Инновационный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы - будущие избиратели"
методическая разработка (подготовительная группа)

Южакова Светлана Александровна

      Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало нают о родном крае, стране, особенностях народных традиций.

      Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 «Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность

проявить свои права граждан

и исполнять обязанности граждан»

С. Смайлс.

Таблица 1.

Инновационный проект по гражданско-правовому воспитанию

«Мы – будущие избиратели»

Название мероприятия

Инновационный проект по гражданско-правовому воспитанию «Мы – будущие избиратели»

Наименование учреждения

МБДОУ №1 «Улыбка»

Нормативно – правовые

основы разработки проекта

1. Конвенция ООН о правах ребенка;

2. Закон РФ «Об образовании»;

3. ООП ДО

Тип проекта

Игровой сюжетно-ролевой, практико – ориентированный, информационно-познавательный

Продолжительность проекта

краткосрочный

Участники проекта

дети подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

     Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

      Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

      Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

      Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

      Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Цели проекта:

1. Психологическая подготовка детей к новой позиции «Я – будущий избиратель», формирование первоначальных основ правого воспитания дошкольников, представлений, знаний детей о государстве, его символике, высших должностных лицах государства, региона, муниципалитета; воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умения применять полученные знания в игровой ситуации;

2. Активизация и реализация творческого и научного потенциала специалистов, педагогов дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.

Задачи проекта:

1. Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности, укреплять чувство патриотизма.

2. Научить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.

3. Создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.

4. Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии»;

5. Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.

      Особую роль организации работы по гражданско-правовому воспитанию сегодня приобретает участие детей в мероприятиях, направленных на приобретение ими знаний в области избирательного права. Направление проекта «Я – будущий избиратель»» включает в себя мероприятия, которые могут стать традиционными в деятельности образовательного учреждения, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны. Активно включаться в мероприятия для улучшения жизнедеятельности ребенка в условиях дошкольного учреждения и социума.

      В качестве будущих избирателей дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях нашего проекта, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей.

      Начиная с дошкольного возраста, используя ролевые игры, ребенок может становиться избирателем. Большой интерес к вопросам избирательного права, а главное, формирование активной гражданской позиции вызывает не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.

Актуальность проекта.

      Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, быть активным субъектом деятельности, грамотно осуществлять различные выборы.

      Если ребенок привыкает действовать только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способность проявлять инициативу.

      Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников.

      Для реализации поставленных задач целесообразно обратиться к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

      Проект «Мы – будущие избиратели» акцентирует внимание на формировании у детей гражданской позиции, правовой компетенции в вопросах избирательного права.

      Практическая значимость проекта состоит в том, что подготовленный содержательный методический материал может быть полезен для педагогов и родителей при организации работы по правовому воспитанию будущего гражданина в условиях каждого образовательного учреждения.

Новизна проекта заключается:

      В детском саду предпринята попытка организовать образовательную деятельность по гражданско-правовому воспитанию детей в вопросах  реализации избирательного права граждан в виде имитационной сюжетно-ролевой игры. Данная деятельность привлекла большое внимание родителей, что является особо значимым аспектом.

Объект проектирования

      Социализация детей в детском саду проходит через игровую деятельность. Для реализации поставленных задач целесообразно обратиться к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект «Мы – будущие избиратели» акцентирует внимание на формировании,  как у детей, так и взрослых гражданской позиции, правовой компетенции в вопросах избирательного права. Проект имеет игровой сюжет, носит комплексный интегративный характер (является частью образовательной деятельности в детском саду по направлениям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Этапы (тематическое планирование):

      Первый этап (подготовительный) - проектировочно-организационный:

Деятельность педагога:

  • Беседа о выборах президента Российской Федерации.
  • Интервью детей «Что я знаю о своих правах и обязанностях?» «Что такое выборы».

Деятельность детей

  • Дети осознают суть данного мероприятия.
  • Решают, могут ли быть участниками этого проекта.

1. Разработка проекта, формулировка цели, задач, обоснование актуальности и практической значимости.

2. Подготовка материалов для работы с детьми подготовительной группы.

      Второй этап (практический) -содержательно-деятельностный:

Деятельность детей:

  • Выдвижение кандидатов на выборы президента группы. 
  • Использование алгоритма деятельности.
  • Определение плана работы.

Взаимодействие с родителями:

  • Ознакомление с проектом родителей.
  • Информационные листы для родителей на темы: «Конвенция о правах ребенка».
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Деятельность педагога:

  • Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  • Фиксирование актуальности темы, мотивация её выбора.
  • Предложение определения цели и задач проекта.
  • Планирование мероприятий по реализации проекта.
  • Подборка консультативного материала для родителей.

1. Беседа, просмотр презентации - 26.02.2019г. 15:30 – 16.30 ч. Беседа с детьми о родине, России, государственной символике,  о главных должностных лицах разного уровня. (Приложение 1)

2. Песочная терапия (психологическая подготовка) – «Внутренний эмоциональный мир будущего избирателя», рефлексия – 27.02.2019г. 16:00 – 18:00ч. (Приложение 2)

3.  Интервью детей - «Какими качествами должен обладать руководитель» 06.03.2019г. (Приложение 3)

4.  Совместная работа детей и родителей – «Выборы начинаются с детства» (аппликация, рисунки) – 11.03.2019г. (Приложение 4)

5. Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы» 19.03.2019г. (Приложение 5)

6. Официальное вручение паспортов детям – 25.03.2019г. (Приложение 6)

      Третий этап (заключительный) - оценочно-рефлексивный:

Деятельность детей:

  • Изготовление атрибутов для игры «Выборы президента сказочной страны» (флаг, герб, паспорт, урна для голосования).

