ПРОЕКТ «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА» формирования основ историко-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со знаменательными историческими событиями.
проект

Козырева Елена Николаевна

В проекте представлены материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etih_dney_ne_smolknet_slava.docx468.21 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №164 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

                         ПРОЕКТ

«ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА»

формирования основ историко-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со знаменательными историческими событиями.

Содержание

Паспорт проекта...................................................................................................3

Актуальность проблемы.....................................................................................3

Цель, задачи реализации проекта.....................................................................5

Принципы реализации проекта.........................................................................5

Предполагаемые результаты проекта...............................................................7

Этапы реализации проекта.................................................................................7

Основные направления реализации проекта..................................................8

Итоги реализации проекта..................................................................................9

Таблица реализации проекта............................................................................10

Анализ проектной деятельности......................................................................17

Литература...........................................................................................................18

 Проект "Этих дней не смолкнет слава"

 формирования основ историко-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с   знаменательными историческими событиями  

"Нет в России семьи такой,

 где б не памятен был свой герой..."

Вид проекта: долгосрочный,  групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и специалисты негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 164 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", родители воспитанников, работники детской библиотекой им. Владимира Даля и Городского центра истории Новосибирской книги, члены общественных организаций - "Совет ветеранов Центрального округа города Новосибирска", "Совет ветеранов Западно-Сибирской  железной дороги",  "Дети войны". Автор проекта – старший воспитатель Козырева Е.Н., руководитель проекта – заведующий Зигаева О.Е.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 - май 2015 года.

Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие",  "Физическое развитие".

Актуальность темы.

         В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» подчеркивается, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности педагогов, семьи и общественных организаций.         Актуальность этого вопроса подчеркивается нормативными документами, регламентирующими работу дошкольных образовательных учреждений.

        Одним из основных принципов дошкольного образования прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

        Содержание образовательной области "Познавательное развитие"  включает в себя формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы (2014 года) в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с социальным миром перед педагогами ставятся задачи:

  • на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
  •  поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения;
  • расширять знания о государственных праздниках.

        В настоящее время в мире, многие политики пытаются изменить оценку хода и итогов Великой отечественной и второй мировой войны. Мы видим необходимость в воспитании у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к истории своего народа, к людям, сохранившим ценой своей жизни мир для нас - живущих сегодня.

        В обществе появилась тенденция к возрождению неофашистской идеологии. В  связи с событиями на юго-востоке Украины, возникновением локальных военных конфликтов по всему миру возникает угроза мирному существованию и развитию нашего общества.  Поэтому очень важно воспитывать в детях на значимых исторических примерах любовь к Родине, желание жить в мире и хранить память о своих родственниках, участниках Великой отечественной войны.  

          70 лет мирного неба над головой! Уже выросло не одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для кого война стала частью жизни, кто знает о войне не понаслышке. Эти люди - наша живая память о войне и Победе. Они еще напитывают нашу память живыми эмоциями: горем от потерь и радостью освободителей. Мы должны ценить каждый миг их жизни пока они ещё рядом. И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний связанных с такими сложными понятиями, как "мир" и "война". В настоящее время нет готовых технологий и методик, формирующих данные понятия в дошкольном возрасте. Трудно найти однозначный ответ на вопрос : "Есть ли возрастные границы, когда такие сложные понятия постигаются наиболее эффективно?" На протяжении всей жизни  они формируются и наполняются различными содержательными и эмоциональными гранями. И все-таки первые представления и чувства, на наш взгляд,, необходимо заложить в дошкольном возрасте, когда происходит самое активное  познание окружающего мира и формирование основных нравственных категорий.         Очень важно донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа. Почему мы так радуемся этой дате? Почему так чтим это историческое событие? Мы, взрослые понимаем, что этому событию предшествовали страшные годы войны. И чем сильнее мы ощущаем эту горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир. Поэтому формирование у маленьких детей  понятий "мир" и Война" идет опосредованным путем: через душу взрослого  человека в душу ребенка.

Цель проекта:

    1.Расширить представления детей о празднике День Победы, о Великой  отечественной войне.

2.Создать педагогические условия для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к историческому наследию своего народа.

Задачи проекта:

        

  • Формировать у детей образ героя-защитника, уважительное отношение к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам.
  •  Прививать любовь к Родине и желание её защищать.
  • Воспитывать чувство гордости за своих родных - участников ВОВ и благодарности за их мужество и героизм.
  • Развивать познавательную активность,  творческие способности, связную речь детей в процессе реализации проекта.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы реализации проекта:

- Принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: «прошлое» (давно) и «настоящее» (в наши дни).

- Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о истории своей семьи и своего народа с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и  познавательной сферы.

- Принцип интегративности реализуется в организации сотрудничестве с семьями воспитанников, детской библиотекой им. Владимира Даля, Городским центром истории Новосибирской книги, общественными организациями - "Совет ветеранов Центрального округа города Новосибирска","Совет ветеранов Западно-Сибирской  железной дороги",  "Дети войны".

