Методический материал к проекту "Мы живём на Урале"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вотинцева Людмила Иосифовна

Данный материал содержит конспекты занятий по непосредсвенной образовательной деятельности, сценарии праздников и вечеров развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Край родимый - край уральский.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с окружающей действительностью и миром природы), речевое развитие (обогащение и активизация словаря), художественно-эстетическое развитие (рисование)

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей об Урале и городе Качканар (природе, искусстве, достопримечательностях, народном творчестве). Учить использовать в рисунках мотивы уральской росписи под «малахит» и приёмы Урало-сибирской росписи.

2. Развивать у детей внимание и наблюдательность.

3. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, за свой город Качканар.

Материал: Акварельные краски, набор кистей, палитра, салфетки, ёмкости для воды, набор пластилина, альбомный лист на каждого ребёнка с контурным изображением девочки в сарафане, подставки для кисточек, образцы Урало-сибирской росписи и росписи под «малахит», карта Урала, карта мира, карта Свердловской области, фотографии о городе Качканар.

Интернет ресурсы:  

Гимн Качканару http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM

Качканар http://www.youtube.com/watch?v=DBesiGXs2G0

Качканар-город будущего http://www.youtube.com/watch?v=7iZg6NAjhAM

Поделочный камень Малахит http://www.youtube.com/watch?v=xewLKGFzDGk

Презентации: «Урал - каменный пояс русской земли», «Урало-сибирская роспись» 

Предварительная работа:

I. Экскурсии на выставки:

- «Работы художников г. Качканар»

- «Быт и культура древнего Урала»

2. Чтение произведений П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка»,

«Каменный цветок», «Серебряное копытце».

3. Ознакомление с коллекцией камней и изделий камнерезного творчества.

4. Просмотр видео:  Гимн Качканару http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM, Качканар-город будущего http://www.youtube.com/watch?v=7iZg6NAjhAM, Поделочный камень Малахит http://www.youtube.com/watch?v=xewLKGFzDGk

Ход занятия:

Звучит музыка «Уральский хоровод»  А. Филиппенко.

Воспитатель: - Россия… Родина… Это край, где мы родились, где наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребёнок читает стихотворение С. Васильева «Русь»:

Россия… Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом:  «Русь».

Воспитатель показывает на карте мира Россию, декламируя стихотворение А. Прокофьева:

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простёрлась

До морей.

Воспитатель: - Вот страна, в которой мы проживаем. Дети, как называется наш город, в котором мы живём? (Качканар) Про него много сложено песен и стихов. У нашего города есть свой гимн.

- Прослушаем Гимн Качканару  http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM. Давайте поищем это название на «Карте мира». (Дети вместе с воспитателем ищут название города Качканар. Не находят.)

Воспитатель: - Мир большой. А наш город находится на горах. А как называется, та местность, где находится наш город? (Урал, Уральские горы, Свердловская область).

Воспитатель: - Я вам покажу наш край Урал на другой карте. Она так и называется «Карта Урала». Урал называют Каменным поясом русской земли.

Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации к произведениям П.П. Бажова и наполните малахитовую шкатулку словами:

Урал край… (седой, горный, рудный, малахитовый, каменный, мастеровой, красивый, горный, и т.д.)

Вот ещё одна карта «Карта Свердловской области». Вот на ней мы уже видим,  что отмечен наш город Качканар.

Воспитатель читает стихотворение собственного сочинения

«Родина моя, Качканар»

Л.И. Вотинцева,

Где родилась я,

Получив великий жизни дар?

И замерев у карты среднего Урала,

Я нахожу тебя, о, Родина моя,

Мой город Качканар!

Что может рассказать

Сухой язык мне символов и знаков?

Что сердцем чувствую я,

Проживая жизнь с тобой?

Ты каменный цветок,

Что 60 лет подряд творили люди.

Вдохнули жизнь, любовь в тебя вдохнули.

И ты сейчас наперекор судьбы, ветрам.

Цвети, о, Родина моя,

Мой город Качканар!

Воспитатель предлагает детям просмотр отрывков из  видео про город  Качканар http://www.youtube.com/watch?v=DBesiGXs2G0. Дети рассказывают, что они узнали на фотографиях, где это расположено. Обращаем внимание на фотографии, где изображены выступления артистов ансамбля «Горлица» г. Качканар, выступления  детей ДДТ в русских народных костюмах, на фотографии народных гуляний жителей города Качканар.

Воспитатель: - Наш край, красивый край, старинный край. Хоть наш город ещё очень молодой, ему ещё 57, но он богат традициями и своей культурой. Здесь рядом проживают и русские, и татары, пермяки и удмурты, немцы, украинцы, башкиры …

Поэтому своего национального костюма у нас в городе Качканар нет. Вот я вам и предлагаю придумать наряд для девочки, чтобы, поглядев на неё, мы могли сказать, что эта девочка живёт на Урале.

Вспомните, какие узоры рисуют на Урале? (Под «малахит», Урало-сибирская роспись)

Дети рассматривают с использованием интерактивной доски иллюстрации образцов «Урало-сибирской  росписи» вспоминают приёмы рисования Урало-сибирской росписи, рисования пластилином и акварельными красками под «малахит». Усаживаются за приготовленные места и  приступают к рисованию. В конце все работы вывешиваются, рассматриваются и обсуждаются.

По окончанию дети водят «Уральский хоровод» А.Филиппенко:

1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенёчке,  холодочке

Заведём хоровод.

2. Про Урал мы споём,

В гости вас позовём,

Голубику, ежевику,

Собирать в лес пойдём.

3. Неспроста говорят,

Что Урал наш богат.

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Урал.

Конспект развлечения на тему «Осенние обрядовые праздники»

Успенье – праздник окончания жатвы и встречи осени

Программное содержание: воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно.

Оборудование: интерьер крестьянской избы: стол со скатертью, сундук, лавка, печка, икона в красном углу, коромысло, два ведра, белые рукавицы, хлебный сноп.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Низкий поклон Вам, люди добрые!

(Дети и воспитатели кланяются гостям).

Воспитатель: Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые.

Воспитатель: Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.

Воспитатель: А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться. Послушайте как наши дети споют русскую народную песню «Осень, осень».

Воспитатель: Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.

Воспитатель: Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай.

Ребенок – Ох и слава Богу

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копны поклали.

На гумне стогами

А в печи - пирогами!

Воспитатель: На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Ребенок – Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Воспитатель: Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу.

Воспитатель: Ребята, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Воспитатель: Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали:

Ребенок – Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

Осень, тетушка!

Тяжела работушка!

Все покосы, нивушка!

Болит моя спинушка!

Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку!

Русская народная песня: «Серпы золотые».

Ребенок – Ждали пожали, три пряди нажали

Первую прядь – на еду.

Вторую прядь – на семена,

Третью прядь – его запас!

Ребенок – Землю красит солнце, а человека труд!

Ребенок – Что посеешь, то и пожнешь!

Ребенок – Что пожнешь, то и полопаешь!

Ребенок – Что смолотишь, то и смелешь!

Ребенок – Что смелешь, то и съешь!

Воспитатель: Действительно, ребята, чтобы собрать хороший урожай, много приходилось трудиться. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпенье и труд все перетрут.

Мала пчела, и та работает.

Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.

В большом доме и малая подмога дорога.

В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.

Умелые руки не знают скуки.

Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.

Воспитатель: Лентяев и бездельников в народе не любили, высмеивали их.

(Сходит Тит с большой ложкой).

Тит – Ты, работушка, меня не бойся, а я тебя не трону!

- Не колода лодырь, а пень, и лежит целый день.

- Не жнет, не косит, а обедать просит.

- Тит, иди молотить!

Тит – Живот болит.

- Тит, иди кашу есть!

Тит – где моя большая ложка?

- Хочешь есть калачи, не лежи на печи!

Итог: – А еще в народе говорили: «Делу время – потехе час», поиграем в р-н игру «Горелки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

тема «Куклы из бабушкиного сундука»

Программное содержание: воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;

развивать фантазию, вкус, творческое воображение; постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Ход

Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,

в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста.

Одна липова доска,

Ой, да, лебеда,

Одна липова доска.

Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.

- Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки ( в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./

- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

Этапы выполнения работы:

1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером

15х15 см.

2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.

3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.

4) Выделяется голова.

5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.

Самостоятельная работа детей.

Дети объединяются парами.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.

- А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.

- У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.

- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.

Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».

Конспект развлечения «Колядки, рождество и святки»

Программное содержание:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная подготовка Беседа с детьми и их родителями о традиционном праздновании Рождества и Святок.

Разучивание музыкального репертуара с детьми (обрядовые песни, игры).

Участие взрослых и детей в оформлении зала к празднику (интерьер старинной избы).

Ход

Хозяйка. (ведущая) встречает гостей.

Наступило Рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселится и поёт.

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы – сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

Проводится игра с клубком в кругу. Дети катают клубок друг к другу пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.

Встанем вместе мы в кружок

Будем мы катать клубок,

У кого клубок замрет,

Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка. (по окончании игры)

Вот клубочек покатился,

У ворот остановился.

