Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Доброму слову-добрый ответ"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Студеникина Елена Владимировна

Программные задачи:

1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.

2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.

3. Отрабатывать правильное произношение звука [С], продолжать работать над дикцией – говорить тихо, громко, отчетливо произносить слова и словосочетания.

4. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

5. Воспитывать дружелюбие.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobromu_slovu-dobryy_otvet.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»

Коммуникативная деятельность

Автор: Студеникина Елена Владимировна, МАДОУ № 63 г. Томска

Программные задачи:

1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.

2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.

3. Отрабатывать правильное произношение звука [С], продолжать работать над дикцией – говорить тихо, громко, отчетливо произносить слова и словосочетания.

4. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

5. Воспитывать дружелюбие.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Художественная литература».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Материалы и оборудование: заяц, лиса, клубок ниток, магнитофон и запись голоса Лисы; презентация сюжетных иллюстраций; шапочки для сказки «Теремок»; ширма-домик.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, настольный театр, игра «Назови соседа ласково».

Содержание образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Под музыку Шаинского «Дружба» в группу входят дети, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель: Чтобы гости смогли узнать наши имена, давайте назовем друг друга по имени ласково. Вспомните, когда называешь имя, надо взять за руку, посмотреть в глаза, улыбнуться и сказать нежно-нежно, вот так. (Воспитатель показывает, называя по имени рядом стоящего ребенка.)

Таким образом, дети, называя друг друга, оказываются все вместе, взявшись за руки.

Воспитатель: Вот какие мы дружные и добрые.

2. Сюрпризный момент.

Вдруг на ковер падает клубок ниток. Воспитатель пытается его взять, а он все норовит выскользнуть из рук. Оказывается, это волшебный клубок. Воспитатель делает так, что клубок останавливается у стульчика, на котором сидят лисичка и зайчик. (Стул отвернут от детей, зверей детям не видно.) Дети вмести с воспитателем идут к стулу.

Воспитатель: Ах, вот кто здесь притаился! Посмотрите, ребята, кто это? (Лисичка, зайка.) Посмотрите, какие они красивые.

Дети присаживаются на стульчики.

Составление описательного рассказа об игрушке.

Воспитатель предлагает детям рассказать об игрушке. (Можно для примера рассказать детям о лисичке.)

Воспитатель: Лисичка наша – красавица. У нее остренькие ушки, черные глазки, рыжая шубка и длинный пушистый хвост. Она такая хорошая, что хочется с ней играть.

Ребенок: А мне нравится белый зайка. У него длинные ушки, глазки-пуговки. Сам такой мягкий, что хочется его обнять.

Воспитатель предлагает еще одному ребенку рассказать о лисичке.

Из магнитофона раздается голос, Лиса начинает двигаться: Я самая красивая. А значит, что прикажу, то и будет! Все мне нипочем, потому что я самая лучшая. Понял, заяц?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лисичка воспитанная? (Она хвастунья, вредина, не воспитанная)

– Да, лисичка, красота у тебя есть, а вежливости не хватает. Наверное, не знаешь ты добрых слов. Ребята, давайте поучим нашу лисичку вежливости.

– Ребята, почему мы так говорим: «Доброму слову – добрый ответ»? (Когда говоришь добрые слова, – пожалуйста, спасибо, здравствуйте, доброе утро – то у тебя хорошее настроение и все получается, и другим от этого приятно и радостно)

- Ребята, а Вы по утрам здороваетесь с воспитателями, когда приходите в детский сад? Какие слова Вы говорите?

-Молодцы.

– Послушайте стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера!

Игра «Подбери добрые и вежливые слова».

Ребята, давайте подойдем к магнитной доске и рассмотрим иллюстрации.

Воспитатель показывает детям иллюстрации-ситуации:

– Утром тебя будит мама… (Я скажу «доброе утро».)

– Мальчик хочет попросить книгу… (Дайте, пожалуйста, книгу.)

– За вкусный обед мы скажем… (Спасибо большое.)

– При встрече с соседом… (я говорю «здравствуйте».)

– При расставании мы пожелаем… (Всего хорошего.)

- Друг уезжает… (Счастливого пути!) А что еще можно сказать? (До скорой встречи!)

Звучит «голос Лисы» из магнитофона: Простите меня, пожалуйста… Я поняла, как это важно – быть вежливой. Я вежливо приглашу друзей в гости и скажу так: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Приходите, пожалуйста, в гости, мы будем вместе играть».

