Методическая разработка "Системно-деятельностный подход в теории и в практике ДОУ. Сравнительный анализ"
методическая разработка

Дрыгина Наталья Алексеевна

Системный подход -это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать как в детском саду и школе, так и в обычной жизни. Деятельностный подход -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Любая деятельность включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Деятельностный подход ставит ребёнка в активную позицию деятеля. В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. В основу организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО положен системно-деятельностный подход. Это единство и объединение системного, разработанного учеными нашей отечественной науки и деятельностного  подходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в теории  работы ДОУ 

 (1 слайд) Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических  умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте жизненной ситуации или модели будущей деятельности, как «научение жить здесь и сейчас». Это такие специфические умения, которые требуются человеку, чтобы выжить в современном мире:  как научиться познавать, чтобы получать знания; как научиться делать, чтобы работать и зарабатывать; как научиться жить и жить вместе, чтобы быть, существовать и взаимодействовать.

(2 слайд) Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации и введение новых нормативных документов, в том числе стандарта дошкольного образования, тому подтверждение. Стандарт разработан на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции РФ, законодательства РФ, в соответствии с которыми утверждены  базовые ценности российского дошкольного образования.

(3 слайд) Задача стандарта - позитивная социализация и достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей. Современный подход к развитию ребёнка заключается в необходимости учитывать такие два условия как учет естественной активности ребёнка  и деятельностный подход. Педагог должен стремиться создавать условия к мотивации деятельности ребенка.

Системный подход -это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать как в детском саду и школе, так и в обычной жизни.

Деятельностный подход -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Любая деятельность включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Деятельностный подход ставит ребёнка в активную позицию деятеля. В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

В основу организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО положен системно-деятельностный подход. Это единство и объединение системного, разработанного учеными нашей отечественной науки и деятельностного  подходов.

Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации.

(4 слайд) Каждая образовательная область стандарта направлена на развитие какой-либо деятельности: «физическое развитие» -двигательная деятельность; «социально-коммуникативное развитие» -игровая деятельность; «познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность; «речевое развитие» - коммуникативная деятельность; «художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.  

Основные характеристики системно –деятельностного подхода:

-процесс обучения есть всегда обучение деятельности (чему учить);

-процесс обучения всегда творческий (ради чего учить);

-обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников под руководством педагога (как учить).

Таким образом, деятельность -это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы от дошкольного до высшего образования  может стать ориентация на приоритет непрерывного образования -формирование умения учиться.

(5 слайд) В целях внедрения системно-деятельностного подхода в ДОУ используется следующая схема:

ПЕДАГОГИ-обучение на курсах повышения квалификации

-семинары внутри ДОУ

-участие в открытых мероприятиях и конкурсах на уровне района и города

РОДИТЕЛИ-консультации, круглые столы

-открытые мероприятия, совместные досуги

ДЕТИ-мероприятия в ДОУ

-взаимодействие с социальными партнерами

В практике работы ДОУ с педагогами, родителями и детьми используются современные образовательные технологии:

- организация проектной деятельности;

-игровые ситуации;

- создание портфолио;

-ситуативный разговор;

-образовательные путешествия;

-использование ИКТ.

(6 слайд) Реализация системно-деятельностного подхода в работе с педагогами предполагает:

1)позицию педагога-профессионала, который демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия; ищет способы включить в работу каждого.

2)позицию педагога-организатора и координатора самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, который обеспечивает комфортные условия ведущей игровой деятельности; пространство для приобщения к общественно значимым делам; условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка; условия формирования учебной деятельности.

3)позицию воспитателя, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей; является соучастником детской деятельности.

4)позицию педагогической поддержки, при которой оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.

(7 слайд) Системно-деятельностный подход в работе с родителями предполагает реализацию таких принципов дошкольного образования как сотрудничество ДОУ и семьи, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Совместные мероприятия с детьми и родителями, когда они не просто созерцают своих детей, а вместе участвуют в какой либо деятельности- продуктивной, двигательной, коммуникативной, позволяют не только повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, но и настраивают родителей на позитивное отношение к  ДОУ.

