Метапредметная диагностика
учебно-методический материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Система мониторинга сформированности личностных результатов в основной школе

Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного   результата.  При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации.

Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие задачи: - Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов воспитывающей среды ОУ;

 - Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии системы воспитания в ОУ;

- Оценить динамику качественно-количественных изменений личности, позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и факторы, обусловившие эти изменения;

 - Выявить  факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;

- Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности личностных результатов.

Для проведения мониторинговых исследований существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Так как мы рассматриваем систему мониторинга в основной школе, то наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему:

1.      Входной контроль.  Его целесообразно проводить в первом полугодии 5 класса, на этапе перехода в основную школу. Кроме того, входной контроль есть своего рода точка отсчета, которая позволит нам наблюдать динамику развития.

2.      Промежуточный контроль. Проводится обычно в середине или конце 7 класса, т.к.  этот период обычно характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

3.      Итоговый контроль. Является результатом и проводится в середине или конце 9 класса, т.е. на этапе завершения основного общего образования. В период с 7-го по 9-ый классы происходят изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с точки зрения показателей развития.

Мы используем следующие методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов.

  1. Наблюдение;
  2. Тестирование,
  3. Анкетирование;
  4. Альтернативные методы исследования;
  5. Портфель достижений ученика;
  6. Оценка уровня развития личности.

Альтернативные методы исследования: испытания в форме эссе, защиты исследовательских проектов учащимися, научных экспериментов, дебатов, ток-шоу, различных презентаций, дискуссий, ролевых игры, художественных работ учащихся, являющиеся практическими результатами их деятельности.

 Такие формы как Дебаты и различные Ток-шоу не только помогаю научить школьников рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии, но их можно еще использовать как ключевые мероприятия для определения сформированности коммуникативных личностных результатов.

Планируя воспитательную работу на учебный год, мы определяем некоторые мероприятия в качестве ключевых. В процессе проведения ключевого мероприятия Экспертный совет (заранее назначенный) фиксирует свои наблюдения за особенностями поведения обучающихся в Карте наблюдений. 

Среди критериев оценки выбраны следующие:

1. Поведение

 - проявляет активность, инициативу, открытость;

- опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор;

 - регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

- оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

 2. Особенности общения

- проявляет контактность, доброжелательное отношение в общении;

 - принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

 - длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением;

3. Мотивация

- проявляет заинтересованность содержательной стороной деятельности  (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);

- проявляет заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

- проявляет заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).

Карта наблюдений содержит аналитический материал, на основе которого можно делать определенные выводы.        В течение нескольких лет мы изучаем уровень воспитанности ученика.

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4. уровень сформированности нравственной культуры;

5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);

При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива.

По результатам мониторинга классный руководитель и воспитатель может наблюдать, в каких областях им, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед.

За основу мониторинга уровня воспитанности нами взята методика Н.П. Капустина (Приложение №1), так как она, по нашему мнению, максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС. В ней отражены такие критерии как:

  1. Любознательность \эрудиция
  2. Трудолюбие
  3. Бережное отношение к природе
  4. Отношение к школе
  5. Красивое в жизни школьника
  6. Отношение к себе

Этапы реализации системы мониторинга личностных результатов

в ГБОУ «РМШИ»

Нормативно-установочный. Были утверждены цели и задачи мониторинга личностных результатов, его основные показатели и критерии,  комплект диагностических методик.

Исходя из того, что мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения, была сформулирована цель: 

- Отслеживание процесса развития личности обучающихся основной школы для проектирования и своевременной корректировки воспитательной среды  в ОУ;

Задачи: 

- Определение уровня сформированности личностных характеристик каждого ученика;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик целого класса; - Определение проблемных зон и разработка на этой основе комплекса мероприятий, способствующих формированию тех или иных качеств личности;

- Анализ и коррекция задач, направленных на   совершенствование воспитательного процесса в ОУ;           

 На начальном этапе перед учителями стояла задача вычленить те показатели развития личности, которые будут предметом мониторинга. За основу был взят Портрет выпускника основной школы. Были предложены следующие показатели:

 - Оценка уровня сформированности  гражданского самосознания;

 - Оценка уровня коммуникативных навыков учащихся;

- Оценка уровня школьной мотивации;

 - Оценка сформированности жизненных ценностей;

- Оценка ориентации на здоровый образ жизни;

- Оценка уровня толерантности.

Так были разработаны следующие способы фиксирования результатов:

- Дневник наблюдений воспитателя, классного руководителя;

- Карта наблюдений за особенностью поведения личности (по итогам "ключевого" мероприятия - КМ);

- Информационная карта воспитанности ученика;

- Шкала оценивания Портфеля достижений.

Следующим этапом был разработан был составлен календарный план-график проведения основных мониторинговых процедур в течение учебного года.

 В качестве инструментария были выбраны следующие мероприятия:

Метод оценки

Класс

Сроки проведения

Самоопределение

.

Анкета "Сформированность гражданского самосознания".

7,9

декабрь

Анкета "Сформированность толерантности школьника".

6

декабрь

Эссе "Какой я вижу свою будущую семью?"

