Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
статья

Алферова Оля

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Поэтому, для взрослых главное – не упустить ранний возраст для их развития. В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дошкольный путь к знаниям. Художественное творчество имеет большое значение для умственного воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_deyatelnost_dlya_publikatsii_i_attestatsii.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.      Подготовила: воспитатель Алферова Ольга Игоревна.

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Поэтому, для взрослых главное – не упустить ранний возраст для их развития. В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дошкольный путь к знаниям. Художественное творчество имеет большое значение для умственного воспитания ребенка. В процессе художественного творчества постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире. На основе представлений дети знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и др.) В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

Изобразительная деятельность формируется постепенно. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития.

Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила цель — развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Изучив современные технологии по развитию изобразительной деятельности такие как: особенности работы с композицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации. Художественные техники. В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов. Техники с использованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие. Техники с использованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов). Техники с использованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный. Техники с использованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дисками Техники с использованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Я считаю, что использование данных технологий, подстроенных под определенный возраст ребенка , педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей..
Формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса помогает чтение знакомых произведений и рассматривание иллюстраций известных художников. Рисунки в книге являются одним из первых произведений  искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве.

В своей работе использую нетрадиционные техники рисования и лепки, так как дети с большим любопытством и интересом используют необычные материалы. После игры с мыльными пузырями малыши рисовали их колпачками от фломастера. Красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятым кусочком бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой  по манной крупе. Используя разные семена, зёрна, бусины, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки. Создание коллективных композиций «Листопад», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

Я постепенно ввожу детей в созданный художниками мир линий и красок для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Так, например, в работах Ю. Васнецова очень большую нагрузку несет цвет. От него так и веет радостью и усиливает восприятие образов. С детьми рассматриваю не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Благодаря творчеству замечательных мастеров я постепенно формирую интерес у детей к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Современные технологии развития художественной деятельности детей...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста.

Об использовании в работе с детьми иновационного материала "Кинетический песок"....

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...