Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
статья (младшая группа)

Елена Викторовна Ивченко

Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателей,конечно.Мы,в свою очередь,стараемся создать в группе максимально комфортную обстановку,ведь хороший психологический комфорт-это хорошее настроение,а где хорошее настроение,там нет места стрессу и болезням.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»

Ивченко Елена Викторовна

Ранний возраст — период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

 

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Имеется всевозможный игровой и дидактический материалы для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.

Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.

Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:

  • спокойная зона: «Центр познания»«Центр книги»«Центр природы».
  • зона средней интенсивности: «Центр конструирования, «Центр воды и песка»«Лаборатория»«Центр ИЗО-деятельности».
  • зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности»«Центр ряженья»«Центр музыки»«Центр театра»«Центр игры».

У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность.

Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.

Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.

Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое — водитель и пассажир.

Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.

Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.

При обучении детей раннего возраста рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

< Предыдущая

 

Следующая >


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период

«Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1.  снятие эмоционального и мышечного напряжения;2.  развит...

Учебно-методическое пособие: «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период». «Сарафанчик – волшебный карманчик».

Методическое пособие. «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»...

Конспект НОД игры-развлечения по развитию детей раннего возраста в адаптационный период на тему «Веселая бабочка»

Конспект НОД игры-развлечения по развитию детей раннего возраста в адаптационный период на тему «Веселая бабочка» Воспитатель: Гришина Инесса ИвановнаЦель: Создание положительного эмо...

Создание оптимальных условий как реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияет множество факторов, один из них - это уровень двигательной активности. В современном мире у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень органи...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект

Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора....