Проект во второй младшей группе: «Куклы, в которые мы играем!»
методическая разработка (младшая группа)

Оглянитесь вокруг. Как часто, особенно вечером  после работы, люди становятся похожими на манекены, на большие куклы со стеклянными глазами. Если, что совсем не редкость, человек в какой - то момент жизни вдруг может почувствовать себя игрушкой в руках судьбы - куклой, то и куклы, оказывается  могут очеловечиться и даже помогать своим хозяевам не хуже доброй бабушки или волшебной феи. Древние легенды утверждают, что любимые куклы не только развлекают малыша, но и охраняют от дурного глаза и могут даже вылечить ребенка, «взять на себя его страдания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в первой младшей группе: мини-музей «Куклы, в которые мы играем!»

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский.

Подготовили: Лебедева М.Г.

Савельева Е.Ю.

Санкт-Петербург

2020г.


Группа  «Солнышко»: «Куклы, в которые мы играем!»

                                                                     " Расскажи - и я не забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму"

                                                                                                                                              Китайская пословица

Проект:

"Куклы, в которые мы играем!"

Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный, внутри группы ДОУ.

Участники: воспитатели, дети 1 младшей группы, родители воспитанников.

Срок реализации: 2 недели.

1 младшая группа

Актуальность:

Оглянитесь вокруг. Как часто, особенно вечером  после работы, люди становятся похожими на манекены, на большие куклы со стеклянными глазами. Если, что совсем не редкость, человек в какой - то момент жизни вдруг может почувствовать себя игрушкой в руках судьбы - куклой, то и куклы, оказывается  могут очеловечиться и даже помогать своим хозяевам не хуже доброй бабушки или волшебной феи. Древние легенды утверждают, что любимые куклы не только развлекают малыша, но и охраняют от дурного глаза и могут даже вылечить ребенка, «взять на себя его страдания».

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла в прошлом, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Нам захотелось узнать историю создания различных кукол.

В прошлом в любой семье много времени уделялось изготовлению кукол и игре в них. Почему? Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди» - праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к куклам, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. И если сегодня девочки не любят играть с куклами, необходимо обратить на это внимание, это значит, что в их генетическом коде произошли какие-то сбои.

Поэтому нам захотелось узнать, многие ли девочки сейчас играют в куклы, в ка - кие? Хотят ли они получить куклу в подарок? Знают ли родители прошлое своего народа?

Проведя анкетирование среди родителей в группе «Карапузики»  на тему музеев, мы пришли к выводу, что почти никто из опрошенных в силу разных причин не посещает сам, а тем более не водит в музеи своих детей. Так, как музей является кладезем накопленного  человечеством  культурного наследия , считаем,  что они имеют огромную роль в плане нравственно  - патриотического воспитания детей. Поэтому, чтобы восполнить этот пробел в семейном воспитании, мы решили организовать  мини - музей кукол в нашей группе.

Цели:

1. Систематизация знаний детей об игрушке – кукле

2. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.

3. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство) .

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.

5. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей

4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство)

5. Развивать мелкую моторику рук (пеленание, лепка, рисование)

6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом и созданию мини-музея, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое.

Вид проекта: Познавательно - творческий

Формы, методы и приемы работы:

Для формирования у детей потребности в получении новых знаний об истории народного быта, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста.

Широко использовали разнообразные методы: словесные,  наглядные,  игровые,  практический. Средства: фотографии, иллюстрации, предметы одежды, куклы.

Основными формами организации воспитательно - образовательной работы являются: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Предполагаемый результат:

- У детей сформированы знания о различных куклах, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления;

- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Материал:

1. Куклы семьи и детского сада;

2. Книги, иллюстрации, раскраски силуэтов одежды для кукол;

3. Материалы для изготовления кукол;

4. Магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий;

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – целеполагание, игровая мотивация, выявление проблемы, сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания работы с детьми, прослушивание сказок, беседы, занятия по образовательным областям: художественное творчество, познание, коммуникация

 3-й этап: формирующий – беседа  с родителями по самостоятельному изготовлению куклы дома, анкетирование и консультация.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, создание мини-музея кукол).

