребёнок: Подснежник, ландыш серебристый,

                     Фиалка, зацветите вновь,

                     И воссылайте гимн душистый

                     Тому, чья заповедь – любовь!

Танец «Цветочки весны»

Бабушка (хвалит детей) А у меня для вас сюрприз. В моей корзинке игры разные хранятся. Доставай-ка, малыш; что вытянешь – в такую игру и будем играть.

Ребенок достает цветок.

Игра «Соберём букет»

Второй ребенок достает карусель(картинку).

Игра «Карусель»

Третий ребенок достает яйцо

Бабушка. В старину, ребята, в разные игры играли с яйцами.  Мы сейчас с вами и поиграем в эти замечательные игры.

Игра «Катание яиц с горки»

Дети катают крашеные яйца с горки, украшенной вышитым полотенцем. Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатится. Чье яйцо дольше прокрутится. Дети по команде раскручивают свои крашенки и ждут, чьё яйцо дольше прокрутится.

Игра «Битки»

Дети делятся на пары. По команде одновременно бьют крашенками с любой стороны, приговаривая: «Моё яйцо, окрепни! К бою готов!», «Раз, два, три!». Тот, чьё яйцо разобьётся или даст трещину, проиграл.

Бабушка. Ну, молодцы, наигрались. С пасхой мы гостей поздравим счастья, радости им пожелаем.  

11 ребёнок: Со Светлой Пасхой поздравляем,
                  И теплоты в душе желаем,
                  Надежды, мира и добра,
                  Чтоб не коснулась вас беда.

12 ребёнок: Светлеет небо, льется свет,
                  Он наступил — святой рассвет:
                   И будет все вокруг сиять,
                   И будут люди повторять:
                    — Случилось чудо из чудес,
                  Вы, видите — Христос Воскрес!

13 ребёнок: Светлое утро великого дня,
                  Светит живое пламя огня,
                  Сходит с высоких прозрачных небес,
                  Нам подтверждая:
                  — Христос наш Воскрес!

14 ребёнок: С Пасхой поздравляем,
                     Благодати пожелаем,
                     Ведь Господь сошел с небес,
                     Христос воскрес, Христос воскрес!

Дети дарят открытки – сувениры гостям, говоря при этом:

                                С Христовым днем

                                  Пасхой вас,

                                С Христовым Воскресеньем!

 Ведущий: На этом наше праздничное занятие завершается.

                Мира вам всем, любви, добра, счастья!

Бабушка: Примите за веселье от меня подарки!

                С Пасхой вас, с Христовым Воскресеньем!

3. Пасхальные стихи, песни, загадки, игры.

Великий Пост

Давайте вспомним вместе

Названия постов:

Рождественский, Успенский,

Великий и Петров.

Великий – строгий самый

И длительный из них,

Мы чаще ходим в храмы

В святые эти дни.

Колена преклоняя

В молитвенной тиши,

Мы просим покаянья

И чистоты души.

Пост — время очищенья

От всех своих грехов,

Чтоб в Праздник Воскресенья

Душа воскресла вновь.

 

Вербное Воскресенье

Распустились вербочки

Раньше всех весной,

Жизни новой весточки

Мы возьмем с собой.

В храм под солнцем ласковым

Всей семьей спешим:

Вход Господень празднуем

В Иерусалим.

Мы «Осанна в вышних!»

Богу воспоем,

Веточек пушистых

Сколько здесь кругом!

Как победы знамя,

Держат их в руках

Люди, прославляя

Господа в веках!

 Уж верба вся пушистая

(Афанасий Фет.)

 

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

 

Вербы

Вербы овеяны

Ветром нагретым,

Нежно взлелеяны

Утренним светом.

Ветви пасхальные,

Нежно-печальные,

Смотрят веселыми,

Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное

Млеет цветами,

Пение клирное

Льется волнами.

Светло-печальные

Песни пасхальные,

Сердцем взлелеяны,

Вечным овеяны.

Константин Бальмонт.

 

Вербочки

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Александр Блок.

 

Нет в России пальм зелёных,

Лишь берёзоньки да клёны,

Да пушится над водой

Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам –

Отнесём их в Божий храм,

И под колокольный звон

Их положим у икон.

