"Мини музей Нового года"
проект (подготовительная группа)

Халявина Анна Михайловна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey.docx31.28 КБ
Файл Приложение к проекту2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Мини музей

Нового года

Педагогический проект

Актуальность проекта

     В дошкольном возрасте нравственное воспитание рассматривается, как целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек нравственного поведения.

     Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.

     Нравственное воспитание ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Известно, что в каждой семье существуют различные традиции. Одним из главных видов семейных традиций является проведение семейных праздников. Традиционное празднование Нового года привлекает детей к активному и разнообразному участию в подготовке и его проведении. Формирует эмоционально – положительное отношение к предстоящему празднику, стремление поздравить близких с праздником и преподнести им подарки, сделанные своими руками.

Таким образом, это послужило созданию данного проекта.

Цель проекта: Организация патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традициям и обычаям празднования Нового года на Руси.

Задачи проекта:

  1. познакомить с историей возникновения Нового года;
  2. способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
  3. развитие познавательно - исследовательского  интереса детей;
  4. приобщение родителей к образовательному процессу в детском саду.

     

     В ФГОС и в образовательной программе дошкольного учреждения определено, что организация совместной деятельности взрослых и детей осуществляется: 

  • Непосредственно в образовательной деятельности 
  • Самостоятельной деятельности детей
  • Групповой деятельности 
  • Индивидуальной 
  • Во взаимодействии с родителями

     Участниками проекта являются воспитатель, музыкальный руководитель МАДОУ «Дельфинчик», дети подготовительной  группы и их родители.

      Проект – краткосрочный, работа по проекту панируется со второй половины декабря 2014 года по январь 2015года. И включает в себя три этапа: подготовительный, основной и итоговый.

 

   

Планируемый результат

  • создание мини – музея «Нового года»
  • альбом детских рисунков  «Портрет Деда Мороза»
  • выпуск сборника загадок «Поёт зима, аукает…»
  • выпуск каталога «Мини – музея»
  • сборник детских сказок  «Маленькие сказочники»
  • театрализованное представление сказки сочинённой детьми

Содержание проекта

      Мини-музей расположен в групповой комнате, на литературном центре, который находится  на доступном уровне детей, что обеспечивает свободный доступ к нему в любое время дня.

Экспонаты мини – музея «Нового года»

  • Коллекция новогодних игрушек»

(Новогодние  игрушки разного времени, начиная с 80-х годов и до нашего времени.)

  • «Коллекция новогодних елей»

(Новогодние елки, выполненные своими руками, из самых разнообразных материалов)

  • «Коллекция дедов Морозов»  

(изготовленные в разное время, из различного материала  (пластмассовый, резиновый, вязаный, и т.д.).  

  • «Коллекция новогодних открыток»

 (разных времен и стран)

  • «Коллекция символов Нового года»
  • Фотовыставка « Мы ходили на Елку!»

(детские фотографии родителей и детей в карнавальных костюмах)

Реализация проекта

Этапы

проекта

Запланированные мероприятия

Срок

реализации.

Подготовительный

этап:

  • Выпуск информационных листовок;
  • Создание слайд – шоу:
  • «Новогодняя открытка»;
  • «Как появилась новогодняя ёлка?»
  • Подбор художественной  литературы по теме;
  • Подбор старых новогодних мультфильмов

13, 14 декабря

Реализация

проекта:

Реализация

проекта:

  • «Мастерская Деда Мороза» (изготовление украшений для группы):
  • «Удивительная цепочка»;
  • «Разноцветные шары»;
  • «Флаги из цветной бумаги»;
  • Украшение групповой ёлки старыми игрушками
  • Просмотр мультфильмов:
  • «Снеговик почтовик»;
  • «Новогодняя история»;
  • «Дед Мороз и Серый волк»
  • Просмотр слайд – шоу:
  • «Новогодняя открытка»;
  • «Как появилась новогодняя ёлка
  • «Творческая мастерская» (самостоятельное творчество детей):

- рисование: «Портрет Деда Мороза», «Снеговик почтовик», «Поздравительная ёлка»;

- изонить: «Новогодняя ёлочка», «Снежинка»;

- изготовление поздравительных открыток: «Хоровод снеговиков», «Ёлочка – красавица» (мастер – класс с учениками 2 школы)

  • Конкурс семейного творчества: «В лесу родилась ёлочка»:
  • изготовление ёлочек,
  • поздравления для сотрудников д\с;
  • Фотовыставка «Мы ходили на ёлку»
  • Подвижные игры:
  • «Два Мороза»,
  • «Взятие снежной горы»;
  • Дидактические игры:
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Угадай, о ком скажу»;
  • «Что изменилось»;
  • «Новогодняя карусель»
  • Чтение художественной литературы:
  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»;
  • Г.Х. Андерсен «Снежная Королева»;
  • разучивание стихов про новый год
  • Прослушивание пьесы 
  • П.И.Чайковского «Времена года Декабрь»,
  •  С. Прокофьева «Зима»;
  • М. Глинки «Дед Мороз»;
  • Выступление на новогоднем празднике у детей младших групп;
  • Конкурс семейного творчества: сочинение сказок по песне «В лесу родилась ёлочка»;
  • Выпуск сборника сказок «Маленькие сказочники»

С 15 – 26

Декабря

С 15 – 26

Декабря

Новогодние каникулы

С 12 -19 января

Презентация

проекта:

  • Экскурсия в мини – музей «Нового года» (экскурсию проводят дети для детей других групп  дошкольного учреждения под руководством воспитателя группы)
  • Презентация сборника сказок «Маленькие сказочники»
  • Театрализованное представление сказки сочинённой детьми

29 декабря

20 января

Литература

  1. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» журнал Д\в № 6 – 2007.
  2. «Новогодние традиции» журнал Д\ в № 12 – 2007.
  3. Рыжова Н.А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями

Приложения

В каком году и где впервые начали изготавливать

ёлочные игрушки из стекла?

Наряжая праздничную новогоднюю ёлку, мало кто из нас задумывается о том, откуда пошла традиция украшать её в первую очередь хрупкими стеклянными шариками. Ну игрушки, они и есть игрушки А между тем есть совершенно точные адрес и дата начала этого обычая. 
Дело было в Германии, в небольшом городке Лауша, расположенном среди гор Тюрингский лес. Еще с XII столетия в этих местах селились монахи и стеклодувы.
В 1847 году одна из семей лаушских стеклодувов по бедности и в связи с неурожаем яблок решила, чтобы не огорчать детей, заменить настоящие яблоки и орехи подручным материалом - изделиями из стекла. Получилось неплохо, на находку обратили внимание соседи. Так и родился первый ёлочный шарик. Стеклянные украшения начали делать более тонкими, раскрашивать. Изнутри их покрывали тонким слоем свинца, со временем (учитывая вредность) его заменил нитрат серебра. А фантазия стеклодувов не знала границ: они выдували не только шарики, но и птичек, виноградные гроздья, звездочки, дудочки и, конечно, Санта-Клаусов - дедов морозов, словом, все, что только приходило в голову. В 1867 году в Лауше открылся уже целый завод, и на протяжении десятилетий этот городок сохранял позиции главного мирового производителя ёлочных украшений.

В наших местах елочные шары появились лишь в середине XIX века. Это были изделия, завезенные из Германии, Чехии. Если пользоваться современной терминологией, отечественные производители изготавливали в то время игрушки лишь из бумаги, ваты, папье-маше.
В России первое ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX века. Сейчас в Клину находится одно из крупнейших предприятий по изготовлению ёлочных украшений.
Обычай украшать рождественское дерево появился более двух тысяч лет назад у древних кельтов. С помощью даров, развешанных на ветках ели и можжевельника, друиды привечали добрых духов и отгоняли злых. И только в XVI веке в Европе появился обычай украшать рождественское дерево тематическими праздничными игрушками. При этом европейцы не ставили в дом елки, а развешивали колючие ветки по периметру жилища макушками вниз

Какова история новогодней открытки?

Все же считается, что обычай дарить на Рождество открытки возник в Англии. Первую новогоднюю открытку создал английский художник Добсон в 1794 г. Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счастливую семью возле елки. А первое новогоднее поздравление по почте отправил англичанин Генри Коул в 1843 г. И именно он попросил своего друга Джона Герсли нарисовать новогоднюю открытку. Его рисунок, зимний пейзаж, был использован как образец рождественской открытки, и с него напечатали первую партию открыток. Из Англии новогодние открытки пришли и в Россию. В нашу страну привозили готовые открытки без надписи, поздравления писали каллиграфы, поэтому такая открытка стоила немалые деньги. В 1874 г. был учрежден Всемирный почтовый союз, который установил международный стандартный размер открытки 9x14 см. Большинство государств ориентировались на это требование, в России же открытки стали настоящим произведением искусства, а искусство, как известно не знает четких границ. Они стали прекрасным украшением интерьера, их оформляли как картины, коллекционировали, вклеивали в знаменитые альбомы. Можно смело сказать, что открытки дореволюционной России были ничем не хуже изысканных современных: их украшали засушенными цветами, бисером, блестками из борной кислоты, которые выглядели как настоящий снег, и даже ароматизировали. Среди сюжетов рождественских открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, бескрайние хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки, играющие в снежки и лепящие снеговика, конечно же, прекрасные ангелы. В качестве изображений для открыток часто использовали картины известных русских художников Льва Бакста и Александра Бенуа. По мнению некоторых историков, создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Каразин. Октябрьская революция, к сожалению, разрушила уже окончательно сложившуюся и полюбившуюся традицию дарить новогодние и рождественские открытки и наряжать в домах елки. Были запрещены даже любые упоминания о любимых зимних праздниках. А в годы Великой Отечественной войны традиция новогодних открыток стала возрождаться. Так, в декабре 1941 г. издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Новогодние открытки этого периода помогали воинам и их семьям верить в победу, объединяли людей, ведь вместо обычных пожеланий писали такие надписи: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!». Художники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев: Чапаева, Котовского. В 1945 г. русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять в нашу страну красивые импортные новогодние открытки, и так начался новый этап в развитии отечественной рождественской открытки. 1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади. В современных магазинах можно найти самые разные новогодние и рождественские открытки: и на русском, и на английском языках, выполненные в стиле ретро и музыкальные, сделанные в соответствии с восточным календарем. Все они великолепно оформлены, прекрасны уже написанные добрые пожелания… Важно только не забыть отправить поздравительную открытку, как в старые добрые времена, по почте, с небольшим подарком – тому, кто Вам дорог. ]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как появилась н овогодняя ёлка?