I этап - Подготовительный.

1. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

2. Знакомство с историей появления кукол.

3. Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол) .

4. Изготовление дидактической игры « Оденем куклу Машу»

5. Раскраски на тему «Куклы»

II этап - Организационный.

"Играем с куклами"

1. Знакомство с бумажными куклами. Раскрашиваем платье для кукол.

2. Лепим угощения для куклы из пластилина.

3. Играем с театральными куклами.

4. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры) .

5. Игры с куклами-сувенирами ( поющие и танцующие куклы).

6. Работа с родителями:  анкетирование, беседа, консультация.

III этап - Заключительный.

1. Подведение итогов проекта (фото - отчет).

2. Создание своего мини – музея кукол

Список литературы:

1. Васильева, М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса -М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Журавлева, В. Н. Проекная деятельность младших дошкольников. [Текст] / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград: Учитель, 2011. -202 с.: ил.

5. Захарова, М. А., Костина, Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. [Текст]/ М. А. Захарова, Е. В. Костина. - М.: Школьная Пресса, 2010.-64 с. ; илл. -(Дошкольное воспитание и обучение- приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ») .

6. Рыжова, Н. А. и другие. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М: Линка – Пресс, 2008.256 с., илл.

Художественное творчество:

Загадка:

Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это? Кукла

Примерные рассказы детей после посещения созданного в группе мини - музея кукол.

1. Эта кукла сделана из дерева. У нее есть лицо, руки, туловище, ноги. Эта кукла прочная, она не сломается. Играть ею не очень удобно потому, что она твердая. С деревянной куклой можно играть в дочки - матери. Деревянную куклу нельзя держать в воде, она утонет.

2. Эта кукла соломенная. Она прочная, ее неудобно одевать и раздевать. Куколка сделана из лечебных трав. С ней можно играть, а можно еще положить рядом с подушкой, чтобы не заболеть и поспать.

3. Эта кукла сделана из глины. Она очень не прочная, если ее уронить, кукла сломается. У нее тоже есть голова, руки, ноги, туловище. На глиняную куколку плохо одевать одежду потому, что руки и ноги у нее не двигаются. Глинную куклу мыть нельзя. Глина размокнет.

4. Эта кукла тряпичная, сшита из тряпок. Ее можно одевать и раздевать. Кукла легкая, ручки и ножки двигаются. Она не может ходить. Такую куклу можно постирать.

5. Эта кукла бумажная, с ней играть интересно, но не очень удобно. Она может легко порваться.

5. Эта современная кукла – Барби. Она сделана из пластмассы. Ее можно одевать и раздевать, у нее двигаются руки и ноги. У нее современная одежда. На Барби можно шить свою одежду. С ней можно играть в дочки-матери, ателье, парикмахерская, магазин.

6. А это куклы для мальчиков. Они тоже двигаются. С ними можно играть в солдатиков, в школу, в семью, в космос.

Физминутка:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Раз! Попрыгали на месте.

Два! Руками машем вместе.

Три! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Четыре- пять! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Занятие по художественно-эстетическому развитию. Лепка.

Тема: «Угощение для кукол»

Цель:

Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Материалы и оборудование: Пластилин разных цветов, доска для лепки ( на каждого ребенка), кукла Маша, поднос для размещения вылепленных детьми угощений , чайная посуда .

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

 Игры детей в игровом уголке ,сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу  чаем».

Методические приемы:

 Применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций ( в начале занятия в гости к ребятам приходят кукла Маша.

Рассматривание  готовых поделок (угощений)  изготовленных воспитателем, показ способа лепки различных видов печенья конфет, пирогов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

 Воспитатель. Ребята , кто- то стучится к нам  в дверь.

Появляется машина с куклой. Давайте  поздороваемся (дети здороваются и садятся на свои места).