            Шорыгина Татьяна

 

 

 

 Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,

И перед Страстной седмицей

В воскресенье в храм идём,

Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,

Дома у икон поставим.

Ныне Вход Господень славим

В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,

Шёл навстречу муки крестной.

Знал, что будет Он распят,

Знал, что в третий день воскреснет

 

 Великий Пяток

 Темных туч ряды сомкнулись гневно,

Ветер застонал, померкло солнце:

Всемогущий Бог, Творец вселенной

В руки человеков предается.

До конца испив страданий чашу,

Претерпев насмешки, бичеванье,

Агнец Божий за грехи за наши

Как злодей ведется на закланье.

На кресте распят… Позорней смерти

И ужасней в те века не знали,

Слов страшней не может быть, чем эти:

«Боже! Для чего Меня оставил?»*

Матерь Божья у креста стояла,

Боль пронзала душу непрестанно,

«Жено, это – сын Твой!» — Бог сказал Ей,

Взглядом указав на Иоанна.**

Умер Бог. Внезапно разорвало

Сверху вниз церковную завесу,

Сотрясались каменные скалы,

И святые многие воскресли.

Сняли со креста Его, обвили,

Горько плача, плащаницей новой,

Близ Голгофы в гробе положили,

К двери камень привалив огромный.

 

Ожидание Праздника

 Не дают лежать в кроватке

Солнца теплые лучи

И чудесный запах сладкий, —

Пахнут медом куличи.

И, еще не сняв пижамы,

Побежал на кухню я.

Там яички красит мама,

Смотрит нежно на меня:

– Утро доброе, сыночек,

Долго ты сегодня спал!

Хочешь кулича кусочек?

Тебе можно, ты же мал.

Я ответил: «Интересно,

А мой возраст тут причем?

Я хочу со всеми вместе

Разговеться куличом!»

Обняла меня мамуля:

– Ты уже совсем большой!

Так что мы тебя, сынуля,

Ночью в храм возьмем с собой.

Улыбаясь милой маме,

Я сиял от счастья весь,

Крикну я сегодня в храме

Громче всех: «Христос Воскрес!»

 Христос воскрес!

 

Мироносицы жены

В мир приносят весть:

Смерть и ад побеждены,

И Христос Воскрес!

Муки претерпел за нас

Бог, взойдя на крест,

Всех от вечной смерти спас,

И в три дня воскрес!

Ад пленен, восстал Адам,

Мир ликует весь:

Возсия* прощенье нам,

Ведь Христос воскрес!

 

Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам.

Звонко раздаётся голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна.

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой замирает звон.

(С. Есенин)

 

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос воскрес!

Христос воскрес!

  Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

   Солнышко сильнее греет,

  Птичьи песенки слышны,

  И листочки зеленеют:

  Праздник Пасхи – день весны!

 

«Христос Воскрес!»

(Апполон Майков)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля

Весна идёт полна чудес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Светлый праздник приходит на Землю,

Мир и счастье несет нам он,

И со всех колоколен окрестных

Слышен чистый, кристальный звон.

Пусть же радость поселится в сердце,

Отразится в нем свет небес.

Ясных дней вам и новой надежды,

Потому что Христос  воскрес!

 

Загадки про Пасху

К нам пришёл праздник праздников лучший, 
Самый главный, любимый, певучий, 
Торжествуйте же, люди! Все вместе 
Принимайте такое известье: 
Днесь Воскресе Христос! То не сказка! 
Вот она, долгожданная …! (Пасха)

Чтоб молитва возгорела, 
Пусть потрудится и тело, 
И должна не полениться 
Правая рука… (Креститься)

Весть летит во все концы: 
Трубят Ангелы-гонцы, 
В небесах поют Христа: 
Он от тления восстал! 
То не выдумка, не сказка, 
Главный праздник — наша … ! (Пасха)

Почему по всей земле радость и веселие? – 
Потому, что празднуем Христово … (Воскресение)

Солнышко играет, и щебечут птички, 
Украшение стола – красные … (яички)

Весть о Воскресении поведав, подарила 
Яичко – символ жизни – Мария … (Магдалина)

Праздников всех Праздник, Чудо из чудес, 
Всех вас поздравляю! Ведь (ХРИСТОС ВОСКРЕС!)

Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу.
(Пасха)

 Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово ………… (Воскресение).

«Христос Воскресе!» — радостно всеми произносится, 
Это первыми узнали жены ……………………(мироносицы).

Ангел возвестил: скажите всем скорее,
Что Христос воскрес, всех встретит в ………………..(Галилее).

А потом пришли ко Гробу, тоже очень рано
Два апостола, то были Петр с ……………………… (Иоанном).

Вход во Гроб Господень стража охраняла,
Ангела увидев, в страхе ………………………..(убежала).

Ангел белоснежный, вид его – как пламень,
Приступил ко Гробу, отвалить чтоб …………….(камень).

По пути в Еммаус два ученика
Встретили Христа: Клеопа и ……………………(Лука).

Обо всем случившемся Ему рассказали,
Только Господа они сразу НЕ …………………..(узнали).

Вскоре – средь учеников Бога видим мы, —
Не было там только апостола ……………….(Фомы).

Фоме — через неделю, и всем ученикам
Вновь Господь явился и сказал: ………………..(«Мир вам»)

А яичко стало красным, в чудо чтоб поверил
Римский император по имени ………………….(Тиберий).

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-………………..( куличи)!

Праздников всех Праздник, Чудо из чудес, 
Всех вас поздравляю! Ведь ХРИСТОС ВОСКРЕС!

 Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу.
(Пасха)
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник — наша
(Пасха)

Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово
(Воскресение)

«Христос Воскресе!» — радостно всеми произносится,
Это первыми узнали жены
(Мироносицы)

Ангел возвестил: скажите всем скорее,
Что Христос воскрес, всех встретит в
(Галилее)

А потом пришли ко Гробу, тоже очень рано
Два апостола, то были Петр с
(Иоанном)

Вход во Гроб Господень стража охраняла,
Ангела увидев, в страхе
(убежала).

Ангел белоснежный, вид его – как пламень,
Приступил ко Гробу, отвалить чтоб
(Камень).

По пути в Еммаус два ученика
Встретили Христа: Клеопа и
(Лука).

Обо всем случившемся Ему рассказали,
Только Господа они сразу НЕ
(узнали).

Вскоре – средь учеников Бога видим мы, —
Не было там только апостола
(Фомы).

Фоме — через неделю, и всем ученикам
Вновь Господь явился и сказал:
(«Мир вам»)

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные
(Яички).

Весть о Воскресении поведав, подарила
Яичко – символ жизни – Мария
(Магдалина).

А яичко стало красным, в чудо чтоб поверил
Римский император по имени
(Тиберий).

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-
(Куличи)!

К нам опять спешит весна,
Будет вновь веселье.
И несет с собой она Праздник …
(Воскресенья).

Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….
(яички)!

Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба….
(Кулича Христова).

Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила ….
(Пасха).

Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …
(Воскрес).

Поздно вечером, в тиши
Затворив все двери,
Собрались ученики
На Тайную …
(вечерю).

Говорил он: «Я не верю,
И поверить мне нельзя,
Вот увижу – и поверю».
Как зовут его …
(Фома)?

Как же страшно предавать и себя, и Бога.
Как же страшно потерять верную дорогу.
Он ошибся и погиб, не поверив в чудо.
Он – Исусов ученик именем …
(Иуда).

И сказал им: «Вы не бойтесь,
Он воскрес, его здесь нет».
Плачут жены-мироносцы.
Кто им дал такой ответ?
(Ангел)

И звенят колокола:
«Пасха, Пасха к нам пришла!»
С радостью весенней Христова …
(Воскресенья).

Пришел к нам праздник самый лучший,
Любимый самый и самый певучий,
Празднуйте люди, все вместе!
Воскрес Христос- и это не сказка!
Вот и наступила долгожданная …
(Пасха)

А вот и чудо!
Христос Воскресе
(Воистину Воскресе)

Они бывают разные
Синие, зеленые, красные,
В природе часто встречаются,
А как они называются? …
(Яйца)

Был очень-очень рад твой враг,
И предал Иссуса-Христа злой …
(Понтий Пилат)

Мы со всеми вместе,
Смысл известный и понятный,
И Господа хвалю я,
Словом добрым …
(Аллилуйя)

Я верный-верный раб,
Чтобы не правду не сказать,
Помоги мне, друг любезный, не покинь!
Истина или …
(Аминь)

Христос был спокойный очень,
Ну а стража темной ночкой,
Кинула его в темницу,
И одела в …
(багряницу)

Почему на всей Руси
Радость и веселье??
А народ по всей земле,
Празднует ..
(Христово Воскресенье)

Ангел нам сказал:
«Что Иисус Воскресе»,
И он всех примет нас в…
(Галилее)

К гробу очень рано утром,
Прибыли апостолы,
Это были Петр с ..
(Иоанном)

Весть летит во все концы: 
Трубят Ангелы-гонцы, 
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка, 
Главный праздник — наша … ! 
(Пасха)

К нам пришел праздник праздников лучший, 
Самый главный, любимый, певучий, 
Торжествуйте же, люди! 
Все вместе 
Принимайте такое известье: 
Днесь Воскресе Христос! То не сказка! 
Вот она, долгожданная …! 
(Пасха)

Почему для всех людей радость и веселие? – 
Потому, что празднуем сегодня Христово … 
(Воскресение)

Солнышко играет, и щебечут птички, 
Украшение стола – красные … 
(Яички)

Напекли хозяюшки к празднику в печи 
Пышные, румяные чудо — … 
(Куличи)

 Этот праздник прошел сквозь столетья —
Наши предки его отмечали.
Не всегда хоть открыто, поверьте,
Было время — его запрещали.
В этот день дома веточки вербы,
Ароматный, красивый кулич.
О святом воскресенье повсюду
Раздается торжественный клич.
На столе яйцо расписное,
Пред иконой лампадка горит.
Торжество это наше родное
Воскресенье Христа возвестит. (Пасха.)

 

Мироносицы

сл. В. Городецкого, муз. прот. Игоря Лепишинского

Солнце плыло из-за утренней земли,
Мироносицы ко гробу тихо шли,
Скорбь овеяла их облаком седым.
Кто у входа тяжкий камень сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах.
Озаряет солнце тёмный, низкий вход.
Камня нет! Отвален камень. Ангел ждёт.

Ангел белый над гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:
– Не ищите Иисуса: Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец двух жен исторг.
Лобызают ткани праздные пелен.
Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.

 

 Наступило воскресенье

Наступило Воскресенье —
Человечеству спасенье.
Спустились ангелы с небес,
Чтоб петь с людьми: «Христос воскрес!»

Птицы по небу летают,
Праздник дивный прославляют.
Петушок на жердь залез
И поёт: «Христос воскрес!»

Всё в округе оживает,
Все друг друга поздравляют,
Шелестит весенний лес
И поёт: «Христос воскрес!»

Вторит им со всех сторон
Колокольный вешний звон,
Мир, полный радостей, чудес:
«Воистину воскрес!
Воистину воскрес!»

 Воскресение Христово

Вижу ели и березки
На пригорке у дороги
Уронили капли слезки
Светлой радости о Боге.

Припев:
Слышу как ручей кристальный,
Что журчит в травинках снова,
Славит песнею хрустальной
Воскресение Христово!

Вижу как река трепещет,
В блёсках золота сверкая,
А волна звенит и плещет
О Воскресшем вспоминая.

Припев:
Слышу: там в лазури вешней,
Где сверкает луч стыдливый,
Птичек хор всегда безгрешный
Богу гимн поёт счастливый.

Сердце ранено невзгодой,
Но сейчас оно готово
Славить с вешнею природой
Воскресение Христово!

Пасху радостно встречаем

Слова В. Кузьменкова

Пасху радостно встречаем,
И поем «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

Припев: Он воскрес! (2 р)
Он воистину воскрес!
Он воскрес!
Он воистину воскрес!

Всюду радость и объятья,
Брат, сестра: «Христос воскрес!»
Ад разрушен, нет проклятья:
«Он воистину воскрес!»

Припев:

 Красное яичко

Дорого яичко
Ко Христову дню,
И не знал я долго,
Как и почему.

Как же так бывает,
Где найти ответ?
Птичка вдруг выходит
Из яйца на свет!

