КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «ТКАНЬ НА ПЛАТЬЕ ЗОЛУШКИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШАЯ ГРУППА
план-конспект занятия (старшая группа)

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

тЕМА: «ткань на платье золушки»

 

познавательное развитие

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ТКАНЬ НА ПЛАТЬЕ ЗОЛУШКИ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СТАРШАЯ ГРУППА

Выполнила:

Тургунова Акжан Рахметулловна, воспитатель МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Ткань на платье Золушки»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

 Методы формирования сознания: индивидуальная и фронтальная беседы; методы организации деятельности и формирования опыта: показ иллюстраций, зрительная гимнастика; методы контроля ,самоконтроля и самооценки: размышление, опрос, анализ результатов собственной деятельности; методы организации и осуществления познавательной деятельности: просмотр познавательного материала, опыты.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

4.

Возрастная группа:

Старшая группа

5.

Цель:

Расширение и уточнение представлений детей об одежде, развитие интереса  детей к изобразительной деятельности.

6.

Задачи: 

6.1

Продолжать знакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. Развивать декоративное творчество детей. Расширить и активировать словарный запас.

6.2

Развивать творческое воображение, любознательность, фантазию, эстетический вкус.

6.3

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Знаком с разными видами и свойствами ткани, умеет устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. Испытывает потребность рассуждать и высказывать свою точку зрения, интересуется изобразительной детской деятельностью.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Инвентарь для опытов: разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа (по количеству детей).

 Письмо от Золушки, картинки времена года, картинки разной одежды, иллюстрации к рассказу «Такие разные ткани», картинки силуэтов разной одежды, разнообразные образцы тканей, вырезанные из картона снежинки для зрительной гимнастики, иллюстрации с росписью «Батик», гуашь, магнитофон для музыкальной физминутки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Обращает внимание детей на конверт, лежащий на подоконнике:

Кто-то бросил нам в окно необычное письмо.

Может это воробьишка, пролетая, обронил,

 Может кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

Ребята, на конверте написано : для детей старшей группы, прочитаем? Садитесь на ковер.

«Дорогие дети, пишет вам Золушка. Меня пригласили на праздник, а  вся моя одежда истрепалась. Фея может сшить мне новое платье, но я не могу выбрать ткань. Помогите мне, пожалуйста». Поможем Золушке? Но сначала нам надо многое узнать  о тканях, из которых  шьют одежду.  

2 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Подвести детей к  проблеме, какая бывает ткань?

1.2

Мотивация деятельности детей

Помочь Золушке, выбрать ткань на платье.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Научиться проявлять самостоятельность и инициативу;

Узнать о свойствах ткани;

Помочь Золушке, выбрать ткань на платье.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Сегодня мы будем говорить об одежде, какой она бывает, из чего ее изготавливают. А что же такое одежда?- ответы детей.

По толковому словарю Ожегова «одежда- это несколько предметов, которые покрывают тело».

Как вы думаете,  из чего шили одежду раньше?

Из каких материалов шьют сейчас?

– Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют  из ткани.

– Кто  придумывает одежду?  (Ответы детей.)
– Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры.
– Как вы думаете, легко ли создавать одежду?

Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, демисезонная.) 

Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят в разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.)
– Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
– Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду. (К летней одежде относятся – сарафаны, платья, шорты, футболки, гольфы)
– Как называется одежда, которую мы носим весной и осенью?

Перечислите демисезонную одежду.  (куртки, плащи, колготки, перчатки).

– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя,  зимняя и демисезонная. В любое  время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда.

3 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая  бывает ткань, и  из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок,  семена , лен, шерсть.)
– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для 
зимней и демисезонной одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть?(Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определенное время их стригут (показ иллюстраций), постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (показ иллюстраций).  

Экспериментальная деятельность: Найдите у себя на столе шерсть , возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Давайте попробуем сделать из нее нити, немного вытянем ее и скрутим жгутиком, смотрите,  какая нить получилась, Как называется ткань, которую делают из шерстяных ниток? (Ответы детей.)
– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить 
летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (Иллюстрированный показ ). Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками (показ образца хлопка).  Вата - это и есть, специально очищенный  хлопок. 

Экспериментальная деятельность: Давайте попробуем сделать из нее нити, немного вытянем ее и скрутим жгутиком, смотрите,  какая нить получилась. 

Возьмите лупы, посмотрите на лоскутики  ткани - сатин плотный, ситец потоньше, это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка. Посмотрите на переплетения нитей, на какой рисунок  оно похоже ?
Как называется ткань, из хлопка?
Еще одно растение,  из которого делают ткань для летней одежды это лен.

 Лен растет в северных областях России (показ льна на поле), Про него говорят - голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках .
Я подготовила семена льна, посмотрите, как они выглядят.

Предложить детям рассмотреть семя  льна.
Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.

Экспериментальная деятельность: Давайте возьмем лупу и посмотрим на  нити льняной  ткани, они очень тонкие. Опишите мне льняную ткань  (Легкая, тонкая, гладкая.)  Для пошива одежды какого времени года  можно использовать лен? (Для летней. Она легкая, в ней не будет жарко летом.)  Как называется одежда из льна? (Льняная.)

– А кто-нибудь знает, как делают шелк? (показ шелковой ткани)
 
Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. (Показ картинки.) Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они  листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом. 

 Ну что мы немного засиделись, давайте разомнемся.

Физминутка (музыкальная)

Давайте продолжим!
– Ткани, о которых мы говорили 
натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду,  они тоже сшиты из синтетических материалов.