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, придут к лисичке друзья? (Обязательно придут, она поздоровалась и сказала «пожалуйста».)

– Посмотрите, зайка и лисичка! Наши ребята не только вежливые, но и дружные. И вот какой танец они любят танцевать.

 Физминутка. Танец парами.

Раз – ладошка, два – ладошка,

Мы потопаем немножко.

Мы покружимся с тобой

И обнимемся, друг мой!

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем нашим гостям сказку «Теремок»! Ведь эта сказка о дружбе и вежливости.

– Как называется профессия человека, работающего в театре, который играет роли разных героев? (Актер)

– Кто хочет быть актером в нашем спектакле «Теремок»?

Воспитатель помогает детям надеть шапочки.

 Помогая, воспитатель говорит о том, что надо сказать волшебные слова, чтобы спектакль был интересным.

Артикуляционная гимнастика. 

Слова надо выговаривать четко, проговаривая каждый звук. Говорим сначала тихо, потом громко и хлопаем в ладоши. Воспитатель показывает, а затем говорит вместе с детьми!

Сказка, сказка, отзовись!

Сказка, сказка, появись!

Театрализация сказки.

По окончанию сказки дети хлопают в ладоши. Воспитатель хвалит и благодарит детей.

Рефлексия.

– Понравилось вам, лисичка и зайчик? (Воспитатель делает так, чтобы игрушки «кивнули».)

– А вам, ребята, понравилось? (Да!)

– Ребята, как вы думаете, смогут ли лисичка и зайчик быть вежливыми? (Да.)

– Значит, не напрасно вы рассказали о том, как важно быть воспитанным, вежливым и добрым. Ребята, как вы считаете, может, лисичку и зайчика оставить у нас в гостях или отпустить их к себе домой?

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»( решение задач на противоречия)          чт., 29.08.2013

Автор:

Муслимова Айна Хабибулаевна ,

воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад "Танюша

Сургутский район п.Фёдоровский

Программное  содержание:

Создать условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний,  умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций  ,  радоваться  успехам  других,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

Правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание .

Обогащение  словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация  словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями:

Консультация: «Игра и речь».

Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,

 Использование  картотек: пальчиковые игры.

Решение проблемных ситуаций.

 

1.Организационный момент.

Игра психологической  направленности «Приветствие»(1 минута)

Собрались  все  дети в круг    

Я твой  друг, и ты  мой  друг.                                    

Вместе  за  руки  возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

 2.Сюрпризный  момент.   К детям  приходит  Знай-ка.

Противоречия в  зиме.(3 минуты)

Знайка: Здравствуйте,  ребята,  вы  узнали  меня? Я, Знайка.

Как  я  люблю зиму! Ведь  зимой мой самый  любимый  праздник. Новый  год! И  елку  надо  украшать, и Дед    Мороз  подарок дарит.

Вот  этот подарок я  храню  с  нового года.       Жду  не  дождусь  нового! Потому  что  зима,  мое самое  любимое  время  года.

В:  Знайка,  не только ты  любишь, это  время  года. Я думаю, нашим  ребятам  тоже  нравится  зима. А ты  садись,   Знайка  и послушай,  что дети  расскажут   о зиме.

 - Ребята за что   вы  любите  зиму?                

Д: Можно на санках и на  лыжах кататься.            

И в снежки  играть  можно,  крепость  из  снега строить. Лепить  снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Можно  проводить  опыты.

Можно  снег растопить  в группе и талой водой  поливать  комнатные растения.

В: Неужели все хорошо зимой? .А, что  плохо зимой

Д: Плохо,    когда  сильные  морозы, можно  замерзнуть.

Когда  гололед можно поскользнуться упасть.  И  повредить себе  что нибудь.

Очень  опасно, когда  сильные  снегопады.

В: Значит выходит, что    зимой  тоже есть, и хорошее,  и  плохое.        

3.Игра«Что  бывает  летом,  что  бывает  зимой».(2 минуты)

В: Ребята, сможете ответить, чем  зима  отличается  от  лета?

Сейчас мы  поиграем с вами.

Я  буду  говорить, что  бывает  летом, а вы ребята, что  бывает  зимой

В: А еще есть замечательная игра в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.

Летом -  жарко, а зимой  

Д:  - холодно.

В: Летом  на  деревьях  листья,  а   зимой  –

Д: листьев нет (или  лежит снег)

В: Летом  день  длинный, а  зимой –

Д: короткий.

В: Зимой  солнце  низко, а  летом  - Д: высоко.

В: Летом  гуляют на  улице много,  а  зимой - Д:  мало.

В: Зимой рябина  сладкая,  а  летом –

Д: кислая.

В: Зимой  птицам  голодно,  а  летом –

Д:  сытно.

В: Зимой  земля  покрыта  снегом,  а летом  - Д: песком,   травой.      

4. Физминутка«Морозная  зима».(1 минута)

Солнце  землю  греет слабо.

по  ночам  трещит    мороз.

Во дворе  у  снежной  бабы

побелел  морковный  нос.

В  речке стала  вдруг  вода  не  подвижна  и тверда.

Вьюга, злится, снег  кружится

заметает  все  вокруг белоснежным  серебром.                                                    

5. Пальчиковая гимнастика     «Лето». (1 минута)

Вот и  лето наступает

Всех  на  отдых  приглашает.

Будем  плавать,  загорать,

И  на  даче отдыхать.

6. Дидактическая  игра  с  мячом. (3 минуты)

В: А сейчас  поиграем  с  мячом, я называю  слово, а  вы ребята,  рассказываете, что  оно  представляют.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый  год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава  солнце.

Мороз  – холодно, зима, Дед  Мороз.

7. Игра   «Подбери  признаки».(2 минуты)

Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

В: Зима,  какая?

Д: холодная, морозная,  снежная, веселая.

В: Лето, какое?

Д: жаркое  солнечное,

веселое, красочное.

В: Снежинка, какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

8. Артикуляционная  гимнастика.(1 минута)

В: Ребята,  какие звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе?

В: Как  завывает  вьюга

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

В: Как  морозным  днем хрустит под  ногами  снег?

Д: ХР-ХР-ХРХР!

В: Как дворник  сметает с порога  снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

В: Какой  звук  издают  скользящие  по  лыжне   лыжи?

Д: С – С - С - С!

9.Дыхательное  упражнение«Снежинка»(1 минута)

В: Представьте  себе, к вам   на  варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть

(вдох  носом и  короткий  сильный  выдох),

(вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  губы).

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок  (вдох  носом  и  медленный  прерывистый  выдох).

10. Проблемная   ситуация (4 минуты)

Знайка: Ребята,  какие  вы  молодцы! Вы  очень  многое  знаете  о  зиме и  о  лете. Но  у  меня  сложилось  такая  ситуация я  один  не  смогу  помочь  бабушке  и  дедушке.

Вы  ребята, поможете  мне?

Д:  Да, поможем!

Знайка: Моя  бабушка живет   далеко  на  юге  и  никогда  не  видела  снега, а дедушка  живет  на  Крайнем  Севере, там  снег  никогда  не  тает. Чтобы  мне придумать, чтобы  бабушка  смогла  потрогать  снег, а  дедушка - траву  и  деревья.

(Только  переезжать  никуда  они  не  хотят).

Знайка: Спасибо  большое! Вы  мне  очень помогли! Я  сейчас же  напишу  письмо  и  расскажу  все,  что  вы  придумали! Представляю, как обрадуются  дедушка  и  бабушка. Это  для  них  будет сюрприз.  До свидания  ребята!  

Обсуждение проводится в  режиме «мозгового  штурма».  Сначала высказываются   различные  варианты (без  критики), которые затем  анализируется,  и  выбираются   наиболее  удачные.

11. Итог.Рефлексия«Цветочная  поляна»(1 минута)

В: Ребята, если  вам сегодня  было  интересно, если  вы  любите играть  в  игры, нравится  находить  противоречие, то посадите на  полянку  красные  цветочки. А если вам  нравится  и не  нравится, то  желтые  цветочки.

Было     неинтересно, скучно -   посадите   синие   цветочки.

Ребята, я вижу, что вам понравилось.

 

Литература:

М.Чёрный «Весёлое путешествие  в Игранезию, Вопросилию, Загадандию» ;

О.А.Белобрыкина «  Маленькие волшебники или на пути к творчеству»:

О.А.Белобрыкина « Речь и общение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»

Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....