Отчет по самоанализу
материал

Хаустова Алла Вячеславовна

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 138» городского округа Самара






Отчет 

по самообразованию воспитателя

Хаустовой Аллы Вячеславовны

за 2019 -2020 учебный год

по теме: «Развитие речи»







г. Самара


Я, Хаустова Алла Вячеславовна, работаю в средней группе №4 «Жемчужина». 

Образование высшее.

Педагогический стаж – 8 лет.

Стаж работы в МБДОУ – 8 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 8 лет. 

Квалификационная категория – высшая.

Целью моей работы по самообразованию в 2019 – 2020 году было:

развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

- создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения

- расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях.

- формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей

          Актуальность.

Современная картина детства претерпела разнообразные изменения за

последние два десятка лет. Невозможно не отметить, что

игры и поведение современных детей кардинально изменилось, за последние 5 – 10 лет. Появилось больше тревожности, агрессии, страхов. Отсутствие дворовых детских культур ведет за собой сбой в передаче от одних детей другим составляющих детской субкультуры.

Игровые технологии тесно связаны с работой воспитателя и образовательной работой детского сада. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра дает возможность исправить возрастные сложности в отношениях. Общение детей только со взрослыми почти всегда оказывается неудачным. Действительно, азы общения создаются в семье, но реальность выглядит иначе. Часто, в общении со сверстниками, детей приходится направлять, как помочь решить конфликт, научить «мирилкам», грамотно уйти от агрессора. Неготовность современных ребят к реалиям жизни очевидна.

Современные игры различаются по своему содержанию, степени самостоятельности, форме организации, игровому материалу.

Игра способствует формированию поведения и психических процессов — от простых до самых сложных. Играя, дети учатся контролю своих импульсивных действий, быстрее запоминают новую информацию.

Игра – очень важная деятельность детства, которая способствует самоутверждению и самореализации. Играя, ребенок может выбрать персонаж, который наиболее симпатичен, подходит его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра, способствует социальному развитию личности.

 

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие:

   

  • Данилова “Матемашка”
  • Данилова “Школа юного географа”
  • Палочки Кюизинера
  • Блоки Дьенеша
  • доски Сегена

Я изучила следующую литературу:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.
  2. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-7 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ. / Авт.-сост.    И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 
  3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.
  4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
  5. «Жизненные навыки для дошкольников занятия – путешествия» Кривцова Светлана Васильевна, Белевич Алла Александровна, Чал-Борю Виктория Юрьевна, Редактор: Кривцова Светлана Васильевна. Издательство: Клевер Медиа Групп, 2018 г.

 

После изучения методической литературы по данной теме запланирован мониторинг по методике «ДЖиН 5 +», в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране, мониторинг перенесен на более благоприятное и безопасное время.

         В работе с детьми я способствовала:

- развитию интереса к познавательной деятельности

- умению договариваться

- взаимодействовать друг с другом

- раскрытию творческого потенциала

Над формированием коммуникативной компетенции я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую. Игры помогают решить сразу несколько задач: 

  • создание благоприятной психологической готовности детей к речевому общению;
  • повторения языкового материала;
  • упражнение в выборе правильного варианта.   

 

 Я провела игровые мастер-классы для детей по современным настольным играм, дети моей группы участвовали в совместных мероприятиях: «В поисках потерянной жемчужины», «Праздник урожая», «Рождественская книга», «Фестиваль народного искусства» и многие другие, проводимые в нашем ДОУ.

Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание ведущей деятельности детей – игре. Было рассказано о важности игры в дошкольном возрасте, были разработаны и даны методические рекомендации.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию общение между сверстниками стало более дружелюбным, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами стало гораздо лучше.

По данной теме самообразования мною была изучена литература, материалов, исследовавших этот вопрос очень много. При выборе литературы, я отмечала для себя именно те источники, которые помогли бы мне в работе с детьми.

 Между воспитанниками и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

На протяжении всего учебного года я наблюдала за работой своих коллег, а также, интересовалась опытом работы педагогов других ДОУ. Благодаря интернет - ресурсам, получила возможность ознакомится с опытом работы воспитателей других городов и стран, осуществляющих личностно-ориентированный подход в своей работе с детьми. 

В своей работе я опираюсь на правила, личностно-ориентированного воспитания.

