ОСНОВЫ ПАРТНЕРСТВА ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Жизнь ребенка состоит из двух сфер: дошкольное учреждение и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Большую часть времени ребёнок проводит в дошкольном учреждении и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osnovy_partnerstva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОСНОВЫ ПАРТНЕРСТВА ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Илюшечкина Анастасия Олеговна, Тюльникова Ирина Николаевна

Россия, г. Кстово,Нижегородская область

e-mail: iliushechkinaa@yandex.ru;drof8@mail.ru

Аннотация

Жизнь ребенка состоит из двух сфер: дошкольное учреждение и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Большую часть времени ребёнок проводит в дошкольном учреждении и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками.

Одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество детского сада и семьи [1,115].

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и ДОО. Сотрудничество семьи и ДОО становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так педагоги жалуются на отсутствие интереса у родителей к садовской жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными требованиями, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе [2, 206].

Скоординировать усилия ДОО и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Общей задачей взаимодействия семьи и ДОО является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.

Решению  общей задачи способствует комплексный подход в решении частных педагогических  задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе ДОО, формирование психолого-педагогической культуры; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей, своей роли  в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия дошкольных учреждений с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья воспитанника.

Зачастую влияния, оказываемые ДОО и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между дошкольным учреждением и семьей, к взаимному непониманию между ДОО, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как детского учреждения, так и семьи [3,157].

Цель нашей работы заключается в том, чтобы раскрыть особенности партнерских отношений ДОО и семьи в вопросах воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных нами целей были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Рассмотреть роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Изучить особенности партнерского взаимодействия детских учреждений и семьи.
  • Обобщить многообразие форм и методов сотрудничества семьи и школы.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них:

 Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами:

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальные и межэтнические отношения, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семья – это педагогическая система, поскольку системы, в которых осуществляются педагогические процессы, являются педагогическими. Если рассматривать воспитание как передачу социального опыта, культуры подрастающему поколению, то педагогическая система вооружает ребёнка знаниями, умениями и навыками, формирует основы базовой культуры. Семья решает все эти же задачи, поэтому можно утверждать, что она является педагогической системой.  [6,285].

Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания необязательно соответствует общественно одобряемым установкам в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.  

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Рассмотрим основные функции семьи, которые связаны, прежде всего, с её воспитательными возможностями.

Материальная основа семейной жизни формируется посредством реализации хозяйственно-экономической функции. Особенности реализации этой функции в семье связаны с характером взаимоотношений в ней: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда между родителями и детьми, как правило, способствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей.

Одной из наиболее важных и одновременно сложных функций семьи можно считать эмоционально-психологическую функцию - создание нравственно-психологических условий для отдыха и проведения досуга, регулирование интимных областей внутрисемейного поведения и т.п.

Важнейшей родовой функцией семьи является рождение и воспитание детей.

В настоящее время всё большее значение приобретает образовательная функция семьи, её деятельность, направленная на повышение интеллектуального уровня своих детей и качества их знаний.

Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что семья, складывающиеся в ней отношения во многом определяют успешность индивидуального развития ребёнка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, её духовного стержня.

Воспитательные отношения в семье характеризуются педагогической направленностью, реализуемой во взаимодействии. Они определяются как специфическое общественно значимое отношение членов семьи к воспитанию, которое объективно возникает, функционирует и развивается в их совместной с ребёнком деятельности, подчинённой педагогическим целям, и в общении.

Г.В. Головина и Ю.В. Флоровский выделяют в семье три группы воспитательных отношений:

- отношения, складывающиеся в связи с деятельностью ребёнка (учебной, игровой и т. д);

- отношения, складывающиеся под влиянием на детей жизнедеятельности родителей;

- отношения, возникающие в связи с различными формами проведения досуга.

Таким образом, воспитательные отношения семьи представляют собой совокупность субъективно переживаемых и социально обусловленных связей между участниками воспитательного процесса, которые объективно возникают, функционируют и развиваются в их взаимодействии.