Деятельность педагога:

  • Пополнение предметно - игровой среды группы по созданию условий для осуществления детьми игры по теме проекта.
  • Чтение художественной литературы, беседа о выборах, о профессии – президент, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии.
  • Изготовление бюллетеней для голосования.
  • Вовлечение детей в процесс совместной деятельности по изготовлению атрибутов для голосования.

 Взаимодействие с родителями:

  • Написание предвыборной программы кандидатов в президенты группы.
  • Продуктивная деятельность (совместное творчество на тему «Выборы начинаются с детства».
  • Голосование за президента сказочной страны.

1. Выборы президента сказочной страны «Звездочкино», подсчет голосов, награждение президента – 29.03.2019г. 10:00 – 11:00ч. (Приложение 7)

2. Сравнительный анализ результатов социологического опроса на тему: «Дети и выборы» (Приложение 8).

3. Самоанализ проделанной работы (Приложение 9).

4. Фотоотчет.

Результаты проекта

- разработан, апробирован и внедрен в реальный педагогический процесс ДОУ проект гражданско-правового воспитания «Мы – будущие избиратели»;

- дети познакомились с темой «Выборы», получили знания, как выглядит избирательный участок и избирательный бюллетень, имеют представление о том, как работают члены комиссии в день голосования;

-дети и родители имели возможность выражения своего мнения, своей позиции, активизация детско-родительского взаимодействия по данной теме.

Приложение 1.

Беседа с детьми о родине, России, государственной символике, о главных должностных лицах разного уровня.

      Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине, познакомить детей с понятиями «выборы», «голосование», «урна». Объяснить для чего проводятся выборы, ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия”, «Родина”, «Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

      Задачи:
• Обогащать знания детей о своей стране, чем богата и знаменита их Родина;

• Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;

• Познакомить детей с Президентом России; губернатором области, главой района.

• Формировать представления детей о природе России, вызвать чувство восхищения русской природой;

• Развивать представление о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная страна;

• Формирование целостной картины мира;

      Планируемые результаты:

  • Уважительно относиться к государственным символам: флагу, гербу, гимну России.
  • Иметь патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.


 Методы и приёмы: 

      Методы: игровые, словесные, наглядные.

      Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

      Наглядные средства обучения: слайды с изображением карты, герба и флага Российской Федерации природы, городов, достопримечательности Москвы, изображение В. В. Путина, В.И. Лимаренко, Е.А. Белобаба, аудиозапись.

      Организация детей: 1. Свободная; 2. На стульчиках; 3. На коврике;

      Словарная работа: Отечество, управляет, руководит, многонациональная, могучая….

      Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением городов России; рассматривание флага и герба Российской Федерации; чтение произведений; заучивание стихотворений о Родине; подготовка демонстративного материала, изучение методической литературы.

Ход беседы:

Педагог-психолог: Добрый день, дорогие друзья!

      Вхождение в проблему. Ежедневно нам с вами приходится делать выбор: позавтракать кашей или яичницей, подарить другу на день рождения игрушку или шоколадку и т. Д. Это повседневный выбор. Мы к нему привыкли. Однако в нашей жизни существует другое значение этого слова. И этот выбор, сделанный пока ещё не вами, но вашими родителями может решить судьбу всей нашей страны. Наше государство живет по своим законам. (Показ на мониторе – символика России).

      В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн

      Звучит Государственный Гимн

      Педагог-психолог: кто управляет государством?

      Главный человек, который управляет государством – это Президент. Как зовут нашего президента?

      Дети: президент России – Владимир Владимирович Путин.

      Педагог-психолог: правильно, в нашей стране президент В.В.Путин.

      В Сахалинской области управляет – Губернатор. Как зовут нашего Губернатора?

      Дети:ВРИО Губернатора Сахалинской области Валерий Игоревич Лимаренко

Педагог-психолог: в Смирныховском районе главный человек – глава. Как зовут главу Смирныховского района?

      Дети: Глава Смирныховского района Егор Александрович Белобаба.

      На мониторе появляется символика России, Сахалинской, Смирныховского района, главные должностные лица.

      Педагог-психолог: Государство, область и наш район имеют свою символику – это герб и флаг. У государства «Звездочкино» тоже есть герб, флаг и гимн.

      Как и в любом государстве, президент – глава государства. А как вы считаете, в нашем государстве должен быть Президент?(дети отвечают).

Педагог-психолог:Скажите, какими качествами должен обладать Президент? (дети отвечают).

Педагог-психолог:Скажите, ребята, а Вы ходили на выборы с родителями? (дети отвечают).

Педагог-психолог:Что вы там увидели? Доверяли ли родители бросить в урну (это такой специальный прозрачный ящик), бумажку с их записями? (дети отвечают).

Педагог-психолог:Знаете, ребята, на бумажке, которая называется бюллетень, написаны фамилии имена и отчества тех людей, которые желают стать президентом, депутатами. Люди галочкой на бюллетене отмечают тех, которым они больше доверяют.

Педагог-психолог:запомните ребята о необходимости проявлять свою гражданскую позицию, приходить на выборы и голосовать. Гражданская ответственность наступит у детей тогда, когда им исполнится 18 лет.

