готовность детей к обучению математики в школе
статья (подготовительная группа) на тему

Проскурякова Наталья Анатольевна.

Знакомство детей в детских садах с количеством , счётом и величиной формирует умения наблюдать, понимать существенные признаки предметов и осознавать причинно-следственные связи между ними. Анализ программы по развитию ЭМП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_obucheniyu_matematike__v_shkole.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность детей к обучению математике  в школе.

Действующая на сегодняшний день в детских садах образовательная  программа обеспечивает возможность формирования у детей навыков сравнения, анализа, синтеза и классификации. Подготовка детей к усвоению математических представлений и понятий предполагает формирование элементарных представлений о количестве, числе, форме, величине, счёте, формирование умений решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание.

Знакомство детей в детских садах с количеством , счётом и величиной формирует умения наблюдать, понимать существенные признаки предметов и осознавать причинно-следственные связи между ними. Анализ программы по развитию ЭМП.

Во всех возрастных группах программа по ФЭМП выполнялась с учетом возрастных особенностей детей: 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной группы.

Программа состоит из 5 разделов внутри каждой группы:

  1. Количество и счет
  2. Величина
  3. Форма
  4. Ориентировка в пространстве
  5. Ориентировка во времени

Количество.

2-ая младшая группа, раздел количества – дети учились составлять множество из элементов, выделяли элемент из множества. Учились сравнивать множество.

Дети средних и старших групп раздел количества, и счет изучали с учетом счетной деятельности. Дети считают пользуясь словами числительными, понимают независимость числа от каких-либо признаков предмета, умеют пользоваться порядковыми числительными, определять место того или иного числа в натуральной последовательности чисел.

С детьми подготовительной группы количество и счет изучались с учетом вычислительной деятельности. К вычислительной деятельности относится:

  1. Состав числа из единиц
  2. 2-х меньших чисел
  3. Связи и отношения между числами
  4. Равенство между 2-мя множествами, выраженными сменными числами
  5. Учатся решать задачи и примеры

Величина.

Ставилась цель различать предметы по величине, сравнивать, используя приемы промеривания, на глаз величину определять, измерять с помощью условной мерки. Все задачи ,начиная со 2-х  младших  групп успешно выполнялись кроме измерения условной меркой (в подготовительной группе №5).

Дети в средних группах использовали приемы сравнения, примеривания, от убывающей до возрастающей величины, в начале на объемных игрушках, потом на плоскостном материале.

В старших группах дети в большинстве сравнивают быстро величину на глаз, давали раскладывать до 10 величин.

В подготовительных группах раньше надо начинать измерение величины условной меркой, мало измеряли объем сыпучих и жидких тел.

Форма.

Дети всех возрастных групп различают, называют, обследуют осязательно-двигательным путем геометрические формы. В подготовительных группах видоизменяли геометрические формы.

Пространство и время.

2-ая группа №6 – большинство детей затрудняются различать пространственное направление: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

Старшие дети хорошо ориентируются , особенно в движении. Подготовительные в обеих группах хорошо ориентируются на листе бумаги.

Время.

Задачи выполняются во всех группах по программе: части суток, время года, месяц, день и т.д.

Условия успешного обучения детей математике.

  1. Все проводят занятия со 2-ой младшей группы точно по времени, по сетке занятий, с сентября по май (май повторение)
  2. Воспитатель должен знать программу и особенности в методике той или иной группы.
  3. Использование дидактических наглядных пособий.
  4. Использования дидактических принципов обучения.

а). наглядность

б).доступность

в).систематичность

г).последовательность

д).индивидуальный подход к детям

е). активность всех детей

активная роль воспитателя

  1. Закрепление знаний в повседневной жизни

Дидактический наглядный материал.

Наглядность – это один из дидактических принципов обучения. В последних исследования психологов, чем больше анализаторов принимают участие в восприятии материала, тем этот материал усваивается лучше.

Материал – готовый в педкабинете.

(самодельный во 2-ой младшей группе).

Демонстрационный материал во всех группах отвечает требованиям к ним.

  1. Объёмные, сюжетные игрушки
  2. Плоскостной сюжетный материал
  3. Геометрические формы: объёмные, плоскостные

Числовые карточки  в средних группах со второй половины года (в педкабинете есть образцы).

Ошибки:  а).не эстетичность; б). раздаточный материал контролировать(проверять, обновлять, дополнять) в). карточки иметь в группе.

Структура занятий: 3 компонента.

  1. Объяснение нового материала воспитателем на демонстрационном материале
  2. Упражняются все дети на раздаточном материале за столом
  3. Дидактическая игра математического характера. Самая длительная 2-ая часть – половина всего занятия. Это примерное распределение, т.к. в младшей группе вначале из 1 части состоит занятие, а в подготовительной группе в мае из 4-5 частей. Обязательно что-то новое и упражнения на раздаточном материале.

Общие методические вопросы.

  1. Во всех группах дети считают слева направо, правой рукой кроме 2-ой мл.группы №6
  2. Дети отсчитывают из большего количества нужное
  3. Называют предмет числительно в самом последнем случае -1,2,3, гриба
  4. В младших группах дети считая действуют с предметами
  5. В средней группе считают , пользуются пальцем в начале года, потом указкой
  6. В младших группах и средних дети считают вслух
  7. В старших группах счет указкой
  8. В подготовительных счет глазами , не пользуясь указкой
  9. В младших группах отложите, выложите, а средней группе отсчитайте.

Не все воспитатели используют конспект готовый, учитывая особенности детей своей группы (№6)

Не все держат внимание детей на протяжении всего занятия.  Учимся, продумываем, смотрим у опытных воспитателей.

Учитывать индивидуальные особенности детей.

Предшествующую работу планировать с пропустившими по болезни детьми, не усвоили которые задачи.

Больше давать говорить детям. А ты как думаешь, а ты…

Дидактические игры по математике делать самим, родителям.

Шашки, шахматы давать.

Планировать математические досуги.

Обновлять, изготавливать новый раздаточный, демонстрационный  материал.

Чёткая речь воспитателя, термины математические, не говорить лишних слов.

Подготовительным детям задание дает воспитатель 1 раз.

Добиваться активности всех детей.

Очень осторожно работать с тетрадями на занятии по математике в подготовительных группах.

Продумывать дежурство детей по занятию.

Программное содержание должно соответствовать возрастной группе и знаниям детей.

Списки необходимого материала, пособий за лето приобрести.

Продумывать анализ занятия воспитателя, детьми.

Положительное.

Выдержанно время точное во всех группах.

Воспитатели готовы к занятию

Выполняются все санитарно-гигиенические требования.

Задачи соответствуют возрасту группы.

Оправданы методы и приемы работы с детьми.

а). игровые; б). привлечение внимания детей сюрпризом, интересным сюжетом; в). умение регулировать поведение детей; г). культура общения воспитателя с детьми, соблюдение норм педагогической этики и такта.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...