6,7,8

Январь

Смыслообразование

-Анкета "Сформированность коммуникативных навыков учащихся"

5,7,9

Ноябрь

-Анкета "Школьная мотивация".

5

Ноябрь

Анкета "Что вы знаете о ЗОЖ?"

7,9

Октябрь

Морально-этическая ориентация
.

Анкета "Изучение жизненных ценностей".

6,7,8

Февраль

КМ  Дебаты "Кто голосует за смертную казнь?".

10-11

Февраль

КМ Ток-шоу "Какого человека можно назвать красивым?

8,9

Март

Презентация Портфеля достижений.

5,6,7

Март

Оценка уровня развития личности.

Уровень развития личности по методике Н.П. Капустина.

5-9

Май


2. Аналитико-диагностический этап.

Организован сбор информации с помощью подобранных методик, произведена количественная и качественная обработка полученных результатов, выработана стратегия оценки уровня полученных результатов. Получаемая информация может найти широкое применение в работе педагога, так как благодаря ей  он получает возможность:

 - отслеживать и корректировать развитие личности подростка;

- спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми;

- грамотно составить воспитательную программу класса;

- выбирать эффективные формы и технологии проведения воспитательных мероприятий;

- обеспечить эмоциональную комфортную образовательную среду для каждого ребёнка и др.

 А также в качестве аналитического материала для администрации по созданию эффективной образовательной среды в ОУ.

3. Прогностический этап.

Осуществлено прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития системы мониторинга сформированности личностных результатов  в соответствии с полученным уровнем и причинно-следственным анализом состояния объекта мониторинга, разработан план педагогических коррекционных мер.

На данном этапе был сделан вывод, что уровень сформированности личностных результатов не всегда наглядно проявляется в ходе анкетирования, и наоборот, названные нами "альтернативные" методы, помогают полнее раскрыть личностные качества подростка. Необходим выход на более высокий творческий уровень оценивания. Было принято решение продолжить работу по отбору эффективных технологий альтернативного оценивания.

4. Итогово-диагностический этап.

На данном этапе определена степень эффективности, результативности мониторинга сформированности личностных результатов у обучающихся основной школы-интерната.

Таким образом, созданная и апробированная  система внутреннего мониторинга сформированности личностных результатов  позволила, с одной стороны, дать  оценку их сформированности у обучающихся, с другой стороны,  устанавливать эффективность управления воспитательной деятельностью ОУ. На основании полученных результатов сформулированы методические рекомендации по повышению эффективности  образовательной среды в основной школе.

Приложение 1

Диагностика уровня воспитанности школьников (методика Н.П. Капустина) Анкета для учащихся 6–9-х классов

Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности.

 Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:

5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;

 4 – часто;

3 – иногда;

2 – редко;

1 – никогда.

Если какое-то качество затрудняются оценить, то оценка не ставится.


Качества личности и их показатели

.

Я оцениваю себя

Оценка

родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию:

  • мне интересно учиться
  • я люблю читать
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
  • мне нравится выполнять домашние задания
  • я стремлюсь получать хорошие отметки

Сформированность мотивации к обучению и познанию:

  • я старателен в учебе
  • я внимателен
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
  • мне нравится дежурство в школе

3. Сформированность основ гражданской идентичности:

  • Я люблю свою Родину
  • Я уважаю традиции своего народа
  • Я уважаю людей другой национальности
  • Я добрый и отзывчивый, готов прийти на помощь;
  • Я всегда честен;

4. Социальные компетенции, личностные качества:

  • я выполняю правила для учащихся
  • я добр в отношениях с людьми
  • я участвую в делах класса и школы

5. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • я аккуратен в делах
  • я опрятен в одежде
  • мне нравится красивое вокруг меня
  • я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой
  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
  • у меня нет вредных привычек
  • Забочусь о здоровье;
  • Умею правильно распределять время на учебу и отдых;

7.Я и природа:

  • Я берегу землю;
  • Я берегу растения;
  • Я берегу животных
  • Я берегу природу;

Самооценка учащегося, оценки родителей, учителей суммируются, выводится итоговый балл по каждому качеству личности ученика и вписывается в последнюю колонку таблицы. Из этих баллов выводится средний балл по каждому качеству личности ребенка. В результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7 оценок.

Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

 Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

 3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

 2,8 – 2 – низкий уровень (н)



Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. – www.ablest.ru

3. Гущин Ю.Ф.Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Татур А.О., Челышкова М.Б. Российский опыт построения и актуальные проблемы развития образовательного тестирования. //Российский и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования. Материалы к семинару. – М.: «Образование от А до Я», 2000.

4. Лиознова Е.В. Разработка и апробация метода диагностики особенностей развития субъекта общения (ОРСО) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.334–344. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n2/70355.shtml

5. Попов В.Г., Голубков П.В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000, № 2, с.31.

6. Семенов И. Н, Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического исследования мышления. Сб. «Исследование проблем психологии творчества» / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983, с. 154-181.

7. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред. Г.В.Бурменской. - М.: МПСИ, 2004.

8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметная диагностика.

Свидетельство о прохождении ознакомительного тренинга для педегогов "Метапредметные умения"...

Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников

Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работниковПредмет диагностики: Воспитатель, методист ...

Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников

Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций  (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...