Приложение 2.

Песочная терапия (психологическая подготовка) –

«Внутренний эмоциональный мир будущего избирателя», рефлексия.

      Цель: осознание воспитанниками необходимости и важности выборов, как элемента демократической системы, и понимания, что в органы управления должны избираться люди достойные, психологический настрой на голосование.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

1.   Прием с различными цветовыми оттенками при рисовании. Воспитаннику предлагается нарисовать рисунок на песке, который соответствует их настроению, после беседы о процедуре выборов.        

2. Какие эмоции вы испытываете при необходимости голосовать (диагностика):

Положительные

Отрицательные

Счастье

Скука

Радость

Печаль

Гордость

Страх

      Отвечая на эти вопросы, воспитанники обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Рефлексия деятельности.

     Современные технологии предполагают, что воспитанник должен не только осознать содержание, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Какой результат я получил? – вот те вопросы, которые задают себе, дети владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою работу. Вот некоторые приёмы, которые могут использовать в практике для реализации данного вида рефлексии.

     При взаимодействии с ребенком педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  3. быть средством самопознания.  

Приёмы  рефлексии.

Мне больше всего удалось…

Что я получил от этого дня беседы?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить других ребят?

Что чувствовал?

Зачем нам была нужна эта беседа?

Мне было интересно..

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

3. Снятие психоэмоционального напряженияв сенсорном уголке. Любой ребёнок, лёжа на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир собственных эмоций, воспринимая всё происходящее в нем как реальность, принимая и осознавая свою значимость при голосовании.

Приложение 3.

Интервьюирование - «Какими качествами должен обладать руководитель»

      Цель – изучение личностных и профессиональных качеств руководителя.

     Задачи:

- Расширять словарный запас;

- Сформировать представления о руководителе, его особенностях личностных и профессиональных.

- Закреплять навыки ведения диалога;

- Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание - Установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;

- Способствовать использованию невербальных средств общения;

- Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.


     Речевая активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Она  представляет собой одно из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

      Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

      Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой респондент и исследователь выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент отвечает на них.

Этапы проведения интервьюирования:

1. Подготовительный.

2. Основной.

Подготовительный этап:

1. Изучение лексической темы «Личностные и профессиональные качества руководителя». Отталкиваясь  от интереса детей,  провоцирую вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет  найти ответ?  Кому вы хотите рассказать?» Ребята старшего дошкольного возраста сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать что – то новое  об интересующем их предмете, явлении, событии и т. д.

2. Развитие поисковой активности в форме вопросов. Детские вопросы являются основополагающим фундаментом, в  педагогической  работе. Понятие детской вопросительности трактуется как психологическая способность и потребность задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения и собеседников. Удовлетворение потребности ребенка в информации о реальном мире в детском возрасте происходит преимущественно путем задавания вопросов, поэтому уровень познавательной активности ребенка во многом определяется характером отношения взрослых к детским вопросам.

Основной этап:

  • Проведение интервьюирования у взрослых

     С детьми подготовительной группы определить основные вопросы, которые раскроют, какими качествами должен обладать руководитель.

Вопросы:

- Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать руководитель? 
-  Какие черты вашего характера помогают Вам в работе? 

- Какими качествами должен обладать человек, который претендует на должность президента страны?

Рефлексия: что узнали? Для чего мне нужны эти знания?

Приложение 4.

Совместная работа детей, родителей и педагогов –

«Выборы начинаются с детства»

      Цель – привлечение внимания всех участников образовательного процесса дошкольной организации к вопросам реализации избирательного права, а также повышения общей правовой культуры.

      В любом свободном обществе всегда существуют выборы, картинки для детей, показывающие, как это важно. Для того, чтобы дети четко осознавали свою гражданскую позицию, необходимо вовлечь их через творческий  процесс.

      Гражданско-правовая позиция через активизацию творческого потенциала:

1. Аппликация – флаг России.

      Цель – способность видеть единство, верность и честность русского народа, через государственную символику.

     Воспитанники детского сада обводят свои ладони (3 цвета флага), вырезают и создают единую, общую модель флага в виде аппликации.

2. Совместное творчество детей и родителей – рисунки на тему «Выборы»

      Цель – привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, активизация совместной работы детейиродителей по гражданско-правовой тематике.

3. Создание пригласительных буклетов – «Мой голос»

      Цель – воспитывать грамотного и активного избирателя.

Рефлексия.

Приложение 5.

Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы»

      Цель – изучение атрибутов избирательного участка, специфики работы избирательной комиссии.

      Задачи: 

- формировать  у детей представление о правах человека; расширить представления о возможности получения информации из разных источников; совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей; расширить активный словарь детей (государство, выборы, кандидат, избиратель, бюллетень). 

- развивать воображение, речь, умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы.

- развивать коммуникабельные качества.                                                            

- воспитывать  чувство эмпатии, способствовать развитию партнерских отношений в игровой деятельности, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.                                                                                             

Участники: дети подготовительной группы и родители.

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа:

Беседа «Кто в нашей стране главный?

Беседа Что такое выборы?

Осколочно-разрезные игры «Флаг России»

Материалы и оборудование:

Избирательные бюллетени, карандаши, урна и кабинки для голосования, мультимедиа презентация.

     Предполагаемый результат: Дети овладевают знаниями о своих правах, что каждый ребенок имеет право на защиту родителей и государства.   Формирование умения сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определить свои возможности. Знания о процедуре голосования.       