В процессе жизнедеятельности семьи сталкиваются с противоречиями, которые не могут решить самостоятельно или в надлежащие сроки. Для этого им необходима специально организованная помощь[7,287].

Задача дошкольного образования – помочь родителям осуществлять эту работу в семье.

Основания для взаимодействия семьи и ДОО. Педагог и родители как партнёры.

Говоря о взаимоотношениях семьи и ДОО, следует принять за аксиому два положения. Первое: самая заинтересованная сторона в судьбе ребёнка, за исключением каких-то крайних случаев – это его семья. Второе: самая страдающая сторона в случае неудач ребёнка – это опять же его семья.

Если с этими двумя аксиомами согласиться, то дальше появляются следующие выводы. Наибольшие права на определение того, что больше нужно ребёнку, у его семьи. Миссия образовательных структур, её назначение – с учётом интересов общества и государства помочь семье раскрыть и развить у ребёнка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, что обязательно включает в себя быть полезным и обществу, и государству. И отсюда, в свою очередь, следует вывод: профессионализм педагогического коллектива обязательно включает в себя умение слышать, профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей работе мнение родительского сообщества.

К условиям, способствующим эффективному взаимодействию ДОО и семьи, относятся:

  • ситуация совместной деятельности;
  • установление постоянного двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия;
  • систематическое и целенаправленное включение в совместную деятельность всех субъектов воспитательного процесса;
  • формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия.

Кроме того, педагогическое взаимодействие ДОО и семьи выполняет следующие функции:

  • просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе;
  • обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовать домашний образовательный процесс и обеспечить его единство с дошкольным учреждением;
  • воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;
  • развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей;
  • исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать её воспитательный потенциал;
  • информационную, обеспечивающий постоянные обмен информации между педагогами и родителями о ситуации развития ребёнка в каждый конкретный момент времени;
  • организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время;
  • координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

Взаимодействие ДОО и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитывающихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие ДОО и семьи – источник и важный механизм их развития.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Эффективность воспитания ребёнка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют ДОО и семья.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны ДОО. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности воспитанника. Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы. Только тогда, между ДОО и родителями устанавливаются диалог и взаимовыгодное сотрудничество, возникает чувство принадлежности друг к другу.

Семья – это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Формирование партнёрства ДОО с семьёй, наделённого определёнными правами и обязанностями, безусловно, требует кардинальной перестройки всей сложной системы образовательного учреждения.

Участие семьи в жизни ДОО имеет специфическую форму. Семейный компонент педагогического общения направляется, организуется ДОО, совпадает с педагогическим по целям, но различается по средствам и форме. Средства семейно-педагогического компонента – это неформальное общение с ребёнком, свободное по пространственно-временной структуре, вариативное по содержанию и форме.

Общность умений взаимодействия проявляется для педагогов и родителей в обоюдном умении вести диалог, переходить от методов назидания к методам сотрудничества, быть толерантными, гибкими в общении, находить альтернативные подходы к решению проблем. Партнёрство всегда проявляется через диалог. Диалог между педагогами и родителем – это не столько спор, полемика, сколько доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла. Ориентация педагога на диалогическое взаимодействие с семьёй предполагает совместное конструирование целей, средств и способов достижения результатов. Умение диалогически взаимодействовать является показателем уровня профессионализма педагога.

Библиографический список

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др.; Под ред. В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы. – М.: Академия, 2004. – 115 с.
  2. Болдорева А.А. Семья и формирование личности.– М.: Просвещение, 1989. – 206 с.
  3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994. – 157с.
  4. Елисеева И.В., Головнева Е.В. Особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс].URL:  http://www.scienceforum.ru/2014/743/6488 (дата обращения: 10.04.2020).
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Электронный ресурс].URL:  http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml (дата обращения: 13.11.2017).
  6. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 285 с.
  7. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993.-  287с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)

«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Основы духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Основной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и у...

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...