Слайд 2

История новогодней елки очень интересна. А сколько захватывающих легенд о ее происхождении существует Самые интересные из них я сегодня Вам расскажу.

Слайд 3

Одна из самых популярных легенд о новогодних елочках рассказывает: как-то в ясную рождественскую ночь предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер возвращался домой. Дорога пролегала через густой лес. Вдруг мужчина увидел чудесное зрелище: сквозь пушистые ветви одной из елочек просвечивали звезды!..

Слайд 4

Тот зимний пейзаж настолько запомнился Мартину, что он поставил елку у себя дома и прикрепил к ней свечи . Яркие огни делали елку особенно прекрасной, загадочной и напоминали Мартину о звездах.

Слайд 5

А откуда взялась серебряная мишура на Вашей елке, знаете? Нет? Тогда слушай еще одну легенду. Давным-давно жила на свете бедная, но очень добрая женщина. И было у нее много детей. Приближалось Рождество, поэтому женщина нарядила елку. Рождественская красавица вышла скромной, лишь несколько украшений сверкали в вечерних сумерка х.

Слайд 6

Ночью, когда все спали, елку еще и оплели пауки. Но Христос , увидев безграничную доброту сердца бедной женщины, благословил елку, а густую паутину превратил в сияющее серебро .

Слайд 7

Согласно древней французской летописи, первые нарядные елки появились в 1605 году во Франции : «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Слайд 8

Впоследствии традицию украшать елку переняли немцы, а позже и другие европейцы.

Слайд 9

Но роскошь праздничной елки на то время доступна только богатым дворянам и купцам .

Слайд 10

Первую стеклянную игрушку-шар выдули в ХVI в. в Тюрингии (Саксония). Именно здесь появилось и первое промышленное производство игрушек.

Слайд 11

Традиция устанавливать рождественские елки возникла относительно недавно в начале ХIХ в . Сначала вечнозеленые красавицы появлялись лишь в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Общедоступной елка стала лишь во второй половине ХIХ в

Слайд 12

В России Новый год стали отмечать по указу Петра І с 1 января 1700 года. До этого начало нового года праздновали 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям бедным каждому хотя бы по древу или ветке на ворота поставить». Этот праздник понравился русскому народу. Ну, а уже в ХХ веке нарядная елка была неизменным атрибутом зимних праздников.

Слайд 13

Когда в 1918 году советская власть запретила ставить елки , некоторые все равно праздновали Рождество подпольно. Елка была запрещена вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год . А 1 января стало выходным только в 1949 году.

Слайд 14

С новым годом! Вот такая вот новогодняя история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в мини-музей "Медвежонок". Знакомство с Олимпийской символикой 2014 года (Белый медведь)".

Дети отправляются в музей детского сада "Медвежонок". Тут находится множество экспонатов (медвежат), сделанных из разных материалов: пластмассы, плюша, ниток, дерева, камня и др. И подробней познакомя...

«Формирование новой модели образовательного процесса: ФГОС дошкольного образования» Тема: «Мини-музей в рамках организации предметно-пространственной среды»

Музейная педагогика - иновационная технология в сфере воспитания  детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду   Мини-музей этапы ...

Прект "Мини-музей "Времена года"

Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея....

РППС старшая группа, мини музей - "Новый год"

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой [37, 116]. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых прот...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

Экскурсия в мини-музее «Копилка – символ нового года»

Конспект НОД по познавательному развитию "Экскурсия в мини-музее" для детей старшей группы....

Презентация "Мини-музей как новая форма работы с детьми и родителями"

Мини-музей как новая форма работы с детьми и родителями...