Ход мероприятия

Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Я рада видеть вас, а когда люди рады друг другу, они улыбаются, давайте улыбнемся друг другу.

Педагог-психолог:ребята сегодня пришли и родители, давайте проведем опрос «Что они знают о голосовании»

Вопросы:

  1. Кто является гарантом Конституции, прав и свобод в России?
  2. Когда был избран первый Президент России?
  3. Как его звали?
  4. Кто был вторым президентом и последним?
  5. Сколько сроков оставался президент В.В. Путин?
  6. Кто сейчас исполняет обязанности Президента России?
  7. Как в нашей стране избирают президента?
  8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ?
  9. С какого возраста можно голосовать?
  10. С какого возраста можно стать президентом России?

Педагог-психолог:Молодцы родители, но у нас есть еще одна игра – «Объясни».

Цель: сформировать у детей представления об атрибутике проведения «Выборов» через мимику, пантомимику.

Родители по очереди достают из мешочка листочки с надписью предмета избирательной комиссии (урна, бюллетень, кабинка, президент, паспорт), нужно объяснить детям, что это за предмет без слов, с помощью мимики и жестов.

Педагог-психолог:Сегодня нам пришло письмо из сказочной страны.              Показывает конверт.

 Жители этой страны сообщают нам, что попали в беду, в стране беспорядок! Сказочные жители делают, что хотят, а все из-за того, что в этой стране нет правил, по которым необходимо жить, нет руководителя, президента, который руководит страной. Вот у вас в группе есть воспитатель, он следит за порядком в группе; в детском саду есть заведующая, которая следит за порядком в саду. А в сказочной стране нет президента. Сказочные жители просят у вас помощи. Поможем жителям этой необычной страны?

Дети: Да, поможем!

Педагог-психолог:ребята давайте, покажем нашим родителям, как через басню Крылова «Лебедь, рак и щука» просматривается скрытый смысл – без совместных решений, правильного и грамотного командования никак этим героям не сдвинуть воз, так же и в правовом государстве – нет грамотного президента, и царил бы один беспорядок. Дети наглядно при помощи цветных лент, демонстрируют данную ситуацию. Подводим итог – что главное в любом деле?

Педагог-психолог:Тогда нам необходимо попасть в сказочную страну. Для этого надо закрыть глаза и сказать:

Тили – бом, тили – бом

Все мы в сказку попадём!

Педагог-психолог:Вот мы с вами попали в сказочную страну. Смотрите! Нас встречают сказочные персонажи (презентация «Отгадай сказочного героя»)

1. У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой.

Его девочка  Мальвина

 Называла (буратино)

2. Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает  девочку малышку? (Дюймовочка)

3.Кто вас вылечит от кашля,

Кто излечит вам бронхит,

Кто вам ранку перевяжет?

Добрый доктор …(Айболит)

      Педагог-психолог: Сказочные герои благодарны вам, ребята, за то, что вы пришли на помощь. Теперь нам нужно помочь выбрать президента, а для этого необходимо провести в Сказочной стране выборы.

У каждого гражданина нашей страны, кому исполнилось 18 лет, есть право прийти на избирательный участок проголосовать и выбрать президента. Что такое избирательный участок? Ребята, а ваши родители участвуют в выборах? А вы с родителями ходили на избирательные участки?

Сейчас я предлагаю вам провести выборы в Сказочной стране. А выбирать мы будем президента из сказочных персонажей. А помогут нам сегодня Ваши родители – они будут членами избирательной комиссии и избирателями.

Но сначала, я вас спрошу, как называются люди, которые выбирают, голосуют?

А как называется человек, который хочет быть выбранным в президенты?

Итак, ребята, мы будем избирателями, а сказочные персонажи кандидатами. Посмотрите, вот они:

Педагог-психолог:Кощей Бессмертный - могущественный маг и чародей.

Музыка Кощея.

Кощей: Представляю партию консерваторов. Немолод. Возраст около 3000 лет. Энергичный, готов взять на себя правление всей сказочной страной. Богат. Имею несметное количество золота.

Мой девиз: За вечность, За однообразие! А вы знаете, кто является вашим президентом Вашей страны? Назовите его. (Дети из 3-х фото выбирают правильное и называют)

Педагог-психолог:Красная Шапочка - иностранка, однако, на территории Сказочной страны находится уже много лет.

Музыка Красной Шапочки.

Педагог-психолог:Храбрая и отважная. У меня доброе и любящее сердце, пытливый и живой характер, неусидчивая и деятельная. Исполнительная и заботливая, я готова всегда прийти на помощь.

Мой девиз: Берегите природу – это наша Родина!

В какой стране вы живете?

Как называется главный город вашей страны?

Вы в каком городе живете?

 Давайте поиграем, поднимайтесь друзья становитесь возле своих стульчиков, я буду называть города, а вы, если услышите Москва будете громко хлопать, если Советский топать.

Педагог-психолог:Золушка – человек из народа!

Музыка Золушки.

Золушка: Я – Золушка! Трудолюбивая и ответственная! Не люблю сидеть без дела.

Мой девиз: Делу время – потехе час! Я хочу спросить, знаете ли вы цвета флага вашей страны.   Я покажу вам флаги разных стран, когда вы увидите флаг России, помашите мне ручками!

Педагог-психолог:Ну что, ребята! Еще раз посмотрите на наших кандидатов. Скажите, что вы запомнили о Кощее бессмертном? Какими качествами обладает Красная Шапочка?  Назовите девиз Золушки.