        Для обеспечения успешной работы по проблеме ознакомления детей с историческими событиями педагогами применяются следующие методы и приемы :

  • Общепедагогические

 - создание условий для мотивации интереса к  историческим событиям 1941-45гг.;

- отбор педагогически целесообразных форм и методов приобщения детей старшего дошкольного возраста к празднованию 70-летия Победы в ВОВ;

- предвидение трудностей предстоящей работы и путей их преодоления.

  • Научно-методические

- определение целей (ближних и на перспективу) развития интереса у детей к истории своей страны и чувства сопричастности к ней;

-отбор необходимого исторического, музыкального и художественного материала для более полного понимания значения победных дней в развитии России;

-  организация и проведение работы с детьми как со стороны педагогов, так и родителей.

  • Специальные

- создание исторических экспозиций;

- организация  встреч с ветеранами;

- проведение праздников, посвященных Дням воинской славы.

  • Организация экскурсий в музей;

- к историческим памятникам и памятным местам.

Предполагаемый результат:

    1. В ходе реализации проекта дети освоят доступные знаний о:

-  великой отечественной войне и празднике День Победы,

-  героях - сибиряках;

-  родственниках - участниках Великой отечественной войны;

- памятных местах города Новосибирска.

 2. Начнут проявлять интерес к историческим событиям  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

3. Приобретут  навыки социального общения со взрослыми и сверстниками по данной теме.

4. Повысится  родительская и педагогическая компетенция по представленной проблеме.

5. Обогатится предметная развивающая среда дидактическими и методическими  материалами по проблеме.

Этапы реализации проекта

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь - октябрь 2014г.) включает в себя:

1. Определение темы, цели, содержания проекта.

2. Создание творческой группы по разработке проекта.

3.Разработка перспективного плана по реализации данного проекта

4. Анкетирование родителей и детей.

5. Подбор литературы. пособий, сбор информации по теме.

6.Установление сотрудничества с социальными партнерами.

II этап – основной (ноябрь 2014г. - апрель 2015г.) включает в себя:

1. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед, досугов и развлечений.

2.Проведение запланированных мероприятий

3.Презентация проекта на выставке "УчСиб-2015"

III этап  - итоговый (май 2015г) включает в себя:

 1.Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.

2.Оформление выставки творческих работ "Пусть помнит мир спасенный..."

3. Анализ итогов работы по проекту.

Основные направления реализации проекта:

1.        Разработать и провести цикл познавательных занятий:

«Улицы расскажут нам»;

«Труженики тыла»;

«Поэты и писатели: герои - сибиряки»;

«Памятные места Новосибирска»;

«Дети войны»;

«Города - герои».

2. Чтение художественной литературы «Детские писатели о войне».

3.        Творческая совместная деятельность воспитателей и детей:

•        Праздники в детском саду:

- литературно-музыкальная композиция по произведению Твардовского «Василий Теркин»;

-  концерт ко  Дню Победы;

•  Конкурсы:

-  чтецов стихов о Великой Отечественной войне;

- открытый творческий конкурс рисунков «Наследники победителей», организованный ОАО «Российские железные дороги» совместно с ФГБОУ дополнительного образования детей «Центральным домом детей железнодорожников».

•  Кружковая работа - изготовление коллективных коллажей, картин.

•  Выставка творческих работ (сотворчество детей и родителей)

«Этих дней не смолкнет слава ...».

4.        Физкультура и здоровье:

  • спортивный праздник к Дню защитника Отечества - «Один день в армии»;
  • спортивно-патриотический праздник  «Зарница» для воспитанников НДОУ №164, № 163 «Гармония», «Радуга».

5.        Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы - военные» и настольной игры «Освобождение города»;
  • оформление альбомов: «Улицы расскажут нам», «Памятные места Новосибирска», «Города - герои»;
  • создание газет: «Семейный архив».

6.        Работа с родителями:

  • анкетирование родителей: «Надо ли со старшими дошкольниками говорить о войне?»;
  • изготовление газет о своих родственниках - участниках ВОВ;
  • подготовка презентаций к тематическим занятиям;
  • выставки творческих работ, поделок «Этих дней не смолкнет слава».

7.        Социальное развитие:

  • встречи с ветеранами и участниками общественного фонда «Дети войны»; «Совет ветеранов Центрального округа города Новосибирска», «Совет ветеранов Западно-Сибирской  железной дороги»;
  • экскурсии;
  • взаимодействие с Городским центром истории Новосибирской книги;
  • посещение цикла тематических бесед библиотеки им. Владимира Даля.

Итоги реализации проекта

1. Создание культурно - образовательной среды ДОУ, оптимальных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к историческому наследию своего народа.

2.  Выработаны эффективные механизмы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и общественными организациями.
3. Обогащение методического и практического материала по проблеме.
4. Расширились представления и повысился уровень информированности воспитанников о Великой Отечественной войне, сформировались коммуникативные навыки, повысился познавательный интерес  в процессе  совместной творческой деятельности с родителями, педагогами, сверстниками.
5. Актуализация активной позиции родителей в формирования основ историко-патриотического воспитания через ознакомление с знаменательными историческими событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

«Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ»

Как любая технология, ИКТ требует от человека культуры её использования. Сегодня перед нами стоит задача - заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технолог...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...