(8 слайд) При реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми основой моделью планирования остается комплексно- тематическая модель. Во главе образовательного процесса ставятся праздники и событийность, подготовка, проведение и анализ события- что запомнилось и понравилось. Предметно- пространственная среда в идеале также должна удовлетворять потребности ребёнка в саморазвитии и самореализации, давая возможность свободно выбирать ребёнку те виды деятельности, которые адекватны его природе.

Введение ФГОС в дошкольное образование направлено  в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

(9 слайд) Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ должна происходить не хаотично, а быть спрогнозирована педагогическим коллективом и направлена на достижение конкретных целей:

1.Обеспечение развития успешной деятельности и повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.

2.Изменение позиции педагога -к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

3.Установление доверительного отношения между педагогами, родителями и детьми.

Таким образом, системно-деятельностный подход в ДОУ - это организация педагогического процесса, в котором  главное место отводится активной и разносторонней познавательной деятельности дошкольника с использованием разнообразных форм организации образовательной деятельности, основанной на сотрудничестве ребёнка и взрослого.

(10 слайд) Спасибо за внимание!

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ

         (слайд 1)

Главная особенность образовательной деятельности на современном этапе -это повышение статуса ведущей игровой деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: информационно - коммуникативных технологии, проектной деятельности, игровых и проблемных ситуаций.

«Занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду уходит в прошлое. Для дошкольника это должна быть специально организованная специфическая детская деятельность. И не смотря на то, что процесс обучения остаётся, необходимо понимать разницу между старым обучением и новым.

(слайд 2) В таблице представлен сравнительный анализ классического занятия с использованием учебной деятельности и занятия через организацию специфических детских видов деятельности. Раньше ребёнок представлялся как объект деятельности, которым руководил воспитатель. Активность взрослого была выше, в особенности речевая. Сегодня ребёнок и взрослый равны по значимости, и находятся во взаимодействии друг с другом. Активность ребёнка стала ничуть не меньше, чем взрослого. Ведущая деятельность – игровая, а основная модель – совместная деятельность взрослого и ребёнка.

(слайд 3) Ранее, при основной форме работы- занятии, применялись в основном прямые методы обучения- образец, объяснение, оценка детского ответа, указание, а мотивы обучения на занятии часто не совпадали с интересами детей. Все дети при этом должны присутствовать на занятии.

Сегодня мы чаще используем такие формы работы с детьми как напоминание, совет, подсказка, эксперименты и исследования, мастерские и коллекционирование, т.е. то, что наиболее интересно для ребёнка. Допускается свободный вход и выход из совместной игровой и образовательной деятельности при взаимном уважении друг к другу.

На примере моего проекта «Тайны воды» давайте рассмотрим и сравним классический вариант занятия и современный на основе системно-деятельностного подхода.

(слайд 4) Занятие в классическом варианте начиналось бы с внесения игрушки (Капельки, или Незнайки) и объявления темы занятия. В современном занятии мы прежде всего настроили эмоциональный фон группы, чтобы стать  одной дружной командой,  вспомнили, как ходили на экскурсию в Музей Воды.

(слайд 5) Далее в классическом варианте мы бы рассмотрели материал, представленный на столе, с помощью наводящих вопросов воспитателя, выяснили что нам предстоит выполнить. В современном контексте занятия мы вспоминаем, что у нас после экскурсии появился ряд неразгаданных загадок, и чтоб узнать все тайны, нам нужно решить, как мы сможем это сделать. Поддерживается идея детей стать настоящими учёными. Одевая спецодежду, помогая друг другу, мы параллельно говорили о технике безопасности при выполнении экспериментов.  

(слайд 6) Далее в классической форме воспитатель проводит опыты и предлагает повторить те манипуляции, которые ранее проделывает сам, контролируя и поправляя ребёнка. А на нашем занятии дети смотрели мини-фильм, после которого им захотелось самим исследовать свойства воды.

(слайд 7) В классическом занятии выводы по каждой части делал воспитатель. В нашем случае воспитатель репликами, поисковыми и наводящими вопросами подводил детей к самостоятельным выводам.

