План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
методическая разработка (подготовительная группа)

Дмитриева Любовь Александровна

План

профессионального  саморазвития

Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Актуальность темы:  Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее Поступление в школу – серьѐзный этап в жизни каждого ребѐнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_podgotovka_k_shkole.docx32 КБ
Файл prezentatsiya_samoobr_gr._8.pptx85.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Рябинушка»

План

профессионального  саморазвития

Тема:

«Психологическая готовность детей

к школьному обучению»

Воспитатель:

Дмитриева Любовь Александровна

 2017 – 2018 уч.год

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

( Венгер Л.А.)

   Актуальность темы:  Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее Поступление в школу – серьѐзный этап в жизни каждого ребѐнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.                                                                                   Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

 В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались:                     Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др.                

 Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста.                        

Цель: влияние педагога на психологическое развитие дошкольника и подготовка детей к обучению в школе.                                                                                   

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:

  1. Подготовка детей к школьному обучению через познавательный интерес и познавательную деятельность.
  2. Совершенствовать работу по сотрудничеству педагога и семьи. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через современные формы взаимодействия.
  3. Рассмотреть основные ориентиры на этапе завершения дошкольного образования подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС.
  4. Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению детей в школе.

Основные ожидаемые результаты :
Для воспитателя: повысится собственный уровень знаний по данной теме.

Для детей: повысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности.

Для родителей: Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей .

Формы и методы:

  • Беседы
  • Выставки рисунков
  • Цикл сюжетно ролевых игр.
  • Проведение выставок, экскурсий, походов …

План на 2017 -2018 учебный год

Этапы разработки

Сроки реализации

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме.

В течении года

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.    Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Сентябрь

Мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы

Сентябрь

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

 Подбор литературы по теме самообразования.

октябрь

Работа с личной библиотекой, интернетом.

В течении года

Изучение теории по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО"

ноябрь

Разработка серии картотек для детей старшей группы:

- «Картотека подвижных игр»;

- «Картотека игр по ФЭМП»;

- «Картотека музыкально-дидактических игр».

В течение года

 Размещение материалов по опыту на Интернет сайте социальных работников на nsportal.ru

В течение года

Участие в системе методической работы 

Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете

В течение года

Создание ППРС. Изготовление дидактического и раздаточного материала.

В течение года

Работа с семьей, социумом

Родительское собрание. «Индивидуализация ППРС  в группе в соответствии с ФГОС».

сентябрь

Разработать для родителей наглядные и устные консультации для родителей.

Папка-передвижка «Скоро в школу»

 Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе»

Рубрика «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация. «Подготовка детей в семье к школе»

Папка-передвижка. «Подготовка детей в семье к школе»

В течение года

Ноябрь

декабрь

Определение мотивационной готовности детей группы к обучению в школе.

Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе»

Изготовление буклетов

Игры и упражнения для детей дома",

"Рекомендации родителям".

февраль

Повторный мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы

май

Подготовить материал к отчету о проделанной работе

Май

Литература

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М.Р. Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н.И. Гуткина. –СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
  3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с.
  4. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.

Вывод: в результате проделанной работы у детей сформировалось положительное отношение к школе, учебной деятельности и самому себе.

Работа с родителями.

Вывод: в результате проделанной работы за первые полгода родители убедились, что общение их с детьми, с педагогами, помогает лучше почувствовать своего ребёнка, принять его индивидуальность. Использование различных форм и методов в общении с родителями дало возможность увидеть типичные проблемы отношения с детским садом и школой, моделировать воображаемые контакты с учителем и ребёнком в роли первоклассника.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка План Профессионального самообразования Тема : «Психологическая готовность детей к школе » Воспитатель: Дмитриева Л.А . г.о.г . Кулебаки

Слайд 2

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.) Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Поступление в школу – серьѐзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра , то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность . Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Слайд 3

Цель : влияние педагога на психологическое развитие дошкольника и подготовка детей к обучению к школе . Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи: Подготовка детей к школьному обучению через познавательный интерес и познавательную деятельность. Совершенствовать работу по сотрудничеству педагога и семьи. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через современные формы взаимодействия. Рассмотреть основные ориентиры на этапе завершения дошкольного образования подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС. Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению детей в школе.

Слайд 4

Основные ожидаемые результаты Для воспитателя Для детей Для родителей: П овысится собственный уровень знаний по данной теме П овысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности. Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей .

Слайд 5

Формы и методы работы Беседы Проведение выставок, экскурсий, походов … Цикл сюжетно ролевых игр. Выставки рисунков

Слайд 6

План на 2017 -2018 учебный г од Этапы разработки Сроки реализации Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме. В течении года Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Сентябрь Мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы Сентябрь Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Октябрь Подбор литературы по теме самообразования. октябрь Работа с личной библиотекой, интернетом. В течении года Изучение теории по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО" ноябрь Разработка серии картотек для детей старшей группы: - «Картотека подвижных игр»; - «Картотека игр по ФЭМП»; - « Картотека музыкально-дидактических игр ». В течение года Размещение материалов по опыту на Интернет сайте социальных работников на nsportal.ru В течение года Участие в системе методической работы Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете В течение года Создание ППРС. Изготовление дидактического и раздаточного материала. В течение года

Слайд 7

Работа с семьей, социумом Родительское собрание. «Индивидуализация ППРС в группе в соответствии с ФГОС». сентябрь Разработать для родителей наглядные и устные консультации для родителей. Папка-передвижка «Скоро в школу» Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе» Рубрика «Как подготовить ребенка к школе» Консультация. « Подготовка детей в семье к школе » Папка-передвижка. « Подготовка детей в семье к школе » В течение года Ноябрь декабрь Определение мотивационной готовности детей группы к обучению в школе. Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе» Изготовление буклетов Игры и упражнения для детей дома ", "Рекомендации родителям". февраль Повторный мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы май Подготовить материал к отчету о проделанной работе Май

Слайд 8

Литература 1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М.Р. Битянова . – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с. 2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н.И. Гуткина . –СПб.: Питер, 2009. – 208 с. 3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с. 4. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....

Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...

План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Планпрофессионального  саморазвитияТема:«Психологическая готовность детейк шк...

Родительское собрание. Тема: Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

В конспекте дано определение психологической готовности к обучению в школе, раскрыты основные составляющие, затронута тема родительких установок....

Родительское собрание Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цель: Обратить внимание родителей на психологическую готовность ребенка к обучению в школе....