Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
методическая разработка

Дементьева Галина Ивановна

Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками»

Выполнила: Дементьева Г.И.

воспитатель


Актуальность

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Наблюдая за детьми в самостоятельной и в совместной деятельности, мы заметили, дети стали относиться к своим игрушкам, книжкам и вещам с некоторой беспечностью. Это связано с тем, что родители бездумно покупают детям все, чего бы они ни попросили. В связи с этим дети перестали беречь свои игрушки и книжки, зная, что завтра купят новые.

Данная методическая разработка для детей среднего, старшего дошкольного возраста, может использоваться в работе педагогами дошкольных учреждений. На основе выбранных сюжетов ролевой игры, педагоги могут разрабатывать свои сюжеты.

Цель: отражение в игре сюжетов, связанных с трудом и взаимоотношениями взрослых в мастерской, расширение знаний детей о профессиях.

Задачи:

 - воспитывать уважение к труду взрослого;

 - формировать навыки взаимоотношения со сверстниками;

 - развивать диалогическую речь, слуховое внимание;

 - познакомить с новыми профессиями: мастер по ремонту игрушек, мебели и одежды, автослесарь;

 - расширять словарный запас специальными словами-терминами: клиент, мастер квитанция, оплата.

Для организации игры были приготовлены соответствующие атрибуты: наборы детских инструментов, сшиты костюмы для мастеров, изготовлено окно «Пункт приема», швейная машинка, карточки заказа, квитанции об оплате, сломанные игрушки, бутафорские деньги т.д.

Предварительная работа: тематические беседы и рассказы о профессиях; рассматривание тематического альбома «Мир профессий»; вовлечение родителей в организацию игры (оказание помощи в сборе атрибутов); дидактические игры с детьми: «Лото» (инструменты), «Что лишнее?», «Что для чего?»; чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», А. Барто «Грузовик», О. Емельянова «У Семена столяра», Б. Заходер «Мне нужны такие вещи», К. Жабова «Мне братишка говорит».

Обыгрывание мини-сюжетов: «Пункт приема», «У меня сломалось колесо», «У Маши заболела  книжка», «Сдадим в починку», «Мелкий ремонт». Объединив эти сюжеты, у нас получилась сюжетно-ролевая игра «Мастерская».


Примерный ход игры

Педагог читает стихотворение

У меня растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда

Чем заниматься?

Воспитатель: Давайте поговорим, какие профессии вы знаете. Но чтобы поработать врачом, парикмахером, портнихой нужно сначала вырасти. Но как долго ждать. А так хочется сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок, а называется он «Город мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми. Хотите туда поехать? (ответы детей) А поедем мы туда на автобусе. Давайте выберем водителя (выбирают водителя по считалке или по желанию).

Качу, лечу во весь опор

Я сам шофер и сам мотор

Нажимаю на педаль

И машина мчится вдаль.

И так поехали! А вот и наш волшебный городок. Все  стали взрослыми, вот бы поработать! А где будем работать, я вам сейчас расскажу и покажу.

Вот пункт приема, куда люди сдают разные вещи и предметы, которые не могут починить сами. Здесь находится мастерская «Умелые руки» - это и столярная мастерская, и мастерская по ремонту автомобилей, и ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви.

Здесь так много интересного, вы можете потрудиться. Выбирайте, что вам больше нравится, и за работу!

(распределение ролей по желанию детей под руководством взрослого).

Игра-ситуация «Мастерская по ремонту игрушек»

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Девочка показывает сломанную игрушку (медвежонка с оторванной лапой).

Клиент: У меня случилась беда. Младший братишка оторвал моему любимому медвежонку лапу. Можете вы мне помочь?

Приема – сдатчик: Конечно, можем. Сейчас я тебе выпишу квитанцию заказа, ты оставишь ее здесь. Наш мастер сейчас подойдет и заберет твой заказ. Тебе  нужно оплатить заказ, я дам квитанцию. За  медвежонком  приходи через 1 час.

После мастер забирает на свое рабочее место сломанную игрушку и чинит ее, при необходимости с помощью воспитателя. Через некоторое время приходит клиент.

Клиент: Я сегодня сдавал игрушку в ремонт, могу – ли я её забрать?

Приема – сдатчик: да, конечно. Давайте мне квитанцию.

Ребёнок отдаёт квитанцию и забирает отремонтированную игрушку.

Примечание: так как дети не умеют писать цифры, вместо номера заказа они рисуют разные геометрические фигуры цветными фломастерами на листе заказа.


Игра-ситуация «Мастерская по ремонту и пошиву одежды»

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного кошка

Будет и тебе одежка!

Диалог мамы с дочкой.

Дочка: Мама, скоро праздник Новый год, мы будем малышам показывать представление. Я буду играть роль тигренка, но для этого мне нужен костюм тигренка.

Мама: Я очень рада за тебя, но где, же нам взять костюм? Можно купить, а можно посетить ателье по пошиву одежды и заказать там. Что мы выберем?

Дочка: Я бы хотела заказать в ателье и посмотреть, как там работают мастера.

Мама: Хорошо, пойдем в ателье.

Девочка с мамой идут в ателье

Мама: Нам нужен нарядный костюм тигренка, можем мы воспользоваться вашими услугами?

Приема – сдатчик: Конечно, можете. Сейчас я вам выпишу квитанцию заказа. В ателье всем, кто пожелает, шьют платья для кукол, новогодние костюмы.

