Выступление на муниципальном семинаре "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
материал по окружающему миру

Селиверстова Анна Константиновна

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.01.2022_vystuplenie_ekologiya_ds_no17.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов»

Выступление 18.01.2022 на муниципальном семинаре «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовили старший воспитатель Иванова Л.В.,

воспитатель Селиверстова А.К.

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №23

Слайд №1

Титульный лист. Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов».

Слайд №2

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление об экологии и окружающем мире.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. 

Главная задача экологического воспитания - это воспитание в детях доброты  и человечности бережного отношения к природе , к людям, к самому себе , видения прекрасного , воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

На занятиях педагоги знакомят дошкольников с представителями животного и растительного мира и рассказывают о деятельности человека, которая наносит вред природной среде. Формировать бережное отношение к природе необходимо с ранних лет. Достигнуть этого можно совместными усилиями педагогов и родителей, познакомив детей с многообразным миром природы.

Слайд №3

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопрос, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Педагоги нашего  детского сада каждый учебный год реализуют познавательно-исследовательские проекты  по разным направлениям развития образовательной деятельности. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию.  

Год

Проекты

2016 - 2017

Общесадовский «Мир вокруг нас»: «Елочка красавица», «Огород на окне»,  «Братья - наши меньшие», «Знакомьтесь с Красной  книгой»,  «Мир комнатных растений» , «Пернатые друзья», «Прогулка в лес».

2017 - 2018

«Хлеб всему голова»  

2018 - 2019

«Кошки – домашние животные», «Жили – были ёжики»,  «Огород круглый год»                                

2019 - 2020

«Елочка - красавица», «Мой домашний питомец», «Огород круглый год»    

2020 - 2021

Общесадовский «Земля наш общий дом!»: «Экологическая тропа», «У кормушки», «Домашние животные», «Лук – наш зеленый друг!», «Во саду ли в огороде», «Растения на окне», «Птицы Весны», «Удивительная планета Земля», «Комнатные растения», «Круговорот воды в природе».  

Слайд №4

Мы подробно остановимся на нескольких проектах: «Кормушка для птиц» один из первых моих проектов в котором принимали участие воспитанники старшей группы «Почемучки».

Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, воспитывать любовь к природе.

Задачи:1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнее время

4. Научить детей правильно их подкармливать.

Слайд №5,6

На начальном этапе нашего проекта  в нашем учреждении проходил конкурс  на лучшую кормушку для птиц. Родители вместе с детьми делали кормушки и участвовали в конкурсе. Затем мы  детям рассказывали и показывали, что бывают различного вида кормушки: из картона, пластика, дерева, бумажных пакетов, пряники для птиц и т.д. Ну и конечно с детьми проработали вопрос – чем наполнить кормушки. Какой корм предпочитают  различные птицы.

Слайд№7

 Вместе с этим мы рисовали, лепили, делали аппликацию.

 Слайд№8

 Ну и конечно готовили своими руками так называемые «Пряники для птиц» и затем вывешивали их на улицу.

Слайд № 9,10

Разрабатывали и играли в дидактические игры по теме. Постоянно проверяя наполняемость кормушек. И на завершающем этапе проекта проходил открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Птицы нашего города».

Слайд № 11

Еще в моей группе с детьми младшего возраста проходил проект «Огород на окне».

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

-Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; 
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; 
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; 
-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями. 
-Формировать у детей знания о росте и потребности растений. 

Слайд № 12, 13, 14

Вначале мы рассматривали с детьми семена. Затем  подготовив грунт, начали поэтапно высаживать лук, укроп, перец и другие овощные культуры. Дети отслеживали рост.  Контролировали полив, ухаживали. Говорили о том, какие условия благоприятно сказываются на росте растений. Учили детей наблюдать и делать первые выводы. Также проводи рисование, аппликацию, лепку. Читали сказки про овощи, играли в дидактические игры, отгадывали загадки. В завершении проекта был проведен открытый показ на уровне ДОУ. И на городской неделе педмастерства было показано занятие  «Волшебно - огородная сказка». С этим проектом я учувствовала в региональном конкурсе «Наше Подмосковье».

Слайд№15

В прошлом учебном  году нами  был выбран проект «Экологическая тропа»

Цель проекта: Использование благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; знакомство с разными объектами  живой природы.

Задачи:

  • Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
  • Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Слайд № 16, 17

В начальном этапе работы  нами  было проведено тщательное обследование территории и выделение наиболее интересных для этого возраста объектов. Далее была составлена картосхема тропы с нанесением маршрута и всех объектов. Было подобрано оборудование для организации занятий, проведения опытов , наблюдений и игр. Первым объектом нашей тропы стал «Птичий городок» - здесь мы разместили кормушки, повесили скворечники для наблюдения за птицами нашего двора. Вторым объектом тропы у нас был «Цветник»-  заранее мы провели проект «Во саду ли в огороде». В котором мы вместе в детьми посадили рассаду цветов и наблюдая за процессов роста. Ухаживали за ней. И затем высадили ее на клумбу.

Слайд№18

Третьим объектом стал наш «Огород» - мы тоже совместно в проектом «Во саду ли в огороде» Сажали рассаду овощей. Следили за ростом, отмечали что изменилось.

Слайд №19, 20

Чтобы в дальнейшем высадить и вырастить овощные культуры. Дети узнали такие понятия как: пикирование, прореживание, рыхление, полив. Узнали  и увидели разницу между выращиванием рассады в открытом грунте и парнике.

Слайд№21

Для лучшего  запоминания детьми овощных культур, были сделаны таблички с картинками и названием посаженного овоща.

Слайд№22

В конце мы собрали урожай, научились сравнивать и делать выводы.

Слайд № 23

Четвертым объектом стала «Березовая роща» - мы рассказали  про это дерево, рассматривали картинки,  выделяли особенности строения и т.д.

Слайд №24

Пятым объектом была красавица «Ель» - мы много говорили про нее, были отмечены такие особенности как цвет, строение, где растет и что является символом Нового года.  

Нами также нами был собран и составлен альбом растений «Вершки- корешки». В завершении проекта прошел показ занятия «Во саду ли в огороде».

Слайд№25

В моей группе совместно с детьми и их родителями  мы учувствовали в акции «Лес Победы». Мы высаживали туи в виде птичьего клина.

Слайд№26

И также учувствовали в акции «Покорми птиц зимой». Видеоролик.

Слайд№27 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Выступление на семинаре "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Основной задачей педагогов является воспитание достойного гражданина РФ...

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»

Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в сад.Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребё...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных...