Слова добрые - слова вечные
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию. Закрепление знаний детей по этикету в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по социально-личностному развитию в старшей группе

«Слова добрые – слова вечные»

Подготовила воспитатель

старшей группы

Грачева Ольга Николаевна

        Арзамас, 2014 г.


Задачи: повторить и закрепить знания детей об этикете, воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей.

Пособия: кружки красные и зеленые по количеству детей, цветок – ромашка, лепестки отдельно, веер, перчатки.

Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседы об этикете, чтение книги «Энциклопедия поведения» и заучивание стихотворений о правилах поведения, рассматривание иллюстраций по этикету.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы находимся на улице. Какое у нас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг нас холод и стужа (дети вместе с воспитателем поеживаются, охватывают себя руками, дрожат, притоптывают ногами, дуют на руки, потирают пальцы).

Воспитатель: А теперь мы подошли к гостеприимному дому, дверь которого широко распахнута, и добрый голос хозяина сказал: «Проходите, гости дорогие, будьте, как дома». Вздыхаем с облегчением и улыбаемся. Мы вошли и сразу почувствовали тепло, сделайте глубокий вздох. Что вы почувствовали?

Дети: Вкусные запахи: запах хлеба, печки теплой, печеной картошки.

Воспитатель: Вдохнули мы эти запахи и вдруг как чихнем!!! Апчхи!!! А что нам скажет в ответ хозяин?

Хозяин: Будьте здоровы, гости дорогие!

Воспитатель: А мы в ответ что скажем?

Дети: Спасибо!

Воспитатель: И следом?

Дети: Здравствуйте!

Ребенок: Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Воспитатель: Что мы говорим этим словом?

Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.

Ребенок: Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

– Здравствуйте, –

Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Что же означает слово «Здравствуйте»?

Дети: Это слово приветствия, знак доброго отношения людей друг к другу.

Ребенок: Будь здоров, не болей,

Это просьба всех людей

«Здравствуй» стоит лишь сказать,

И не надо объяснять:

Быть здоровыми хотим

И об этом говорим.

Воспитатель: Во все времена считалось верхом невоспитанности, если человек не отвечал на приветствие. Поэтому, чтобы запомнить это слово, повторим его вместе хором.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку.

Показ сценки «Приветствие»

Выходят Витя, Вика и Ксюша.

Вика: Привет, Витя и Ксюша!

Ксюша: Привет!

Витя: А я не стану здороваться!

Вика: Почему, Витя?

Ксюша: Какой ты невежливый, дружок?

Витя: Нет, я вежливый, я вчера с вами здоровался!

Вика: Ты не прав, Витя, здороваться надо каждый день.

Витя: Почему, Вика?

Вика: Потому что так принято!

Витя: Почему – принято?

Вика: Ну, я не знаю. Не мы придумали, не нам и менять!

Витя: Почему не нам менять? Я вот возьму и изменю!

Вика: Ксюша, да объясни же ты ему, что так нельзя себя вести!

Ксюша: Витя, я объясню тебе, как надо себя вести. Вот слушай. Все люди говорят друг другу «здравствуйте» каждый день. Потому что это не простое обращение, а пожелание «здравствовать», то есть хорошее здоровье. Понял?

Витя: Так я же не знал!

Ксюша: И желать его надо каждый день. Каждый день нового здоровья и более крепкого. И еще нужно обязательно уважать старших.

Витя: Почему?

Ксюша: Потому что взрослые прожили жизнь, больше видели, они мудрее и добрее. Ты тоже не всегда будешь мальчиком, вырастишь, будешь взрослым, состаришься.

Витя: Я понял – вежливость это залог всего самого хорошего и даже залог мира между людьми. Ксюша, Вика, вы меня простите? Я ведь не хотел никого обижать!

Вика: Раз так, тогда простим.

Ксюша: Давайте будем вежливыми и каждый день с улыбкой говорить всем окружающим «Здравствуйте»!

Витя: Теперь и я буду вежливым и всем детям и взрослым этого желаю!

(исполнители кланяются и садятся на свои места).

Воспитатель: Приветствие – одно из самых важных правил этикета. А что же такое этикет?

Дети: Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Этикет – французское слово, а в русском языке есть слово «вежливость». Вежливым называют человека, который знает правила поведения и выполняет их.

Воспитатель: Мы с вами хорошо знаем, что правил этикета много. Я предлагаю вам собрать эти правила в один цветок. Перечислите правила, которые вы знаете.

Дети: Правила поведения в детском саду, в транспорте, дома, в гостях, в театре, на улице, в больнице, в магазине, на природе, в школе.

(ребенок, назвавший правило, подходит к доске и прикрепляет лепесток к цветку).