В этом вот и чудо,
Бог так сотворил,
Что яйцо сырое
В птичку обратил.

Тот пример я понял
Сердцу дорогой:
Так Господь когда-то
Сотворит со мной.

Та же сила Божия
Прах мой соберет,
А из праха снова
Тело оживет.

И с тех пор яичко,
Красное, как кровь
Мне напоминает
Про Его любовь.

Здравствуй, лучик солнечный!

сл. Е. Матвиенко, муз. М. Быстровой

Вот закончилась зима,
Пасха к нам пришла.
Улыбнулись солнышку
Все мои друзья!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Запоют воробушки,
Зазвенит капель.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Верба-вербочка цветет
И проснулся шмель.
Веселится детвора
Напролет весь день!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Выглянут подснежники,
Зацветёт сирень.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

«Христос Воскресе»

Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Динь-Дон (песня к Пасхе)

Динь-дон! Динь-дон!
Раздается звон, звон!
Он со всех сторон, звон!
В церковь всех зовет он!

Идите, спешите, куличи святите,
В церковь собирайтесь, чуду удивляйтесь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон! Звон!

Пасхальные игры

Игра «Найди яйцо»

Воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «Катание яиц»

Воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игра «Горка»

Воспитатель устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. Чтобы победить, нужно первым поймать яйцо.

 Игра «За двумя зайцами»

Воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Чье яйцо дольше покрутится?»

На раскрашенном фанерном кругу два ребенка одновременно раскручивают яйца.

Игра «Бег с яйцом»

Дети делятся на 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 2 ориентира.

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Наше задание очень несложное.

Для любого вполне возможное.

Берешь яйцо, кладешь в ложку,

И пробежишь с ним немножко.

Кто первый прибежал,

Тот победителем стал!

Игра «Укрась пасхальное яйцо»

Участвуют два человека, каждому из которых дается один воздушный шарик и наборы пасхальных наклеек. За минуту они должны украсить свой шарик - «яйцо» наклейками. Тот, кто наклеит их больше соперника, победил.

 Игра «Битки»

Дети делятся на пары. По команде одновременно бьют крашенками с любой стороны, приговаривая: «Моё яйцо, окрепни! К бою готов!», «Раз, два, три!». Тот, чьё яйцо разобьётся или даст трещину, проиграл.

Русская народная игра «Карусели»

Дети выполняют движения по тексту. Кружат сначала направо, а затем налево.

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Все кругом, кругом, кругом.

Тише, тише не спешите, карусель остановите.

Игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, держась за руки, ребенок в шапочке петуха – в центре. Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.

Трух-тух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

«Заря-Зареница» 
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней: 
Заря-Зареница – Красная девица 
по полю ходила, ключи обронила, 
ключи золотые, ленты голубые. 
Раз, два – не воронь, 
беги, как огонь! 
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить. 

 

4.        Для вас родители.

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Украшение пасхальных яиц. Техника «Декупаж»
 Цель: 
 Приобщение к русской культуре и традициям. Знакомство с новой техникой «Декупаж»
Задачи:
  Познакомить родителей с техникой Декупаж.
 Научить основным технологическим приемам Украшения пасхальных яиц техникой «Декупаж»
 Побудить к использованию Украшения пасхальных яиц. Техникой «Декупаж» дома
 

Оборудование: салфетки для декупажа, яйца, клей, кисточки, салфетки, ножницы, клеенки, презентация к мастер – классу.

План проведения Мастер - класса
1. Организационный
• Приветствие
• Введение в тему. Мониторинг знаний родителей по данной теме.
• История главного христианского праздника Пасхи
• Виды пасхальных яиц.
2. Основной этап / практикум

• Знакомство с технологией Украшения пасхальных яиц. Техника «Декупаж».
• Поэтапное выполнение работы
3. Заключительный
• Выставка работ участников
• Обсуждение мастер–класса участниками
• Подведение итогов
• Рефлексия

 Организационный этап.
1.1. Приветствие
Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И сегодня наша встреча украшению группы к празднику Пасхи , украшению пасхальных яиц. Техникой «Декупаж».
Слайд
Загадка:
Весть летит во все концы
Трубят Ангелы – гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник – наша …(Пасха)

1.2. Введение в тему:
В начале 21 века в Россию пришла новая мода – декупаж. Это неведомое доселе слово манило и продолжает манить к себе все больше и больше людей. Наверное, не осталось ни одного городка, в котором хотя бы один житель не слышал это слово «декупаж», не знал бы его значения
Декупаж – это техника декора с помощью вырезанного (или вырванного) изображения, которое приклеивается на поверхность заготовки и затем закрепляется лаком.

1.3. История главного христианского праздника Пасхи 
Пасха - праздник Светлого Христова воскресения. Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».
Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную
В христианстве яйцо приобрело новое значение. Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом “Христос Воскрес!”. Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым.
Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира
Пасхальные, расписанные красками яйца назывались писанками. Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием. Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья
Цветы рисовали для женщины, которая хотела иметь детей, елочки – на здоровье, звезды – на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком желто-зеленых тонов.  Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия. 

1.4. Виды пасхальных яиц: 
Крашенка - одноцветное.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Слайды

2. Основной этап.
Сегодня я приглашаю вас на мастер – класс «Украшение пасхальных яиц. Техника «Декупаж», где мы попробуем создать интересные работы
Слайд.
Для создания нам потребуется следующий материал: яйца клей, кисти, ножницы, салфетки.
Слайд

2.1. Знакомство с технологией Украшения пасхальных яиц. Техника «Декупаж», объяснение этой работы.
Слайд
Многослойную салфетку разделите на отдельные слои. Картинки вырезайте из одного цветного слоя.
Приложите вырезанную картинку к скорлупе. Непосредственно на картинку нанесите клей.
Приложите вырезанную картинку к скорлупе. Непосредственно на картинку нанесите клей.

2.2. Поэтапное выполнение работы родителями.
3. Заключительный этап
3.1. Проводится выставка готовых работ участников мастер – класса
3.2. Обсуждение мастер – класса участниками
3.3. Подведение итогов
3.4. Рефлексия: Предлагаем участникам одним словом выразить свое отношение к сегодняшнему мероприятию
Педагог: Благодарю за участие, и поздравляю всех со светлым Христовым Воскресением.

Роль православных праздников в семье.