Педагог-психолог:Чтобы узнать,, каждый избиратель получает вот такой избирательный бюллетень, в котором указаны фамилии всех кандидатов.

Избиратели идут в кабинку, чтобы сохранить тайну голосования, и в квадратике напротив того, за кого они голосуют, ставят галочку или крестик.

Можно поставить только один значок, иначе бюллетень будет считаться испорченным.

 (Демонстрирую процесс голосования).

Сколько галочек вы можете поставить в бюллетене?  

Дети: одну!

Педагог-психолог:Молодцы! Сейчас вы получите бюллетени. Посмотрите внимательно на кандидатов, и подумайте, за кого вы хотите проголосовать. Потом вы подойдёте к избирательной кабинке, поставите только одну галочку и опустите бюллетень в урну.

Раздаю бюллетени на подносе

Педагог-психолог:Проявляйте уважение друг к другу в очереди. Не спешите. Пожалуйста, можно приступать к голосованию.

Дети голосуют.

Педагог-психолог:Все проголосовали. Теперь необходимо подсчитать голоса.

(Члены избирательной комиссии могут вскрыть урну и подсчитать голоса).

Музыкальная пауза.

Педагог-психолог:Предоставляю слово избирательной комиссии.

Избирательная комиссия: Итак, объявляем результаты голосования.

Кощей Бессмертный: набрал ___ голосов.

Красная Шапочка: набрала ___ голосов.

Василиса Премудрая: набрала ___ голосов.

Таким образом, большее количество голосов набрал …. И он (Она) становится президентом Сказочной страны! Поздравляем нового президента!

Педагог-психолог: Предоставляю слова новому президенту сказочной страны.

Слово президенту.

Педагог-психолог:Мы сегодня сделали важное и полезное дело – мы помогли навести порядок  в Сказочной стране, выбрав её президента. Пора возвращаться. Закроем глазки и произнесём:

Тили – бом, тили – бом

Все мы в садик попадём.

Педагог-психолог:Всем спасибо! До свидания!

Приложение 6.

Официальное вручение паспортов детям

Цели: помочь детям ощутить значимость события – вручение паспортов; воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине; закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕДУЩИЙ: Добрые день, дорогие друзья! Мы рады видеть в этом зале ваши юные, симпатичные и радостные лица. Мы приветствуем всех кто готов определить всю важность и торжественность предстоящего события – получения главного документа каждого гражданина страны – паспорта Российской Федерации.

Ведущий.В мире есть такие государства –
                    Солнцем озаренные края,
                    С пеньем птиц,
                    С гудками на рассвете
                    Это наша Родина, друзья.

Ведущий.Дорогие ребята, сегодня вам вручат паспорта. Давайте окунемся в историю его возникновения.

      В давние времена люди беспрепятственно передвигались по миру. В поисках знаний по Европе скитались школяры. Отправлялись в святую землю паломники. Однако, по дорогам скитался не только деловой люд, но и разбойники, бродяги. Надо было как-то отделить одних от других, взять под защиту добросовестных и честных людей. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Впервые они появились в Германии в 15 веке и выдавались не всем. Позднее такие документы стали называться «паспорт», означавшего разрешение на проезд через порт. Со временем все большее число государств вводили у себя паспорта.

     В России были введены указом Петра I от 30 октября 1719 года. Они назывались – «проезжими грамотами». А 27 декабря 1932 года был принят закон, который ввел единую на всей территории СССР паспортную систему. С той поры паспорт стал жизненно важным документом.

       Быть гражданином России – это высокая честь. Всем гражданам нашей страны присущи любовь к Родине, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем каждый из нас должен быть уверен что наша жизнь, свобода, права надежно защищены государством. И все это обеспечивает Основной закон нашей страны Конституция.

      ВЕДУЩИЙ: Молодежь – будущее России. И вы, ребята, являетесь ее яркими представителями. Молодым в нашей стране даны большие возможности для разнообразной деятельности. Перед вами открыты двери различных государственных структур, которые помогут вам реализовать себя в жизни.

Вручение паспортов детям подготовительной группы.

      ВЕДУЩИЙ: Любовь к Родине начинается с любви к родителям. С  ранних лет мы впитываем чувство любви и преданности своей семье. Именно мама учит первому слову, а папа помогает сделать нам первый шаг по родной земле. Мы взрослеем, становимся мудрее, набираемся опыта, а для родителей мы все равно остаемся детьми.

      ВЕДУЩИЙ: Получая паспорт, вы становитесь не только гражданами России, но и полноправными хозяевами своей Родины. Мы уверены, что вы успешно продолжите дела и начинания людей старших поколений, которые создавали и развивали экономику, культуру и искусство страны.

      Еще недавно гордость за свою Родину, за свою Россию воспринималось как одно и тоже. Времена изменились – так сильно, что мы перестали реагировать на государственные символы и святыни. И не случайно наше сегодняшнее торжество началось с самой главной мелодии страны – Государственного Гимна России, полноправными гражданами которой сегодня стали юные жители детского сада №1 «Улыбка».

     Вручение паспорта – это большое и волнующее событие в жизни каждого человека. Этот факт знаменует для юных граждан начало взрослости и самостоятельности, так как паспорт – это юридический документ, удостоверяющий личность гражданина любой страны.

Приложение 7.