Экспериментальная деятельность: Ребята, перед вами три вида ткани это хлопчатобумажная ткань,  кожа,  болонья,  наберите в пипетку воды и капните на эти ткани.  Посмотрите,  какая ткань впитает воду, а какая нет. Все ткани можно разделить на две группы:

1) впитывающие влагу (ситец);

2) не впитывающие влагу (болонья, кожа).

Ткань, которая впитала воду, обладает свойством «гигроскопичность»-  это способность ткани впитывать влагу.

Ребята, мы теперь знаем какие бывают ткани. Все ткани ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько  необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Давайте попробуем (макет ткацкого станка).

Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами  должны беречь свою одежду. А как беречь одежду?  Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.

Ребята, мы с вами работали с лупами, ткали ткань и наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз

Снежинки

Мы снежинку увидали                        Дети берут снежинку в руку.

Со снежинкою играли.          Вытянуть снежинку вперёд перед собой,        сфокусировать на ней взгляд.

 Снежинки вправо полетели               Отвести снежинку вправо,

Дети вправо посмотрели.                   проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,            Отвести её влево, проследить

Дети влево посмотрели.                                    взглядом.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…              Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.  Дети смотрят вверх и вниз.

 Всё! На землю улеглись.                 Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

 Глазки закрываем,                         Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.                             Дети складывают снежинки и садятся.

Ребята, теперь мы сможем выбрать ткань для Золушки? Смотрите сколько одежды, давайте подберем к ней ткань. (подходим к столу)

 «Подбери ткань к одежде». Назвать и охарактеризовать предложенный предмет одежды (контур); определить, какая ткань подходит для пошива, описать ее свойства (возможно, подойдут 2-3 вида ткани). При правильном ответе подложить лист с тканью под контур одежды. Молодцы, давайте отложим эти модели, потом отправим их  Золушке.

Дети, посмотрите сколько еще ткани у меня. Погладьте их ладошками. Какая она на ощупь?- мягкая, нежная.

Все лоскутки такие разные, красивые. У кого лоскуток в горошек? А у кого с цветочным узором?

Послушайте:  когда-то давным-  давно люди разрисовывали ткань вручную, и способов росписи существовало великое множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами или специальным отваром, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а кусочками. Такой способ рисования придумало малайское племя батаков или батиков, откуда и пошло название росписи «Батик» (картинки)..

Хотите придумать свой красивый узор? Для этого нам понадобится ваша фантазия. У меня есть ткань белая и голубая, как вы думаете она подойдет Золушке на платье, давайте ее разрисуем.

Воспитатель: Проходим за столы (ребенок рассказывает стихотворение)

Мы на стуле посидим,

За осанкой последим.

Чтоб согнулся позвоночник,

Мы конечно не хотим.

Молодцы!

А какие техники рисования вы знаете?

Ответы детей - гуашью, ватными палочками, штампами, акварелью

Сегодня мы с вами будем рисовать на ткани техникой узелковый батик, но сначала приготовим пальчики!

Пальчиковая гимнастика

Лиф на байке, три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название одежды)

Что за шарик катится?

(пожимают плечами)

Сто одежек, сто застежек,

Слово вымолвить не может.

(ритмично сжимают – разжимают пальцы обеих рук)

Мама так закутала,

(похлопывают себя по плечам)

Что не знаю,

(пожимают плечами)

тут ли я!

(руки от груди, через середину сбрасывают вниз)

Приступим к работе! Где помечено маркером, берём ткань тремя пальцами, вытягиваем и заматываем ниткой, не завязывая. ещё ниточкой и заматываем пониже, узелок готов. Берём краски и кисточкой закрашиваем только верхнюю часть,  другими цветами окрашиваем серединку и нижнюю часть. Разматываем нитки и разворачиваем ткань. Вот, что получается. У всех рисунок будет разный.

15 мин.

Н.В. Алешина, «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы. 

О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» Конспекты занятий

Н.М.Попова

«Гимнастика для глаз в стихах» для детей 5-6 лет

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр.85

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Рассматривание иллюстраций на тему одежда, образцов ткани.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Посмотрите,  что у нас получилось, вам нравится? Мне тоже очень понравились ваши работы, вы молодцы (анализ работ).

Когда ткань высохнет, мы отправим ее по почте Золушке, и Фея сошьет ей платье.

Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года?

 какие виды ткани бывают (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые), из чего их делают?

- А какая ткань гигроскопичная?

- А что вам больше всего понравилось?

Спасибо вам! Дети хором: и вам спасибо!

2 мин.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Предложить детям выполнить рисунок дома на тему «Платье Золушки»;

Появление Золушки в платье из разрисованной детьми ткани.

Парад моделей авангардной моды.

В семье

В детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с  детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна». Задачи:1.      Расширять и обо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Прогулка на луг и в лес» (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: "Прогулка на луг и в лес"(старшая группа)Вид деятельности: ознакомление с природой(в соответствии с ФГТ)...

План-конспект образовательной деятельности Тема: «Семейный бюджет»для детей подготовительной к школе группы специализированной с нарушением функции ОДА

Цель: введение детей в мир экономических отношений, развитие системы сенсорных эталонов.Задачи: - заложить основы планирования семейного бюджета- ознакомить с понятиями "доход", "расход", "бюджет"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...

Конспект образовательной деятельности по валеологическому воспитанию «Чудо-нос» для детей старшей группы 5-6 лет

улучшение функции внешнего дыхания; освоение 7 способов дыхательной гимнастики, дыхательные игры.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9957859","attributes":{"alt":"","class":"media-image...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...