Обучение детей монологической речи.
методическая разработка

Татьяна Ивановна Беляева

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. 

Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_monologicheskoy_rechi.docx164.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей монологической речи.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи.

Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу.  В художественном произведении имеется определенное содержание, которое раскрывает его тему. Дети должны внимательно прослушать текст, осознать, прочувствовать идею, основную мысль автора произведения,  запомнить и воспроизвести готовые речевые формы. В рассказе ребенок сам должен продумать организацию текста, подобрать нужные для раскрытия темы речевые средства (словарь, синтаксис и т.д.), логику и последовательность изложения мыслей.

Начиная со средней группы, следует проводить специальные занятия по обучению детей пересказыванию и составлению разных видов рассказов.

Роль пересказа высоко оценивалась К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Л.М.Гурович и др.

Пересказать – значит воспроизвести предложенный образец (рассказ) своими словами. При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.

Произведения для пересказа

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

- они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

- быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи, с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспринимают даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;

- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- доступны по объему.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, В.Осеевой, Н.Калининой и др.

Не рекомендуется пересказывать сказки в стихах, стихотворения, басни, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме.

Существуют разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- выборочный;

- с перестройкой текста;

- с творческими дополнениями.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.

Требования к пересказам детей

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.

2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Занятия по обучению детей пересказу проводятся, начиная со средней группы. Готовясь к занятию, воспитатель должен выбрать произведение для пересказа с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, выразительно его прочитать вслух, отобрать слова, непонятные детям и продумать приемы их объяснения.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) близко к тесту пересказывать рассказ (сказку)…

2. Формировать навыки монологической речи: пересказывать текст последовательно, неторопливо, с использованием средств интонационной выразительности, полно, без длительных пауз.

3. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, желание пересказывать литературные произведения.

Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа

1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.

Такая структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до занятия. На занятии по пересказу детям сразу сообщают о предстоящем пересказе, читают уже знакомое произведение, проводят беседу по его содержанию и далее следуют пересказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей монологической речи.

как обучить детей монологической речи...

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...

Презентация "Обучение дошкольников монологической речи"

Презентация может быть использована для работы с педагогами в виде дополнения к консультации по развитию речи дошкольников....

"Обучение дошкольников монологической речи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12366376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет у...

Школа молодого воспитателя: "Обучение детей монологической речи"

Консультация полезна начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям для работы с молодыми педагогами....

Семинар для педагогов"Обучение дошкольников монологической речи"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 «Радуга» Обучение дошкольников монологической речи Старший воспитатель:...