Итоговое мероприятие

«Выборы президента сказочной планеты «Звездочкино»»

      Цель: формировать представления детей о правах и обязанностях каждого гражданина, формировать эмоционально-положительное и ответственное отношение к процедуре выборов.

      Задачи:

- формировать у детей патриотические чувства путем создания игровых ситуаций, направленных на изучение основ избирательного права;

- дать представление о роли избирателя в обществе (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность);

- развивать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

Избирательные бюллетени, карандаши, урна и кабинки для голосования, мультимедиа презентация.

     Предполагаемый результат: Дети овладевают знаниями о своих правах, что каждый ребенок имеет право на защиту родителей и государства.   Формирование умения сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определить свои возможности. Знания о процедуре голосования.       

Ход мероприятия

Педагог-психолог: Скажем дружно «добрый день»,

                                        Нам здороваться не лень,

                                         Мы друг другу улыбнемся

                                         Светлый добрый день начнется.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас.

Педагог-психолог: Ой, ребята, посмотрите, это волшебная звездочка, да она еще и с посланием, как она здесь оказалась? Присаживайтесь на стулья, и мы узнаем, что за сообщение там написано.

- Sos!Sos!Sos! Помогите, помогите, нам срочно нужна помощь, мы – жители сказочной космической страны Звездочкино, попали в беду, в стране беспорядок! На экране проектора – приветствие жителей страны «Звездочкино», которые просят детей подготовительной группы научить их процедуре выборов.

Жители: Здравствуйте, мы жители сказочной страны Звездочкино. У нас в стране беспорядок. Сказочные жители делают, что хотят, а все из-за того, что в этом государстве нет правил, по которым необходимо жить, нет руководителя, президента, который руководит страной. Помогите.

Педагог-психолог: Ребята, вот у вас в группе есть воспитатель, он следит за порядком в группе; в детском саду есть заведующий, который следит за порядком в саду. А в этой сказочной стране, откуда родом эти жители, нет президента.

Педагог-психолог: уважаемые гости, мы с ребятами уже знаем, что у вас происходит, правда, ребята. В любом государстве должен быть порядок, общие законы, правила.

Педагог-психолог: уважаемые гости, а у вас есть символика страны?

Педагог-психолог: давайте научим наших гостей как у нас проходят настоящие выборы и выберем президента для их страны. А сейчас давайте вспомним и расскажем жителям сказочной страны о нашей любимой родине. Родина – это страна, в которой мы живем. Как она называется? Ребята, а в нашей огромной стране есть глава, президент, как его зовут? Молодцы. А какие еще символы России вы знаете? (дети отвечают). Ребята, а нашей стране, посвящены песни? Вы их знаете? Песня про флаг? Тогда давайте споем, а гости послушают.

Жители страны Звездочкино: очень на Вас рассчитываем,

Педагог-психолог: Ребята, давайте с вами расскажем, что нужно для проведения выборов?

Дети отвечают: паспорт, избирательная урна, бюллетень, избирательная кабинка, кандидаты, председатель и т.д.

Педагог-психолог: Для того, чтобы выбрать президента страны, должны быть кандидаты. И мы приглашаем наших кандидатов для предвыборного выступления. 3 представителя нашей группы, каждый из них хочет, чтобы в выборах победил именно он, но выбирать будете вы. Сейчас каждый из них расскажет вам о своём герое. На это им отводится 2 минуты. А затем вы сможете задать им интересующие вас вопросы. Итак, знакомьтесь:

      1 кандидат: Я, (называет свою фамилию, имя волшебного царства-государства) Звездочкин, житель этого волшебной страны (эмблема – звездочка) моя программа: я хочу, чтобы в нашейстране был чистый воздух, все занимались спортом, были здоровым и со всеми дружили. Занимаюсь спортом и придерживаюсь правильного питания. Если я стану президентом страны, каждый ребенок сможет заниматься любимым видом спорта, вести здоровый образ жизни. В каждом доре будут спортивные площадки. Для детских садов и школ построим бассейны. Наш народ должен быть здоровым и спортивным.

      Предлагаю Вам игру – «Ракета». Цель игры – показать детям, как важен спорт для развития человека и его здоровья. Спасибо за внимание.

      2 кандидат: Я, (называет свою фамилию, имя волшебного царства-государства), Кометус (эмблема – комета), житель этого волшебной страны,  моя программа: я хочу, чтобы жители моей страны открыли центр науки, и создали самую интересную игру для детей. Изучаю звезды и занимаюсь математикой. Если я стану президентом страны, то открою в школах и детских садах научные лаборатории, центры по созданию новых космических кораблей и ракет. Предлагаю Вам игру – «Счетарики» - дети ходят по залу, как только заканчивается музыка, ведущий дает  команду объединиться по… и показывает цифру. Цель игры – показать детям, как важно заниматься математикой и при этом в игровой форме. Спасибо за внимание.

      3 кандидат: Я, Облачко– житель сказочной страны, моя программа: я хочу, чтобы жители моего государства— любили петь и танцевать, музыку.

      Если я стану президентом страны, дети будут заниматься художественной деятельностью (танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать). В каждом дворе будут стоять театрализованные площадки, дети смогут проводить праздники, ставить концерты.

      Предлагаю Вам посмотреть народный танец. Цель игры – показать детям, как важно развивать гибкость, пластичность, чувство ритма.

      Педагог-психолог: Участников избирательной комиссии прошу занять свои места.

