«Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Жилина Елена Владимировна

выполненная работа за год по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразования на тему

«Русские народные сказки как средство развития

связной речи старших дошкольников»

за 2019-2020 учебный год.

МДОУ «Детский сад «Василек»

                                                            р.п. Мулловка»

                                                                                     Воспитатель: Жилина Е. В.    

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова).

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активном включения детей в игровые действия ;

- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь

2.обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;

3.развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

4.воспитывать любовь к художественной литературе.

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:

1.наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

2.словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.

3.Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Мною был составлен перспективный план работы на весь учебный год и работа велась в соответствии с планом.

В процессе реализации плана самообразования с детьми была организована

ООД: «Что такое сказка», «В гостях у сказки», «Путешествие в волшебную страну», «Сказочный сундучок, откройся» и д.р.

В течении года с ребятами проводилась досуговая деятельность: «Путешествие в сказочную страну», «Перевирание сказки», «Викторина сказок», «Дарите людям доброту»; играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». 

Неоднократно были организованы выставки детских рисунков6 «Мы рисуем сказку», «В гостях у сказки», «Моя любимая сказка».

В дни самоизоляции родителям с детьми было предложено прослушать сборник русских аудиосказок. Произведения полны сказочных мотивов, стилевых оборотов. Герои вдохновили детей и их семьи на творчество. Родителями был представлен фотоотчёт. Так же родителям была предоставлена картотека игр с детьми по сказкам. Такие игры, как «Узнай сказочных героев», «Из какой сказки эти сказочные герои», «Кто где живет?», «Козлята и зайчик», «Чья песенка?» и др.

Итоговым мероприятием была организованная образовательная деятельность в онлайн режиме «Путешествие по любимым сказкам», где детям было предложено рассказать эпизод из любимой сказки  и нарисовать её.

В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

Для родителей в течение года по теме самообразования тоже проведена большая работа. Даны консультации ( «Сказка ложь - да в ней намёк», «Мама, почитай мне сказку»,  «Сказка в жизни ребенка», «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»); анкетирование для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»; акция «Подари детям книгу».

Для педагогов нашего детского сада даны консультации: "Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников", «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»; семинар-практикум для педагогов  «Обучение детей пересказу русских народных сказок».

 После проведённой работы в течении года по моей теме самообразования можно смело сказать, что русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников, имеет ценное влиянии на всестороннее развитие ребенка. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

 Я также заметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом учебного года. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все

виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного

творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и

патриотическое воспитание ребёнка.

В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по  речевому развитию детей средствами устного народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Презентация для родителей: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"

Презентация подготовлена для проведения семинара с участием родителей....

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников

Презентация на тему: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....