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! Наш этикет собрал свои правила и теперь хочет с вами поиграть. Становитесь все в кружок, возьмитесь за руки, покажите этикету, какие вы дружные, и каждый по очереди, назовите цветочку правила поведения в детском саду.

В детском саду не плачь о маме.

Во всем слушайся воспитателя.

Сначала подумай, потом сделай.

Не прячься от воспитателя.

Если что-то болит, скажи воспитателю.

Береги игрушки.

На прогулке не пачкайся.

Не ходи в мокрой одежде.

Перед едой мой руки с мыло.

Учись пользоваться столовыми приборами.

Помогай нянечке накрывать на стол.

Никого не обижай.

Спи во время тихого часа.

Собираясь на прогулку, одевайся побыстрей возле своего шкафчика.

Не бери в рот грязные предметы.

Воспитатель: А какие стихи вы знаете о правилах поведения?

Не уходи из детского сада один, дождись родителей

Зайчик мамы не дождался

И домой засобирался:

– Мне совсем недалеко,

Добегу один легко!

Тетя Утка не пускает,

Зайцу строго объясняет:

– Никогда, прошу, друг мой,

Не ходи один домой!

Лучше маму подожди,

Только с мамой уходи!

Уходя домой, отпросись у воспитателя.

Вот и вечер на подходе.

За зверушками приходят

Мамы, папы, дяди, тети.

Вы сейчас домой пойдете.

Воспитатель должен знать:

Вы пришли уже забрать?

Сообщили? Хорошо.

До свиданья, день прошел!

Воспитатель: Вы сегодня назвали много разных правил. О еще одном правиле нам расскажут Вероника и Андрюша.

Вероника:

Пропали перчатки и веер пропал!

Ну как же теперь мне явиться на бал?

Ведь я нарушать этикет не могу.

Андрюша: Не плачь, я тебе помогу.

Вот веер, а вот и перчатки подстать.

И можно теперь нам пойти танцевать.

Воспитатель: Кавалеры, приглашайте дам на танец!

Музыкальная пауза

Воспитатель: Вы все давно ходите в детский сад, у каждого из вас есть друзья. А у дружбы тоже есть свои правила, а вот, знаете вы их или нет, мы сейчас проверим. Я буду называть ситуации, а вы молча, не выкрикивая, будете показывать красный кружок, если не согласны и зеленый кружок, если согласны.

Дидактическая игра «Красный, зеленый»

1) никогда не делись игрушкой с другом.

2) старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

3) не старайся всегда быть первым.

4) злись и завидуй, когда проигрываешь.

5) не ссорься с друзьями, старайся играть дружно        .

6) никогда не уступай, спорь по пустякам.

7) зазнавайся, если что-то можешь делать лучше других.

8) умей принять помощь, совет и замечание друга.

9) если друг попал в беду, не помогай ему.

10) решай споры словами, а не кулаками.

Воспитатель: Вы справились с заданием, а значит, я думаю, вы можете дружить.

Мы поговорили о многих правилах. А сейчас мне хочется послушать, знаете ли вы, как в других странах приветствуют люди друг друга. У нас это слова «здравствуйте», «добрый день», а в других странах?

Дети: В Америке хлопают по плечу, обнимаются, во Франции целуют в щеку, в Японии соединяют ладони и кланяются, в старину делали реверансы, поклоны, военные поднимают руку к головному убору.

Воспитатель: Действительно, приветствовать можно по-разному, но что самое главное в приветствии?

Дети: Самое главное – это улыбка.

Воспитатель: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. Она создает атмосферу счастья и добра. Улыбайтесь друг другу чаще. А сейчас посмотрите на наш цветок, что вы видите?

Дети: Он улыбается!

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Он радуется, потому что мы сегодня много говорили об этикете, о том, какие правила в нем есть, рассказали о правилах поведения в группе.

Воспитатель: А чтобы наш цветок никогда не унывал, Вика расскажет ему стихотворение.

Люби детский сад – твой второй дом

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют.

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают.

Детский сад – второй наш дом.

Как тепло, уютно в нем.

Вы его любите, дети!

Самый добрый дом на свете!

Воспитатель: ваши мамы, папы и я хотим, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы, воспитатели, будем вами гордиться!


Список литературы

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры и задания по чудо-воспитанию. – М.: Изд-во, 2006. – кол-во стр.

2. Шалаева Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Изд-во, 2006. – кол-во стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Доброму слову-добрый ответ"

Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.3. Отрабатывать правильное произно...

Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».

Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...

Литературная гостиная, посвященная Дню Матери. «Слово вечное, святое – мама»

Цель: развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье....