Проект "Мы живём на Урале"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Вотинцева Людмила Иосифовна

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

                                                                                                                                                                                                                                                                        В. Сухомлинский

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_zhivyom_na_urale.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

Проект

«Мы живём на Урале»

Составитель:

Вотинцева Людмила Иосифовна

воспитатель

высшая   квалификационная

 категория

г. Качканар, 2018 г.

Аннотация

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Актуальность: Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. Мы живем в богатейшем крае на Среднем  Урале. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя «Свердловская область». Мы должны заложить у ребёнка любовь  к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Вид проекта: информационно-познавательный

Время реализации 9 месяцев (1 сентября-30 мая)

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.

Состав участников: воспитанники группы, педагоги, родители воспитанников.

План по реализации проекта  

детей подготовительного к школе возраста

Цель проекта: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Задачи:

1. Познакомить детей с природой Урала: природно-географическими зонами: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных озер, гор, рек. Уточнить знания о растительном и животном мире Урала.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы.

4.Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры. Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

5.Расширять представления детей о родном городе Качканаре: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

1. Дети имеют представление о природе Урала, о растительном и животном мире уральского региона.

2. Дети имеют представление о народах, населяющих Урал, их особенностях жилища, обычаях, традициях, календарных праздниках.

3. Дети знают произведения уральского устного народного творчества.

4. Дети знакомы с Урало-сибирской росписью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства Урала.

5. Дети знают название своего родного города, имеют представления о гербе, флаге города, достопримечательностях города.

Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.

II. Основной (практический)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей

Сентябрь:

1. «Наши любимые фрукты», «Наши полезные овощи».

Оформление папок-передвижек «Наши любимые фрукты», «Наши полезные овощи». Рисунки детей «Овощи и фрукты на столе».

2. «Моя семья».

Составление рассказа о своей семье с помощью семейного альбома. Рисунки детей по данной теме.

3. «Достопримечательности Среднего Урала».

Знакомство с достопримечательностями Среднего Урала (горы, памятники природы, здания).

4. «Мой край – земля Урала».

Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края с помощью сюжетных картин.

Октябрь:

1. «Культура и искусство народов Среднего Урала».

Познакомить детей с различными видами искусства Среднего Урала, художниками-живописцами, познакомить с картинами - пейзаж, натюрморт, портрет.

2. «Знакомство детей с уральскими писателями (П. П. Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк). Продолжать знакомить детей с творчеством писателей, иллюстрациями к их рассказам и сказкам. Узнавание детьми рассказа писателя по иллюстрации, писателя – по портрету.

3. «Золотая осень».

Оформление открытки на осеннюю тему с использованием засушенных листьев и фотографий детей.

4. «Сказы П. П. Бажова», рассматривание иллюстраций по теме.

Продолжать знакомить детей с творчеством П. Бажова. Узнавание детьми иллюстраций к сказам П. Бажова.

Ноябрь:

1. «День народного единства».

Закрепление знаний по данной теме при помощи иллюстративного материала, фотографий, беседы.

Оформление папки-передвижки «День народного единства».

2. «Знакомство детей с обитателями рек и морей на Урале»

Расширить представления и знания о рыбах, живущих в реках и морях Урала. Аппликация «Морские обитатели».

3. «Рассказы детей о животных родного края».

Создание альбома «Расскажем детям о птицах и животных».

4. «Путешествие птиц на юг и жизнь зимующих птиц».

Расширить представления о перелётных и зимующих птицах.

Разгадывание кроссворда «Птицы».

Декабрь:

1. «Зима на Урале. Какая она?»

Расширить знания детей о природе, об окружающем мире, об отличительных признаках зимы на Урале. Создание коллажа «Зимушка-зима».

2. «Уральская роспись».

Познакомить детей с изображениями уральской росписи в одежде, на предметах быта. Рисунки детей «Уральский народный костюм».

3. «Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры».

Продолжать знакомить детей с уральскими композиторами и их репертуаром для детей (П. Чайковский). Прослушивание мелодий уральских композиторов.

Январь:

1.«Детям о солнце».

Расширить представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Воспитывать бережное отношение к природе. Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце.

Просмотр презентации о солнце.

2. «Загадки лесов Среднего Урала».

Учить детей различать деревья по картинкам, дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская. Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства, любовь к природе.

Просмотр презентации "Наше богатство – лес".

3. «Как зимуют птицы и животные нашего края. Кто главный в лесу?»

Познакомить детей с жизнью птиц и животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Создание кормушек для птиц своими руками. Создание коллажа «Зимний лес».

Февраль:

1. «Мой город и спорт ».

Познакомить детей со спортивными клубами КачканараРисунки детей «Я стану спортсменом».

2. «Иллюстраторы детских книг».

Познакомить детей с творчеством иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, учить замечать сходства и различия в их работах.

3. «Уральская роспись в узорах на посуде».

Продолжать знакомить детей с уральской росписью (завитки, бутоны, оживки) на посуде. Рисунки детей «Подносы».

4. «День Российской армии».

Расширить знания детей о российской армии, празднике «23 февраля», воспитывать чувство гордости за свою страну. Создание коллажа «Папы – наша гордость!»

Праздник пап. Вернисаж «Я горжусь своим папой»

Март:

1. «Народные праздники».

Расширить представления и знания о народных праздниках, играх-забавах и народных гуляниях. Развлечение «Масленица».

2. «Всемирный праздник – 8 марта».

Расширить знания о празднике «8 марта», познакомить с его историей и традициях празднования в разных странах.

Подарки для мам своими руками.

3. «Уральские горы».

Познакомить детей с несколькими названиями гор на Урале и вокруг Качканара, дать общее представление о них, используя наглядный материал.

Создание альбома "Горы Среднего Урала".

4. «Реки нашего края».

Расширить знания детей о главной реке города – Исети. Познакомить детей с реками нашего края – Чусовая, Урал, Белая, дать общее представление о них.

Просмотр презентации о реках.

Апрель:

1. «Весна в городе».

Расширить знания о природе, знакомить с растениями своего города. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать бережное отношение к растениям, природе.

Разгадывание кроссворда «Весенняя пора».

2. «Птицы вьют гнезда».

Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем. Экскурсия по территории детского сада (наблюдение за гнездованием птиц).

3. «Проснулись насекомые».

Расширить представление у детей о насекомых, их жизни в природе, способах питания. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность. Аппликации на выбор «Муравейник», «Бабочки», «Улей».

4. «Лекарственные растения».

Закрепить знания о лекарственных травах (ромашка, календула, мелиса и др.) Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях. Создание коллажа «Лекарственные растения» из заготовок, вырезанных из газет, журналов.

Май:

  1. Акция «Зелёный участок».

Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада.

2. «Великая Победа».

Расширить представления детей о празднике «9 мая», познакомить детей с городами-героями. Воспитывать чувство гордости за свою страну и фронтовиков, чувство патриотизма.

Проведение акции «Бессмертный полк», оформление выставки «Наши герои».

Продукт проекта : презентация «Мы живём на Урале»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности....

Методический материал к проекту "Мы живём на Урале"

Данный материал содержит конспекты занятий по непосредсвенной образовательной деятельности, сценарии праздников и вечеров развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем....

Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"

Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"...

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"...

Региональный компанент. "Мы живём на Южном Урале".

Этот материал поможет начинающим воспитателям....

"Мы Живём на Южном Урале"

Надеюсь поможет молодому специалисту....