Все вместе идут в ателье

Закройщик: - Тася, я вижу, по вашему заказу, что тебе нужен новогодний костюм тигренка. Я возьму ленту и измерю тебя, сколько надо материала. Теперь подожди, скоро твой костюм будет готов.  Кто следующий? Кто хочет сшить новую одежду?

Ребенок (с куклой): Я.

Закройщик: Что ты будешь шить?

Ребенок: Платье.

Закройщик: Для кого?

Ребенок: Для куклы Риты.

Закройщик: Выбирай материал.

Ребенок: В горошек.

Закройщик:  Я сниму мерку и сошью твоей Рите платье.

Дети с куклами садятся на диван и ждут.

Пока клиенты ожидают выполнение своих заказов, а мастера работают, проводится динамическая пауза:

В прятки мы, когда играли (закрывают глаза руками)

Стул нечаянно сломали (руки в стороны),

А сегодня так и быть (руки в боки)

Будем мы его чинить (ногу правую вперед).

Кулачок покрепче бей (кулачок друг о друга)

Дайте нам еще гвоздей (просим).

Вот и все (руки в стороны)

Наш стул как новый (хлопают)

Он теперь стоит в столовой (топают).

Через некоторое время выходит закройщик и приглашает примерить новые платья для кукол. Дети примеряют куклам обновки.

Закройщик: Можете получить свои заказы. Приходите к нам ещё. До свидания.


Игра-ситуация «Ремонт обуви»

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня гости!

Воспитатель приносит в группу туфли и обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, сегодня я торопилась в детский сад и у моих туфель сломались каблуки. Что же мне делать? Кто может починить?

Дети: Ваши туфли может починить сапожник в мастерской.

Воспитатель:  Артём, ты — мастер? Сможешь починить мои туфли? Могу я воспользоваться твоими услугами? Почини, пожалуйста, туфли.

Артём: Да, я могу починить ваши туфли. Сходите в пункт  приема и оформите заказ.

Воспитатель:  У тебя есть молоток и гвозди? Как ты будешь чинить? Постучишь молотком, прибьешь гвоздик?

Артём: Вот так  (показывает свою работу). Молотком нужно работать очень осторожно, а то можно ударить пальцы.

Воспитатель:  Смотрите, ребята, Артём починил мои туфли, я теперь снова могу их носить (надевает туфли). Дети, кому надо ремонтировать обувь, подходите, у нас появился хороший мастер. Он умеет подбивать каблуки, склеивать кожу.

Воспитатель побуждает детей нести обувь в ремонт.


Игра-ситуация «Ремонт машин»

 Я рабочая машина

Вот мой кузов и кабина.

Я тяжелый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Кто скажи я? Грузовик.

Но случилась вдруг беда

У сломались оба колеса.

Инструменты я возьму

И колеса починю.

Воспитатель подходит к играющим в машины детям и помогает им обогатить игру.

Воспитатель: Максим, у твоей машины, кажется, спустилось колесо. Не хочешь позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо?

Максим: Наверное, смогу. Только одному неудобно, мне потребуется помощь.

Воспитатель: Можешь позвать кого-нибудь из водителей. Нет, они сейчас отдыхают, обедают. (Обращается к мальчикам.) Водители, вы отдыхаете? Уже пообедали? Там вас Максим зовет.

Дети: Максим, объясни, что у тебя с колесом. Если только колесо спустилось, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ремонтную мастерскую — в автосервис. Поедем ремонтировать или сами будете делать?

Максим: Я думаю, мы справимся сами. Вот только нам потребуются инструменты. Они у вас есть?

Дети: Да, конечно. Мы поможем тебе.

Максим: Хорошо. Чтобы поменять колесо у своей машины, сначала надо его снять. Потом поставить новое.

Дети ремонтируют свои машины.

Воспитатель: В нашем городе наступил вечер, рабочий день закончился и наша мастерская закрывается. А нам пора возвращаться в детский сад.

Вывод: Организовав эту игру, мы отметили следующие результаты: дети заинтересовались сюжетом игры и в самостоятельной деятельности обыгрывают сюжеты, активизировался словарь специальными словами-терминами, игра способствует налаживанию партнерских отношений, дети стали замечать различные неисправности и у них возникает желание что-то наладить, починить, исправить.


Литература

  1. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст]:  / П.Н. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова // – Киев: Рад. Школа, 2016 г. – 112 c.
  2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. [Текст]: Теория и методика трудового воспитания. / Р.С. Буре // – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова // - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.
  4. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: / Н.В. Краснощекова //. Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 251 с.
  5. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду[Текст]: Пособие для воспитателя/ Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко //2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
  6. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]: ежемесячный журнал // Дошкольное воспитание.-2015.-  № 4.- с.33-37
  7. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? [Текст]: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина // М.: Гном, 2016. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект сюжетно - ролевой игры "Кондитерская фабрика"

Конспект  занятия для дошкольников. Познакомить детей с профессиями....

Методическая разработка «Организация сюжетно-ролевой игры»

Методическая разработка на тему : «Организация сюжетно-ролевой игры»...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Методическая разработка Модель сюжетно-ролевой игры "ПАРОХОД" вторая младшая группа

Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В Федеральны...

Методическая разработка "Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе"

Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения психологии отмечается влияние игры на общее психическое...

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"

Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...