Математика до школы
консультация

Ласточкина Татьяна Станиславовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_do_shkoly.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Математика до школы

Покажи мне твои средства,

чтобы я полюбил твою цель.

Б. Брехт

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторы-ми символами и знаками. Кодирование, схематизация, нагляд-ное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бес-страшно окунуться в сложный математический язык.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный на-строй, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме ТОГО, загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказа-тельств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.

Средства — это потенциальные модели тех математических по-нятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, про-сранственно-временных отношений, решая при этом самые разно-образные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и др.), формированию интереса к ним помогает игра — одно из самых при-влекательных для детей занятий.

Игры и игровые упражнения представлены в пособии в опре-деленой системе. Постепенно они усложняются как по математическому содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Игры и упражнения имеют проблемно-практический

актер. Они включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка (всем ли хватит конфет, почему дети грустят и улыбаются). Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. И:(рослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит до-школьника к самостоятельному решению.

Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Многие игры можно организовать и с малышами, учитывая, естественно, особенности их возраста и уровень развития. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Предлагаемая система математических игр и упражнений — результат многолетней работы совместно с дошкольными учреждениями Нижнего Новгорода и ряда других городов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

готовность детей к обучению математики в школе

Знакомство детей в детских садах с количеством , счётом и величиной формирует умения наблюдать, понимать существенные признаки предметов и осознавать причинно-следственные связи между ними. Анализ про...

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

конспект занятия по математике в средней группе. Тема:"Спасаем королеву Математики" ("Программа "Школа 2100")

Организованная  деятельность детей планируется в форме игр так, чтобы в процессе игры дети высказывали свои мысли, предположения, слушали сверстников, думали и проверяли, делали выводы. ...

НОД по математике "Лесная школа"

Образовательная область: познавательная Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соот...

"Предупреждение трудностей обучения математике в школе. Изучаем математику в семье"

"Предупреждение трудностей обучения математике в школе. Изучаем математику в семье"...

Консультация для родителей на тему: "Математика до школы".

О том, что математикой важно заниматься с раннего детства-будет легче ребёнку в школе...