       Педагог-психолог: кандидаты в президенты государства «Звездочкино» определены. Перед нами стоит главная задача – выбрать Президента. Предстоит каждому сделать правильный выбор, и отдать свой голос только за одного кандидата в президенты. В бюллетенях из всех названных кандидатов в президенты, вам дети, нужно выбрать и сделать отметку только возле одного кандидата. Вспомним еще раз – программу каждого кандидата: Звездочкин – за здоровый образ жизни и спорт, Кометус – за науку, Облачко –за культуру и музыку.

      Председатель комиссии: Избирательная комиссия в полном составе и готова к проведению голосования, избирательный участок объявляю открытым! Просим избирателей со своим документом пройти к членам избирательной комиссии, взять бюллетени и проголосовать.

      Проходит процедура голосования: ребенку по предъявлению документа выдают бюллетень, он с ним проходит в кабину для голосования, делает отметку, напротив одного из кандидатов и опускает бюллетень в урну, соблюдая тайну голосования, в день голосования, ребенок не должен обсуждать с другими детьми свой выбор.

      Педагог-психолог: Ребята, а как вы думаете, кандидаты имеют право голосовать? Тогда давайте их тоже попросим проголосовать. Председатель комиссии: Уважаемые члены комиссии, наблюдатели! Все зарегистрированные избиратели проголосовали. Избирательный участок объявляю закрытым.

      Избирательная комиссия проводит подсчет бюллетеней, подводит итоги голосования.

      Педагог-психолог: пока комиссия работает, предлагаю вам (творческая пауза) создать образ великой нашей страны. Творческая пауза – дети создают совместную аппликацию, под названием «Мы – будущее России».  

      Председатель комиссии: внимание! Объявляем результаты выборов президента государства «Звездочкино»!

      По результатам подсчета голосов Президентом государства «Звездочкино» избран … (объявляют фамилию, имя кандидата, набравшего наибольшее количество голосов). (Звучат фанфары)

      Приветствуем Президента государства «Звездочкино»…(фамилия, имя родителя). И просим его подойти к звездной трибуне. Выходит президент к волшебной трибуне.

      Президент: Я рад, что вы оказали мне доверие и выбрали президентом «Звездочкино». Я обязуюсь соблюдать закон государства «Звездочкино», уважать жителей государства и жить в дружбе.

      Жители: спасибо вам ребята, вы показали и научили нас, что такое избирательное право и проведение выборов. До новых встреч.

      Педагог-психолог: наши юные кандидаты, мы поздравляем вас, все дети голосовали  и поддерживали вас. Я вручаю вам медали – «Я – кандидат в президенты». Уважаемый …….. поздравляем вас с победой и торжественно вручаем почетную ленту президента. Ребята, как много вы знаете, и позвольте мне от лица всей избирательной компании, вручить вам медали – «Юный – избиратель».

      Педагог-психолог: ребята, а как вы думаете, мы помогли сегодня нашим новым друзьям? Чем?

      Педагог-психолог: огромное вам спасибо ребята, вы сегодня стали настоящими избирателями, это не просто творческая работа, эта аппликация означает единство нашей страны, вместе – народ  – это мощная сила, каждый человек и его голос важен для страны. Этому мы научили сегодня наших гостей. До новых встреч.

Приложение 8.

Самоанализ проделанной работы, фотоотчет

      Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

       Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому,  семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

      Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Свою работу осуществляю на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.
  • Конвенция ООН о правах ребёнка».
  •  Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ.
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  •  Приказ Минобрнауки России от 17. 10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  • Устав МБДОУ.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад "Улыбка" разработанная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой.

          В результате изучения материалов нормативных документов, психологии, педагогики, методик педагогического образования, поставила перед собой цели:

1.  Психологическая подготовка детей к новой позиции «Я – будущий избиратель», формирование первоначальных основ правого воспитания дошкольников, представлений, знаний детей о государстве, его символике, высших должностных лицах государства, региона, муниципалитета; воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умения применять полученные знания в игровой ситуации;

2. Активизация и реализация творческого и научного потенциала специалистов, педагогов дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.

      Для решения поставленной цели определила следующие задачи:

1. Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности, укреплять чувство патриотизма.

2. Научить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.

3. Создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.

4. Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии»;

5. Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.

     Осуществление этих задач происходит в сотрудничестве со всем коллективом.

      Для решения поставленной цели и реализации задач я создаю условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребёнка.

     В образовательном процессе использую современные образовательные технологии.

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать пальчиковую, и т.д.), подвижные игры, музыкотерапия, сказкотерапия,

2. Технология развивающего обучения.

       Развивающее обучение - ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Технологии развивающего обучения использую для  развития самостоятельности, интеллектуальных способностей, всестороннего и личностного развитие дошкольников. Использование технологии развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ.

3. Игровые технологии.

       С помощью игровых технологий решаю задачи при развитии творческих способности детей, творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях помогает сформировать гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй позволяет придумывать детям свои истории, фантазировать, высказывать свою точку зрения. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к тематике проекта, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

4. Информационные компьютерные технологии.

      Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Работа с родителями.

         Большое внимание уделяю работе с семьями воспитанников, с целью исключения психотравмирующих ситуаций, формирования здорового образа жизни ребёнка. Для более тесного сотрудничества провела совместные мероприятия и развлечения: «Выборы начинаются с детства», «Познавательно-интеллектуальное мероприятие «Все на выборы»».

