Профессиональная этика воспитателя детского сада
материал

Светлана Викторовна Молчанова

Доклад к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Профессиональная этика  воспитателя детского сада»

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Молчанова С. В.

ЭНГЕЛЬС 2019

Притча

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Воспитатель должен принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей. Дети ценят в педагоге, прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Это не предполагает того, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Воспитатель должен сочетать искреннее уважение к личности ребёнка и с разумной требовательностью к нему.

Воспитатель с одной стороны должен быть строг, а с другой стороны демократичен. Педагог такой же человек, как и все остальные люди и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы. В любой ситуации воспитатель должен поступать бескорыстно, справедливо и благожелательно, без высокомерия и мстительности. Действия педагога не должны унижать достоинство личности.

В различных ситуациях от воспитателя требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Особый способ педагогического воздействия – улыбка воспитателя (улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия). И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая. Настоящий воспитатель учит добру словом и личным примером.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • Требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
  • Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • Внешний облик педагога должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах). Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль. Должны быть использованы простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле. Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона.
  • В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника.
  • В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации.
  • В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям.
  • В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта воспитателя – выдержка и уравновешенность.

Воспитатель имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

В общении с коллегами воспитатель должен относиться к другим терпимо и с уважением. Умение радоваться успехам коллег, поддерживать и поощрять их новые разработки, с ними делиться информацией. Важно уметь работать совместно.

В общении педагога с родителями нужно стремиться быть в хорошем настроении и приятным в общении. Чувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. Проявлять гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями. Давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы. Вселять в родителей веру в своего ребенка. Не принижать авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей. Объединять родителей при решении разных вопросов, создавать атмосферу общности интересов родителей и педагогов. Предоставлять родителям полную информацию о ребенке, при индивидуальных встречах. Оказывать помощь родителям в педагогическом образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

«Использование информационных технологий для решения профессиональных задач. Microsoft PowerPoint в работе воспитателя детского сада»

Воспитатели детских садов стали активно использовать различные мультимедийных средства. Технологии не стоят на месте и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Используя...

Анкета для педагогов с целью изучения отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада.

Анкета для педагогов  с целью изучения отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада....

ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя детского сада

Образовательная деятельность с детьми с применением ИКТ...

Эссе "Мое представление о профессиональной этике воспитателя детского сада"

Эссе "Мое представление о профессиональной этике воспитателя детского сада". Размышления на тему....

Педагогический совет для воспитателей детского сада «Профессиональный стандарт «воспитатель» - условие, обеспечивающее качество образования»

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в професси...

КАРТА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

карты которые могут применяться педагогами для самоэкспертизы...