  • Формировать положительную самооценку ребенка
  • Осуждать поступок, а не личность
  • Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения
  • Получать удовольствие от общения с детьми
  • Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

       Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

  1. В заданиях, учитывала индивидуальные особенности воспитанников.
  2. В работе, использовала разнообразные формы и методы организации работы детей.
  3. Создавала благоприятную атмосферу для каждого ребенка.
  4. Стимулировала детей к ответу, без страха на ошибку
  5. Все задания строились с учетом различных сенсорных каналов.
  6. Использовала задания, разрешающие ребенку проявить свою индивидуальность.
  7. Поощряла проявление инициативы и самостоятельности.
  8. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
  9. Проводила с детьми рефлексию после занятий.

Используя личностно-ориентированный подход в работе с детьми, я
старалась увидеть мир глазами детей, следовать их интересам, учитывать индивидуальность, радоваться успехам, тем самым благоприятно выстраивая отношения.

Таким образом, за этот год, я поняла, что буду и дальше работать с ориентацией на индивидуальность и личность ребёнка.


Приложение 1.

Опросник представляет собой список из 45 утверждений, каждое из которых описывает владение тем или иным навыком. Каждое утверждение является коротким описанием поведения ребенка. На основании этого утверждения можно оценить наличие или отсутствие у ребенка соответствующей социальной компетенции.

Для более качественной диагностики предполагается оценивание ребенка как минимум тремя экспертами (воспитатели, психолог, родители или педагоги). Каждый эксперт на отдельном бланке оценивает поведение ребенка по 45 параметрам, используя оценки от 1 до 5. Результаты оценки отражаются на диаграмме. Исходя из этого, мы получаем возможность корректировать работу взрослых с каждым конкретным ребенком.

При строительстве диаграмм вручную нужно учитывать то, что вопросы 5, 27, 32, 33,34,35, 36 и 39 являются обратными. Это значит, что при составлении диаграммы производится замена балла, поставленного экспертом в опроснике: 5 меняется на 1, 4 меняется на 2 и т.д.

Данный опросник также может быть эффективно использован в работе с родителями. Опыт показывает, что, читая вопросы опросника, родители начинают задумываться о своей ответственности за воспитание собственного ребенка и учатся видеть его совсем с другой стороны: как личность, а не стараясь подстроить его под общепринятое мнение.

Шкала оценки социальных навыков «ДЖиН 5+»

Фамилия и имя ребенка ___________________________________________________

Группа _________________________________________________________________

Возраст _____ лет ______мес. _______ Пол:  М   Ж

Фамилия и имя лица, заполняющего опросник ________________________________

Дата заполнения _________________________________________________________

Кем Вы приходитесь ребенку ______________________________________________

Основываясь на своих наблюдениях за этим ребенком, оцените его поведение по всем пунктам опросника. При оценивании Вы можете выбрать один из пяти баллов:

1 – ребенок не проявляет такого поведения;

2 – редко демонстрирует такое поведение;

3 – время от времени демонстрирует такое поведение;

4 – часто демонстрирует такое поведение;

5 – это обычное поведение для этого ребенка.

Навыки адаптации к образовательному учреждению

1

Слушая, внимательно смотрит на говорящего не перебивает

1 2 3 4 5

2

Когда испытывает, какие-либо затруднения, то не стесняется просить о помощи

1 2 3 4 5

3

Благодарит за помощь или поддержку

1 2 3 4 5

4

Получив инструкцию, правильно выполняет ее

1 2 3 4 5

5

Бросает начатое дело незаконченным (рисунок, задание, разговор)

1 2 3 4 5

6

Охотно вступает в обсуждение, высказывая свое мнение

1 2 3 4 5

7

Замечает, когда взрослому (родителю, воспитателю) нужна помощь, и предлагает ее

1 2 3 4 5

8

Если хочет что-то узнать – задает вопрос

1 2 3 4 5

9

Сообщает о своих потребностях взрослому в соответствии с нормами поведения

1 2 3 4 5

10

Сосредоточенно занимается своим делом, не отвлекаясь на шум и оклики

1 2 3 4 5

11

Вносит улучшения и исправления в свою работу после подсказки взрослого

1 2 3 4 5

Навыки общения со сверстниками

12

Проявляет активность и дружелюбие при знакомстве со сверстниками

1 2 3 4 5

13

Если хочет присоединиться к играющим детям, может включиться в игру без жалоб и конфликтов

1 2 3 4 5

14

Включаясь в новую игру, интересуется ее правилами и соблюдает из

1 2 3 4 5

15

В отношениях со сверстниками отличает ситуацию, где он имеет право требовать, от той, где может только просить об одолжении

