Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Рунева Ирина Анатольевна

В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде". Основной упор в данной работе делается на принцип наглядности. В работе использовалась выполненная совместно с детьми диорама "Блокадный Ленинград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada.doc766 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».

        

Цель: Расширить представление старших дошкольников о блокаде Ленинграда

Задачи:

  • Объяснить  смысл понятия блокада. Наглядно на диораме  показать детям старшего дошкольного возраста блокадный Ленинград и события происходившие в нем;
  • Расширить представление детей о героической обороне Ленинграда во время ВОВ;
  • Активизировать слова и словосочетания: блокада Ленинграда, блокадное кольцо, оборона, фашисты, противотанковые ежи, «Дорога жизни», голод, «блокадный» хлеб, зенитные пушки, бомбежка, подвиг, ленинградцы, зенитные орудия;
  • Вызвать у старших дошкольников эмоциональный отклик на героизм защитников города;
  • Воспитание у детей патриотизма и чувства гордости за свой город;

Предварительная работа:

Чтение книг, посвященных блокаде Ленинграда (Н.Ходза «Дорога Жизни»; «Был город фронт. Была Блокада» - сборник рассказов и др.)

Рассматривание иллюстраций на тему блокады Ленинграда;

Просмотр мультфильмов про блокаду  («Воробушек», «Шарфик»).

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по лепке из пластилина танков, пушек, противотанковых ежей для создания диорамы.

Оборудование:

  • Компьютер для показа детям презентации «Полное снятие блокады Ленинграда»;
  • интерактивная доска;
  • диорама «Блокадный Ленинград» : игрушечные солдатики, военная техника, картинки с изображение города, деревянный конструктор «Город», фольга, скотч, вата, карточки с изображением достопримечательностей Ленинграда;
  • зеркал,  изображающее иней на оконных стеклах (спрей «морозные узоры»)
  • кусочек хлеба, позволяющий наглядно представить блокадную норму хлеба

Форма работы: подгрупповая (5-6 детей).

I этап. Предварительная работа.

С детьми проводится предварительная работа в группе, позволяющая погрузиться в тему «Блокада Ленинграда»: психологи и воспитатели читают рассказы о блокаде, показывают и обсуждают с детьми картины и  мультфильмы о блокаде.

II этап. Совместная деятельность с детьми.

После предварительной работы психологи предлагают детям сделать совместную диораму «Блокадный Ленинград». Дошкольники лепят танки, противотанковые ежи, пушки.  Фото 1.

  Фото 1.                                                                         Фото 2

                         

В кабинете психолога вместе с детьми был создан макет окна в блокадной квартире («замерзшее» и покрытое инеем зеркало заклеенное крест на крест бумажными лентами).

Ш этап. Создание диорамы

Психологами была создана диорама «Блокадный Ленинград». В кабинете на двух столах из деревянного конструктора был построен  макет города. Фото 2.

Для того,  чтобы сделать город  более  реалистичным использовались карточки с изображением достопримечательностей Ленинграда. В домиках окна были заклеены крест на крест, на крышах стояли фигурки, изображающие дежурных во время бомбежки. В городе поставлены пожарные расчеты, некоторые дома были разрушены и показан вынос раненного на носилках. Фото 3

                    Фото 3                                                          

             

Из фольги была сделана замерзшая Нева. Из конструктора был сделан Кировский завод, из ворот которого «выезжали танки», «направляющиеся» на фронт. Вокруг города расставлены солдатики, изображающие защитников города. Вокруг них кольцом стоят  "вражеские войска".

Рядом с городом было сделано из фольги «замерзшее» Ладожское озеро, по которому «ехали» грузовые машины (Фото 5)

                            Фото 5                                                           Фото 6.

                                             

В некоторых местах блокадного кольца и Ладожского озера  изображены сцены боя (Фото 6).

С использованием игрушечных самолетиков демонстрировался «воздушный бой». Для наполнения диорамы использовались выполненные детьми танки, пушки и противотанковые ежи.

IV этап. Занятие по теме "блокадный Ленинград"

После создания диорамы дети подгруппами приглашались в кабинет психолога (где располагалась диорама). Им показывалась презентация «Полное снятие блокады Ленинграда», они слушали рассказ психолога и сравнивали фотографии военных лет с изображенным на диораме.  

Дети с интересом рассматривали диораму, задавали много вопросов, рассказывали то, что они знали о блокаде и о своих родственниках, переживших ее.

Благодаря наглядности материала, такие понятия как кольцо блокады, зенитная пушка, противотанковые ежи, «Дорога Жизни» и др. стали более доступны детям для понимания и осмысления происходившего в те годы. После занятия дети в группе рисовали запомнившиеся им моменты (фото 7)

Фото 7.                                                        

               

        Использование системы работы позволило в несколько этапов познакомить детей с темой "Ленинград в блокаде". Это облегчило усвоение новых для детей понятий, позволило ввести их в активный словарь.

        По отзывам родителей, на протяжении всей работы по данной теме, дети очень эмоционально рассказывали родственникам дома о том, что они делали, видели и узнали нового. Родители отмечали, что дети стали гордится городом, в котором живут и подвигом его жителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЮ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ КОСМОНАВТ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Виртуальная экскурсия "Профессия Космонавт" Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Включает "космическую музыку")Воспитатель:Какие ассоциации вызвала у вас эт...

Методическая разработка Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....