(слайд 8) Физминутка приветствовалась всегда для снятия утомляемости детей. Правда в  классическом варианте она не всегда совпадала с выбранной темой занятия. В современном занятии я совместила двигательную активность с возможностью применения «нового» в повседневной жизни. Используя двигательную игру «Тонет не тонет»,  дети как бы самостоятельно провели физминутку и одновременно провели мини- опыты с предметами.

(слайд 9) Итог классического занятия-  воспитатель делает общие вывод, хвалит активных детей, спрашивает что они запомнили. В нашем занятии мы продолжили играть, используя дидактическую игру «Три состояния». Каждый ребёнок получил разное по сложности индивидуальное задание, с которым он смог справиться и почувствовать свою успешность.

(слайд 10) В конце совместной деятельности на занятии мы посмотрели ещё один короткий фильм «Волшебные кристаллы», что позволило дать эмоциональную оценку занятия, зарядить воду добрыми хорошими словами. В ходе рефлексии мы совместно обсудили то, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками.

Таким образом, современное занятие- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире.

(слайд 11) Всё бы хорошо, но в процессе реализации системно- деятельностного подхода мы, воспитатели,  сталкиваемся с некоторыми трудностями:

  • Ограничение во времени – лично для меня это очень актуально, хочется всегда охватить необъятное, а у детей – соблюдение режима. С другой стороны, хочется тратить время на подготовку рабочее, а не личное и не в ущерб своей семье.
  • Организация детей. Дети разные бывают, и организовать процесс, чтобы дети свободно входили и выходили из деятельности очень сложно, но можно. Самое лучшее решение для меня при этом – подгрупповые занятия.
  • Подведение к самостоятельным выводам детей. Всегда хочется ответить за самих детей. Стараюсь ограничиваться  подсказками, советами подводящими вопросами.
  • Подготовка воспитателя. Развивающая среда не всегда позволяет нам выйти за рамки. Недостающие материалы надо где-то и на что- то найти.
  • Взаимодействие с родителями. Родителей сложно порой организовать, например всем вместе в выходной день выйти с детьми на экскурсии.

Но и с этими проблемами возможно справиться общими усилиями.

(слайд 12) Спасибо за внимание. Удачи всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2020г Дрыгина Наталья Алексеевна, методист Актуальные проблемы введения ФГОС дошкольного образования

Слайд 2

Модернизация дошкольного образования МОДЕЛЬ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Научиться познавать Научиться делать Научиться жить

Слайд 3

Современный подход к развитию ребёнка Учет естественной активности ребёнка Деятельностный подход СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО

Слайд 4

Основные характеристики системно- деятельностного подхода Чему учить Ради чего учить Как учить Физическое развитие- двигательная деятельность Социально-коммуникативное развитие- игровая деятельность Познавательное развитие- познавательно- исследовательская деятельность Речевое развитие- коммуникативная деятельность Художественно-эстетическое развитие- продуктивная деятельность

Слайд 5

Внедрение системно- деятельностного подхода в ДОУ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Проектная деятельность Игровые ситуации Создание портфолио Ситуативный разговор Образовательные путешествия Использование ИКТ

Слайд 6

Product Приложение 1 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с педагогами 1.Позиция педагога- профессионала 2.Позиция педагога- организатора 3.Позиция воспитателя 4.Позиция педагогической поддержки

Слайд 7

Product Приложение 2 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с родителями 1.Сотрудничество ДОУ и семьи 2.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства 3.Совместные мероприятия

Слайд 8

Product Приложение 3 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с детьми 1.Комплексно- тематическая модель планирования 2.Проектная деятельность 3.Предметно- пространственная среда 4.Расширение сферы детской активности

Слайд 9

Результат реализации системно- деятельностного подхода в ДОУ 1.Обеспечение развития успешной деятельности и повышение профессионального уровня педагогов ДОУ. 2.Изменение позиции педагога - к детям не с ответом, а с вопросом. 3.Установление доверительного отношения между педагогами, родителями и детьми.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

сравнительный анализ программ

Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются  программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"...

"Сравнительный анализ результатов воспитания в семьяхс разными подходами к воспитанию"

Теоретическое исследование подходов к воспитанию Дж.Локка и Л.Н Толстого. Практическая работа по исследованию семей с разными стилями воспитания....

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....