         Проводимые мною, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, помогают родителям овладевать психолого-педагогическими знаниями, быть грамотными в гражданско-правовом воспитании детей.

Работа с педагогами.

           Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, на регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых мероприятий по данной теме. Эти мероприятия позволяют мне повышать: свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей; взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработки.

      Таким образом:

1. Понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности,

творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка, гражданина правового государства;

2.  Разработан, апробирован и внедрен в реальный педагогический процесс ДОУ проект гражданско-правового воспитания «Мы – будущие избиратели»;

дети познакомились с темой «Выборы», сформировали представления о своей гражданской позиции, получили знания, как выглядит избирательный участок и избирательный бюллетень, имеют представление о том, как работают члены комиссии в день голосования;дети и родители имели возможность выражения своего мнения, своей позиции, активизация детско-родительского взаимодействия при изучении гражданского права.

 

   Приложение 9.

Итоги социологического опроса «Дети и выборы»

      В рамках подготовки к проекту по гражданско-патриотическому воспитанию, педагог-психолог МБДОУ №1 «Улыбка» разработала и провела социологический опрос на тему «Дети и выборы».

      Цель: изучение знаний детей старшего дошкольного возраста об избирательной ситуации в районе, области, стране. Формирование общих выводов об уровне электоральной активности молодых граждан.

      Задачи: определить уровень знаний избирателей о выборах и их ориентированность на участие в выборах в будущем; о способах доставки информации о выборах, атрибутике.

      При опросе мнения детей старшего дошкольного возраста использовался метод сбора данных — анкета. Вопросы сформулированы в закрытой форме (предполагались варианты возможных ответов).

      В ходе социологического исследования было опрошено 21 респондент в возрасте от 6 до 7 лет, воспитанников детского сада №1 «Улыбка» п.г.т. Смирных, Смирныховского района.

Таблица 1.

Социологический опросник

Вопрос

Ответ

1. «Знаешь ли ты, что такое выборы президента?»

— Не знаю

— Знаю

— затрудняюсь ответить

2. «Знаешь ли ты президента нашей страны?

— Не знаю

— Знаю

— затрудняюсь ответить

3. «Какой документ нужно предоставить избирательной комиссии, чтобы взять бюллетень для голосования?»

— Не знаю

— Знаю

— затрудняюсь ответить

4. «Ходили ли Вы с родителями на выборы?»

— да

— нет

5. «Что такое избирательная урна, кабинка, бюллетень, избирательная комиссия?»

— Не ответили

— Ответили правильно

— затрудняюсь ответить

6. «Как Вы в целом относитесь к выборам?»

— положительно

— отрицательно

— нейтрально

— затрудняюсь ответить

7. «Намерен ли ты в будущем принимать участие в голосовании на выборах?»

— да

— нет

— затрудняюсь ответить

8.  «Через какой источник информации ты знаешь о выборах?»

— Не ответили

— Ответили

      Проведенный анализ опроса позволяет сделать вывод о том, что формирование избирательной активности детей старшего дошкольного возраста происходит под влиянием многих факторов: семьи,  детского сада. В формировании политического мировоззрения и электорального поведения дети отдают предпочтение семье и педагогам детского сада. Политическая социализация воспитанников ДОУ осуществляется довольно активно через проектную деятельность. Не стоит удивляться тому, что всего 5% опрошенных воспитанников знают о процедуре выборов от родителей, семьи в целом. Такая негативная тенденция характерна в современном обществе.

Критерии оценки опросника:

  1. Положительное отношение или отрицательное отношение к выборам
  2. Сформированы знания о выборах или не сформированы.

Сравнительный анализ результатов

 социологического опроса до и после внедрения проекта по гражданско-нравственному воспитанию

«Мы – будущие избиратели» представим в виде диаграмм.

1. Результаты социологического опроса до внедрения проекта по гражданско-нравственному воспитанию «Мы – будущие избиратели»

1. Отношение к выборам:

- положительное – 4 чел. (19%)

- отрицательное – 15 чел. (71%)

- нейтральное – 2 чел. (10%)

Диаграмма 1.

2. Знания о выборах:

- не сформированы знания 20 чел. (95%);

- сформированы знания 1 чел. (5%).

Диаграмма 2.

1. Результаты социологического опроса после внедрения проекта по гражданско-нравственному воспитанию «Мы – будущие избиратели»

1. Отношение к выборам:

- положительное –  19 чел. (90%)

- отрицательное – 1 чел. (5%)

- нейтральное – 1 чел. (5%)

Диаграмма 3.

2. Знания о выборах:

- не сформированы знания 1 чел. (5%);

- сформированы знания  чел. 20 (95%).

Диаграмма 4.

Вывод:

      Примечательно, что электоральная активность воспитанников довольно высока, об этом свидетельствует тот факт, что дети в целом положительно относится к выборам, т.е. 90% хотят участвовать в выборах.

      Можно смело утверждать, что сегодня проект «Мы – будущие избиратели» является наиболее актуальным и результативным, так как:

- у детей старшего дошкольного возраста сформировалось представление о выборах, атрибутах, процедуре голосования, специфике работы избирательной комиссии;

- сформировалась гражданская позиция – «Я – будущий избиратель»;

- мотивация к изучению данной темы через различные источники информации;

- активизация детско-родительского взаимодействия по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"

Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»

Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая.Название организации: МКДОУ «Маминский детский сад»Название проекта:  «Всегда будем помни...

Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...