2. Игровая мотивация.

Воспитатель. Ребята  ,сегодня к нам в гости пришли кукла Маша. У маленькой куклы  сегодня день рождение . Давайте  угостим  гостя чаем.  Дети накрывают на стол. Воспитатель отмечает, что всегда на день рождение пекут пироги и торты ,другие угощения, давайте вы  тоже  сделаете слепите угощения для куклы. Спросить какие  угощения можно сделать ; выслушать все предложения детей , спрашивая у них , какой формы названные угощения , как их можно слепить ; дополнить их ответы.

3. Рассматривание образца – пирог.

Воспитатель. Но сначала, давайте рассмотрим пирог который я слепила. Посмотрите какой мой пирог ,красивый! Какой он формы? (круглый).

4.Демонстрация и объяснение приема лепки воспитателем..

Воспитатель. Сначала берем пластилин белого цвета ,делим его на две части : Из большой части раскатываем шарик ,сплющиваем его в диск это у нас  будет  первый коржик , затем берем второй кусок раскатываем шарик , сплющиваем его в диск это будет второй коржик , накладываем друг на друга и прижимаем. Затем начинаем украшать пирог ,для этого раскатываем из маленького кусочка пластилина колбаску накладываем на пирог, прижимаем ,затем  делаем несколько колбасок ,так же их накладываем на пирог и украшаем пирог .

Воспитатель. Ребята ,а кто хочет показать как можно слепить другие угощения.

5.Воспитатель  давайте  не много  отдохнем ,мы поиграем в игру «Каравай».

Как на Машины именины испекли мы каравай.

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Вот такой вышины ,вот такой низины.

Каравай ,каравай, кого хочешь выбирай.

Вы ребята ,хороши. А Вика лучше всех.

6. Самостоятельная работа детей.

Дети садятся на свои места и выполняют работу . Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям , напоминая или частично объясняя им приемы лепки. Воспитывать и поощрять самостоятельность ,контролировать последовательность выполнения работы.

7.Анализ занятия.

По окончании лепки все работы дети ставят на стол.

Воспитатель. Ребята ,какие у вас получились красивые угощения.

(воспитатель обращается кукле Маше) Маша , а тебе нравятся работы детей?

Кукла Маша: Спасибо, ребята ! Мне очень понравились ваши угощения!

Воспитатель . Маша ,а какой пирог тебе больше всего нравиться?

Воспитатель. Дети , давайте поздравим   куклу Машу с днем рождением и споем песню «К нам гости пришли».

Воспитатель. Вот ребята и закончилось наше занятие. Что мы делали на занятии? (лепили угощения для кукол). Вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей).Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые угощения !

Кукла Маша. Приглашаю всех пить чай с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность во второй младшей группе "Улица, на которой я живу"

проектная деятельность во второй младшей группе "Улица, на которой я живу"...

Проект во второй младшей группе «Куклы, в которые мы играем!»

quot; Расскажи- и я не забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать и я пойму"Китайская пословицаПроект:"Куклы в которые мы играем!"Тип пректа: информационно-исследовательский,фронтальн...

Познавательно – творческий проект во второй младшей группе «Город, в котором мы живем».

Формирование первоначальных представлений о родном городе и микрорайоне, как о своей малой Родине.Побудить интерес к изучению города и микрорайона у воспитанников детского сада и их родителей.Воспитыв...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Гномик» по теме: «Зимние игры и забавы»

Краткосрочный проект во второй младшей группе«Гномик»по теме: «Зимние игры и забавы»...

Проект во второй младшей группы "Растения которые нас окружают»

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.Продолжительность: долгосрочный.  Актуальность проекта:...

сценарий дидактической игры для второй младшей группы "Кукла Катя"

Образовательная область: познавательнаяИнтеграция областей: социально-коммуникативное, физическое и речевое.Тема: Кукла КатяЦель: Расширять представление о человеке, учить узнавать и называть части те...