Семинар для педагогов "Развиваем Доброе слово"
методическая разработка

Королькова Надежда Сергеевна

Данный материал раскрывает особенности работы с программой "Социокультурные истоки"/А.Н. Кузьмина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_istokam_dobroe_slovo.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

        Семинар для педагогов «Развиваем «Доброе слово».

Королькова Надежда Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики        

Цель: познакомить педагогов с методикой работы с пособиями программы «Социокультырне истоки»/А.Н. КУзьмина         

Ход семинара:

Сегодня мы с вами поговорим о добром слове и о его значении в нашей жизни. Словом мы прикасаемся к сердцу каждого человека. Доброе слово может вылечить другого человека, оно может быть для нас нежным благоухающим цветком, живой водой. Не зря говорят: «Доброе слово, что весенний денёк!» Когда мы слышим добрые слова, на душе у нас становится радостно, а на лице расцветает улыбка.

Мы все живём среди людей. И каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Часто люди стесняются говорить друг другу добрые, хорошие слова. А ведь доброе слово как лекарство на душу человека.

Добрых слов в нашем русском языке очень и очень много. (ресурсный круг)

Сказки являются основной частью книг для развития детей, занимают в них центральное место и являются главными произведениями, позволяющими выйти на серьёзные размышления по осваиваемым категориям и  ценностям.  Сказки в программе «Истоки» выбраны в варианте, несущем первоначальный  контекст духовно-нравственных ценностей, а так же позитивный контекст, что полностью соответствует методологии Истоков.

Эти сказки проникнуты  идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Они развивают ум и душу ребенка. Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития.

Через эту программу и педагогам, и  родителями раскрывается более глубокий, первоначальный духовный смысл сказок. Рассмотрим на примере русскую народную сказку «Золотое яичко»

Здесь яйцо – символ Жизни. Жизнь человеческая сама по себе является важнейшей ценностью. Нужно стараться хранить как свою жизнь, так и жизнь всех близких.

Чтение сказки. 

Воспитание добрых чувств

Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему?

В каких словах, поступках проявляется  доброта героев сказки?

На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?

Сказка и математика

Чем похожи и чем отличаются - простое и золотое яйцо (форма,  вес, цвет)?

Речевая зарядка

Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу...

Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?» Составим длинное предложение со словом «яйцо». Пошлем срочную телеграмму деду и бабе.

Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак»?

Сказка и экология

Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:

а)        курочка - яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...

б)        яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...

Составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно было волшебным...» (Данное упражнение помогает определить отношение педагога к жизни, его сущность и ценностное отношение (золото, бедность...)

Сказка развивает руки

Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо.

      К данной пограмме представлены альбомы для рисования, которые способствуют развитию в детях образного восприятия, образного воображения и образного мышления. Такой способ восприятия окружающего мира наиболее экологичен и характерен для дошкольника. Изобразительное творчество детей выступает здесь как искусство, материалом и средствами  которого является язык цвета, линии,  формы, композиции, создающие целостный сказочный образ. Следует отметить, что это не книга для раскрашивания,  а  альбом для творческого выражения. Здесь, в  рисунке, ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления, настроение, отношение к создаваемому персонажу.

Рекомендуется не оставлять без внимания конечный продукт детского творчества.  Можно ввести добрую традицию организации в группе выставок детского рисунка, где  дети ещё раз  могут вспомнить героев любимой сказки, вместе со взрослым поговорить о том, чему доброму  научила их  эта сказка, а каждый маленький художник может рассказать о своём персонаже,  его характере,  передать своё отношение к нему. Выставки могут устраиваться в разных группах, а дети приглашают друг друга в гости и обмениваются своими впечатлениями. Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе и рассказать о совместной творческой деятельности с ребёнком в семье. На выставке, в процессе рассматривания детских рисунков, могут быть использованы пословицы, загадки, музыкальное сопровождение, чтение  стихотворений, беседы с детьми. Вариантов рассматривания детских рисунков в альбомах для развития может быть сколько угодно, не должно быть только одного – равнодушия со стороны взрослых.

Для воспитателя группы беседа с детьми о героях любимых сказок может быть своего рода методом осуществления мониторинга уровня нравственного развития воспитанников. С этой целью можно задать детям ряд вопросов:

   - На кого из героев сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

   - Кого из  перечисленных  сказочных персонажей ты считаешь хорошим? Почему именно его?

  - Если бы ты поймал золотую рыбку (волшебную щуку…),  о чём бы ты её попросил?

  - Если бы ты оказался в этой сказке, как бы ты поступил? Помог бы главным героям?

  - Зачем сказка нужна человеку?

     Данные, полученные  воспитателем в результате беседы, целесообразно использовать как в промежуточной, так и в итоговой диагностике формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.    

     Альбомы для рисования также могут быть использованы воспитателем совместно с  педагогом-психологом детского дошкольного учреждения для изучения эмоционального состояния ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова добрые - слова вечные

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию. Закрепление знаний детей по этикету в старшей группе детского сада....

В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».

В нашей группе прошел проект на тему:  «Добрые слова – волшебные слова»....

«Добрые слова – волшебные слова»

В нашей группе прошел проект на тему:  «Добрые слова – волшебные слова».Карина пришла в детский сад и рассказала, что была в гостях, и  увидела очень красивый цветок точно такой же, как и у ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...

Семинар-практикум для родителей "Позитивное общение: не жалейте добрых слов"

Данный семинар-практикум для родителей  проводится с целью помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.В ходе проведения данного мероприятия ...