Консультации для родителей

Праздник сам по себе есть событие радостное, то событие, которого дожидаются, к которому готовятся, предвкушают. Предвкушают и само это действо и то, что оно с собой принесет. Религиозные, и в частности православные праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники наполняющие душу радостью и умиротворением. Через эту радость праздника ребенок приобщается к христианской культуре и календарю, учится соизмерять с ним события своей жизни. Впитывает вместе с атмосферой праздника и подготовки к нему христианские ценности и то чувство приобщенности к чему-то очень важному и большому. Религиозные обычаи семьи: встреча Рождества Христова, Крещение или Пасха, праздник Троицы или Великий пост - все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накапливается в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот религиозный опыт становится надежной опорой и ориентиром. В душе и сознании ребенка укрепляется чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, с которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной питательницей и воспитательницей. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, так как он живет в постоянном общении с Христом.
Главным элементом церковного праздника является богослужение - встреча и общение с Богом. И, конечно ребенок должен знать, по мере его возможностей, что это за праздник, в честь какого события он празднуется, что он собой знаменует. Это нужно для того, чтобы ребенок осознавал, что происходит, для чего это и как это связано с ним.  Именно семья - самая близкая и дорогая для ребенка среда, через которую он собственно и воспринимает мир - может помочь ребенку в его приобщении к общей радости и что очень важно его сосредоточение на самом себе, своих чувствах и своих событиях. Если мы сегодня научим детей отмечать церковные праздники, то эти праздники войдут в жизнь всех последующих поколений россиян. А можем научить каждый день воспринимать с радостью. По церковному календарю каждый день отмечается день какого - либо святого, священный праздник или праздник чудотворной иконы. В православном календаре России выделяют 12 Двунадесятых праздников: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение Богородицы, Троица, Воздвижение Креста и другие. Также существуют Великие праздники, такие как Покров Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, Обрезание Господне.
 Все мы знаем, что ребенок и вообще дети должны воспитываться в семье. Но мало кто задумывался о пользе православного воспитания детей и вообще о плюсах православной семьи. Глядя на сегодняшнюю молодежь, которая почти разучилась общаться без ругательных слов, мата, шуток "ниже пояса", уважать старших и жить без пива, можно сделать вывод, что ей нужна духовная реабилитация. Если в этом плане одно поколение, к сожалению, уже упущено, то нужно постараться, чтобы следующее (т.е. наши дети) не выросло таким же. А как этого достигнуть и с чего нужно начать? Как известно семья - это ячейка общества и составляющая государство, а еще это показатель самого государства! Поэтому изменять молодежь всей страны нужно начинать со своей семьи. "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи"... эту фразу одного из самых почитаемых на Руси святых Серафима Саровского можно отнести как раз к этому случаю. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потре6ительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются то, что делало его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.  В современной школе образование преподается исключительно в ключе обучения, полагая, что воспитанием духовно-нравственных ценностей должны заниматься родители и занимались бы этим как следует, если бы мамы и папы не работали бы до обессиливания. В итоге ребенок растет как бы сам, развиваясь самостоятельно (не считая небольшого надзора со стороны родителей). Но для гармоничного развития личности необходимы не только одни навыки и знания, ещё более необходимо обустройство внутреннего мира человека, чем как раз и занимается религиозное воспитание. Православное воспитание - определенная часть образовательного процесса, его фундамент, необходимая основа, на которую должно опираться преподавание всех остальных наук. Православное воспитание нисколько не отрывает человека от мира, но учит его правильно жить в мире, не поддаваться влиянию внешних обстоятельств, не становиться частью толпы. Те религиозные наставления, которые воспринимаются ребенком в детстве, остаются у него на всю жизнь. И уже они поведут его по жизни, помогут ему оптимально использовать полученные умения и навыки, сделают его человеком, гармоничной христианской личностью и достойным сыном своего Отечества. Важно отметить, что православное воспитание несет в себе формирование у ребенка правильного мировоззрения, правильных жизненных ценностей и прививание добродетелей. А ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был хорошо воспитан, не капризничал и слушался, а когда вырастет и станет взрослым человеком, женился на порядочной девушке или чтобы дочка вышла замуж за честного и порядочного молодого человека. А ведь таких, к огромному сожалению, все меньше и меньше!                Главное, нужно помнить, что каждый ребенок дан от Бога и воспитывать его нужно с душой и сердцем!

 

Список литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
  2. Г.А. Айдашева. Русские обряды. Весна М., 2004
  3. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. Искусство-СПБ, 2005. 
  4. Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», М.1978;
  5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  6. Зарецкая Н.В.- Календарные музыкальные праздники. Айрис дидактика. М.,2003.         
  7. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторей 2003»
  8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. – сост. Л.Г. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др., 2010.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И.- Праздник каждый день. М., Композитор, 2000.
  10. Князева О.Л., Маханева О.Д. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.
  11. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», учредитель и издатель 000 Издательский дом «Воспитание дошкольника»
  12. Журнал «Музыкальная палитра», издатель 000 «Редакция журнала «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург
  13. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  14. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  15. Некрылова А.Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Л.1984;
  16. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. —СПб. Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  17. Шангина И. И. Русские праздники: от святок до святок. — М. Азбука-классика, 2004. — 270 с. — ISBN 535200984X.
  18. Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб. Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Пасху радостно встречаем"

Педагогом представлен сценарий празника, посвященный Пасхе, для детей старшего дошкольного возраста....

Утренник "Пасху радостно встречаем".

Утренник в старшей группе "Пасху радостно встречаем"....

Пасху радостно встречаем!

Светлое Христовое Воскресенье называется Пасхой – это главный, радостный, и вместе с тем, древнейший православный праздник, одно из главных событий в духовной жизни христиан. 29 апреля 2019 года...

Познавательно-творческий проект "Пасху радостно встречаем"

Участники проекта: музыкальный руководитель, священник, воспитатели, родители, дети старшей группы.Сроки реализации проекта: март – апрель 2019г.Тип проекта:1. По д...

Участие в городском творческом конкурсе "Пасху радостно встречай" ("Яйцо-сувенир")

Создание "Яйцо -сувенир "1.Сделала сапожки из киндер сюрприза[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23183646","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]2.Задекорировала пен...