1 2 3 4 5

16

Замечает, когда другому ребенку трудно, и предлагает помощь

1 2 3 4 5

17

Выражает симпатию тем или иным способом по отношению к сверстнику, который ему симпатичен

1 2 3 4 5

18

Когда слышит от другого хорошие слова в свой адрес, вежливо благодарит его

1 2 3 4 5

19

Берет на себя инициативу, дружелюбно предлагает сверстникам что-то вместе сделать, например поиграть

1 2 3 4 5

20

Делится с другими (например, игрушкой)

1 2 3 4 5

21

Когда понимает, что неправ, просит прощения

1 2 3 4 5

Навыки обхождения с чувствами

22

Знает, как называются чувства, и может адекватно мимикой и телом изобразить основные из них (злость, страх, радость, грусть, удивление…)

1 2 3 4 5

23

Проявляет свои чувства в соответствии с ситуацией

1 2 3 4 5

24

Распознает чувства другого человека (называет, оценивает), опираясь на выражение лица, интонации, жесты, позу

1 2 3 4 5

25

Знает, что ему нравится и что не нравится, и может сказать об этом (ребенку не обязательно нравится то, что ему должно нравиться, по мнению взрослого)

1 2 3 4 5

26

Выражает сочувствие другому человеку, когда тот находится в сложной ситуации

1 2 3 4 5

27

Когда злится, очень агрессивен (бьет других детей, кусается, обзывается и т.п.)

1 2 3 4 5

28

Сталкиваясь с гневом и раздражением других людей, может выбрать оптимальный вариант поведения (убежать, обратиться за помощью взрослого, сказать что-то в свою защиту и т.д.)

1 2 3 4 5

29

В случае опасности действует конструктивно ( в зависимости от ситуации  может спрятаться, приостановить действие, продолжить его или сказать о своем страхе)

1 2 3 4 5

30

В ситуации утраты чего-то ценного (друга, вещи…) грустит, не капризничая, а печалясь

1 2 3 4 5

Навыки альтернативной агрессии

31

Отстаивает свои интересы мирным путем

1 2 3 4 5

32

Если чем-то недоволен, ведет себя деструктивно (например, обижается, накапливает недовольство, плачет, кричит, дерется), а не говорит об этом прямо

1 2 3 4 5

33

В ситуации, когда надо спросить разрешения, не делает этого

1 2 3 4 5

34

Реагирует болезненно (например, обижается или ведет себя агрессивно), если не принимают в общую деятельность группы

1 2 3 4 5

35

В ситуации, когда его дразнят, проявляет не конструктивное поведение (например, обижается, кричит, дерется, замыкается в себе)

1 2 3 4 5

36

Недружелюбен по отношению к сверстнику, «не такому, как все» (неаккуратному, несимпатичному, с физическими недостатками и т.д.)

1 2 3 4 5

37

Когда сталкивается с последствиями своего поведения, признает, что это результат его действий

1 2 3 4 5

38

В ситуации обвинения в свой адрес умеет защитить себя, если он не виноват

1 2 3 4 5

Навыки преодоления стресса

39

Из-за проигрыша в игре сильно расстраивается (например, плачет, злится или падает духом)

1 2 3 4 5

40

Когда хочет взять чужую вещь, спрашивает разрешения у ее хозяина

1 2 3 4 5

41

Когда слышит неприемлемое предложение, умеет твердо сказать «нет»

1 2 3 4 5

42

На отказ в просьбе (например, взять чью-то вещь) не обижается

1 2 3 4 5

43

Когда его не замечают и не хотят принимать в общую деятельность, умеет отвлечься от обидной ситуации (сам себя занять)

1 2 3 4 5

44

Попав в неловкую ситуацию, справляется со своим смущении

1 2 3 4 5

45

Может справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности (танцы, физические упражнения…)

1 2 3 4 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств л...

Аналитический отчет (самоанализ)

Эффективность использования в практической деятельности СОТ...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва

Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе....

Методическая копилка Самоанализ работы воспитателя отчет о проделанной работе за 2021 - 2022 уч.год

Самоанализ работы воспитателя МБДОУ «Олонский детский сад» Васильева И. Н.Отчет о проделанной работе за 2021 - 2022 учебный год во второй младшей группе «Солнышко»...

Алгоритм проведения самоанализа занятия. Схема самоанализа занятия.

Схема (Алгоритм) проведения самоанализа занятия предназначена для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность сдошкольниками....