Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект
проект (младшая группа)

Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №165»

Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста

Проект

«Фольклор в адаптационный период».

Составила и провила: Воспитатель

Неменко Екатерина Александровна

Нижний Новгород, 2021г

Проект «Фольклор в адаптационный период».

Актуальность проекта:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют разные стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных средств является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период помогают потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки, сказки, которые создавались русским народом в течение веков и несут в себе мудрость, доброту, любовь.. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики. Постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.



Цель проекта: успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
  2. Наладить эмоциональный контакт с воспитателем.
  3. Способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребёнка.
  4. Вызвать у детей интерес к малым формам фольклора.
  5. Формировать и обогащать словарный запас детей.
  6. Вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.

Гипотеза. Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Сроки: сентябрь, октябрь.

Формы, методы, приемы: пальчиковые игры, хороводные игры, чтение песенок, потешек, прибауток в режимных моментах, кукольный театр (настольный, пальчиковый, би-ба-бо), слушание аудиозаписей детских фольклорных произведений.

Предполагаемые результаты проекта:

  1. Благоприятное течение периода адаптации у детей.
  2. Создание комфортной обстановки для детей в группе.
  3. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.
  4. Обогащение и активизация словаря ребенка.

Этапы:

#1055;одготовительный.

  • Знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
  • Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.
  • Подбор необходимой литературы по вопросам адаптации.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, прогулках.
  • Анкетирование родителей.
  • Оформление информационного стенда на темы: «Адаптация», «Первый раз в детский сад», «Песенки – пестушки в жизни детей»;
  • Папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, уголок ряженья, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)

2. Основной

  • Создание благоприятной среды для оптимизации течения процесса адаптации.
  • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры, пальчиковые игры);
  • Занятия (речевые игры);
  • Прослушивание аудиозаписей русских народных песен;
  • Чтение с заучиванием фольклорных потешек , песенок, закличик: « Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», « Ай лады, лады, лады!», « Дождик», « Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок» « Жаворонушки, прилетите к нам».
  • Сюжетно-ролевые игры: « Укладывание Маши спать», « Купание куклы Кати».
  • Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок…», « Ладушки».
  • Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», « Пальчики», « Дождик», « Белочка», « Семья», « Оладушки».
  • Театрализованные игры: « Репка», « Теремок», « Курочка Ряба», «В гости к матрешке».

3. Заключительный

  • Подведение результатов проекта.
  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  • Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
  • Участие детей в фольклорных развлечениях.

Песенки, потешки, приговорки, используемые в режимных моментах.

Для встречи:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

При умывании детей :

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети моют руки, они сопровождают свои действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:
В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Во время кормления:


Каша из гречки, где варилась?

В печке!Всем по-немножку:

гусям на дорожке,синицам в окошке,

досталось по ложке собачке и кошке,

Варилась и прела,чтобы Катя ела, кашку хвалила.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!


При одевании детей на прогулку:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Процесс пробуждения детей тоже сопровождается потешками, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей используется игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

На занятии по изобразительной деятельности «Дождик, дождик….»

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще-

Станет травка гуще!

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. С помощью потешки можно вызывать у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Через киску упадет!

Или:
Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Гришка – шалунишка.

Или:
Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.



Игровое занятие в младшей группе с элементами фольклора

"Во дворе у бабушки"

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись»?
-С добрым утром, ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!

Вот мы и готовы отправиться в путь.

Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у ва с- детеныш лошади (дети- жеребята ).Садимся и скачем по дорожке( цокая язычком):

По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок-
Скачет резвый табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки

(Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко.

Вот и домик бабушки, постучимся к ней. ( Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)

Бабушка:

-Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый.(свинья)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдечко с молоком. (кошка )
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.. (собака).

Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру. (конь).

Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите , что умеет делать : кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли мои, домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра « Путаница» – найди, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись ….

Теперь они будут жить дружно.

Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?

Считалка: Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, Начинаешь ты!

Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
Глазками похлопаем, ножками потопаем.
А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока.

Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем. ( Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку)- релаксация.

. А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:

Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо)
Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).

А теперь пришла пора прощаться: скажем « До свидания» бабушке. (Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.

Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите, вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода к условиям детского сада

Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....

Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.

Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...

Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»

Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...

Буклеты для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду", "Сенсорное развитие детей раннего возраста".

Данные буклеты созданы для родителей дошкольников. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОО и значение сенсорного развития детей раннего возраста....

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада, особенности развития детей 1,5–3 лет»

Родительское собрание  «Адаптация детей к условиям детского сада, особенности развития  детей 1,5–3 лет»...