Дверь скрипучая “ поет”….

Кто-то в гости к нам идет.

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело.

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

Под окном стучатся.

“Рождество твоё” поют.

Христославы! Христославы!

Раздается там и тут. (А. Коринфский)

В Святые вечера в дома приходят и  колядовщики. Есть у меня сундучок , где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим гостям.

Проводится игра-конкурс “Нарядись – обрядись”, в которой участвуют воспитатели

Кто быстрее оденется “ ряженым” (медведь, лиса, петух, козел).

После конкурса дети становятся вместе с воспитателями, и после слов хозяйки: “К нам на Святки пришли колядки”

Коляда, коляда

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

Святки празднует народ, становитесь в хоровод.

Исполняется хоровод ряженых на мотив р.н. песни “Как у наших у ворот…”

(Движения в соответствии с текстом)

Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух:

Душегрейка на меху –

Знай кричит: “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима , то ли весна?

А лисица, ну и пава ,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

После окончания хоровода.

Лиса. - А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной.

Игра. “Лисонька – лиса”.

Лиса стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети идут по кругу и поют (на мелодию песни “Во саду ли, в огороде…”)

Мы по кругу идем,

 Мы лисичку зовем,

 Пусть глаза не открывает,

 Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются и тот , на кого покажет ведущий, спрашивает: “Лисонька-лиса, где я ?” Лиса должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться и сказать: “Здесь ты.”

По окончании игры Лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки, с изображением людей разных профессий, и дает каждому ребенку вынуть из мешочка картинку.

Выходит Коза

А какие девицы собрались сегодня красивые, как принцессы. Пойду ка я, да выберу себе принцессу.

Проводится р.н. игра “Шла коза по лесу..”

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем.

По окончании игры Коза “гадает” на “кольцах”. Дети катают обручи, куда “кольцо” покатится, оттуда принцессе ждать суженого-ряженого.

Выходит Петух.

А теперь игра такая, на внимание, друзья:

Как скажу я – хлоп-хлоп,

Вы ногами – топ,топ.

А скажу я – топ,топ,

Вы руками – хлоп,хлоп!

По окончании игры Петух “гадает”. С завязанными глазами выбирает предметы, лежащие перед детьми. Например: книга – много будет знать; лента – ждет дальняя дорога и т.д.

Хозяйка.

Кто уснул под дубком.

И накрылся кожушком?

Тс-с-с-с! Ой, тише, не шуметь.

Может, это спит медведь?

Тс-с-с! этот гость в один присест,

Коль проснется, всех поест.

Ребята на цыпочках подходят к сидящему в углу Медведю. Медведь просыпается и догоняет детей. Достает палочки для игры.

Медведь.

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.В конце игры Медведь вытягивает на веревке валенок.

Медведь.

Эта рыба!?

Вот так диво!

Нам зимой необходима,

От мороза нас спасает,

В лютый холод согревает.

Приплыла сюда не зря

Погадаем с ней , друзья!?

“Невесты” (девочки) – бросают валенок , по очереди за “околицу”, “женихи” (мальчики) – ловят.

Хозяйка.

Вот и славно поиграли.

А где хлебно и тепло, там и жить добро. Хозяйка выносит каравай.

Комовато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И вкусно, и красно, и кругло,

И черно, и бело,

И всем людям миловатый.

И всем людям красоватый,

Это …

Дети. – каравай.

Исполняется р.н. хоровод “Каравай”

Как у нашей, у хозяйки,

Дрова принесенные,

Печки истопленные,

Каравай испеченный.

Вот такой узенький, вот такой низенький,

Вот такой высокий, такой широкий.

Вот такой вкусненький.

Хозяйка.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу.

В Святки любо поиграть.

- Всем спасибо от хозяйки,

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски,

Благодарствуем мы всех.

Все приглашаются на чаепитие.

Литература

1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Сост. Т.Бахметьева, Г.Соколова. Ярославль,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Развлечение ко Дню Матери «Всё, чем живём, начинается с мамы!»

Развлечение ко Дню Матери«Всё, чем живём, начинается с мамы!»...

Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности....

Проект "Мы живём на Урале"

laquo;Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,пусть в его сердце и в памяти на...

Развлечение ко Дню Матери "Всё, чем живём, начинается с мамы" для детей средней группы

Развлечение ко Дню Матери "Всё, чем живём, начинается с мамы!"для детей средней группы...

Методическая разработка. Тема: "Мы живём в России".

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего возраста 3-4 лет по речевому развитию....