Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Мингазова Лейсан Гамилевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

Выступление

«Использование  здоровьесберегающих технологий

в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Здоровье сбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Поэтому на современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии позволяют детям дошкольного возраста успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу проводить профилактику асоциального поведения.

В настоящее время здоровьесбережение педагогические технологии разделяют на три большие группы.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, соляная комната, ароматерапия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж, биологическая и обратная связь.
3. Коррекционные технологии: арт-терапия. Сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.
В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на использовании здоровьесберегающих технологиях в экологическом воспитании. Экологическое воспитание – ознакомление детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников – есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
       Использование здоровьесберегающих технологии в экологическом воспитании обеспечивают становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами и приобщают к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фито баров)

- всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников является разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения комплекса педагогических условий, способствующих укреплению здоровья дошкольников и формированию у них ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих с учетом особенностей загрязненной городской среды посредством использования современных здоровьесберегающих технологий, имеющих экологическую направленность.

         Здоровьесберегающие технологии предусматривают:

— физическое здоровье;

— физическое развитие;

— психическое развитие;

— социальное здоровье.

         Принципы здоровьесберегающих технологий:

— не навреди;

— сознательности и активности;

— непрерывности;

— систематичности;

— последовательности;

— доступности;

— индивидуальности

Структура и содержание особой формы организации образовательного процесса является: игры-эксперименты, игры-путешествия, дидактические игры, элементы сюжетно-ролевой игры, подвижные экологические игры малой, средней и большой подвижности в ООД и на прогулках, физминутки, оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры), «хромотерапии», т. е лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения. Все эти игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей. 

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Через игру они активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому. 

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

Правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

Литература
1. Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в
дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.
2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ,
2001.
3. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост.
С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Семененко Е.А. Использование песочной терапии в логопедической работе // Дошкольная
педагогика. – 2010. - №7.
7. Юматова Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. – 2013. - №2.

 1. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003

2. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

3. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

4. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

Презентация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

В презентации рассматривается классификация игр, особенности игровой деятельности по возрастным группам....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Выступление на муниципальном семинаре "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов"...