Отчет по индивидуальному плану самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ефремова

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx133.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по индивидуальному плану самообразования

«Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

( за период сентябрь - ноябрь)

                                         

Дата начала работы над темой 01.09 2020

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021

Цель программы
Создание условий для выявления и развития художественных, коммуникативных, познавательных способностей детей через методику правополушарного рисования.

Задачи:
Обучающая:
Сформировать основные навыки правополушарного рисования:
- восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);
- восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
- восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции);
- восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)
- восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).
Развивающая:
- развивать коммуникативные языковые способности в процессе комментированного рисования;
- развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная
-
формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира,
воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Что такое правополушарное рисование

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Актуальность


При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.
Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.

Отличительные особенности программы
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
1.
«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки, загадки. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря
детей, идёт развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи дошкольников.
2.
«Познавательное развитие». Для рисунков подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, позволяющие уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
3.
«Художественно-эстетическое развитие». Использование рисунков в оформлении фойе (выставка), приемных групп, музыкального зала к праздникам, для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4
. «Физическое развитие». Использование зрительной  гимнастики, физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране и предупреждению нарушения осанки.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

 Сентябрь

1.Составление программы правополушарного рисования на 2020 год.

2.Вводное занятие
Ознакомительное. Смешение красок.
Знакомство с гуашь.

 

 Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

 Октябрь

1.Знакомство правополушарным
рисованием. Различные фоны. Смешение красок.

http://alenushka-8.ru/images/1untitled(2).jpg

2. Какие они разные деревья и кусты.

C:\Users\Максим\Desktop\т\IMG_20201105_124728.jpg

(закрепление рисования
дерева «вверх ногами», листвы
ватными палочками, пальцами)

 

 Выставка детских работ «Краски осени»

 Ноябрь

 Рябина. Учить детей аккуратно раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек.

C:\Users\Максим\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20201119_161239.jpg

Рисуем облака.
(рисования облака разными
способами: постукивая подушечкой
пальца по листу, жесткой кисточкой).

 Консультация

« Чудо нетрадиционной техники рисования. Создание силуэтной картины»

 

Сентябрь

  - Составление программы правополушарного рисования на 2020 год.

Подбор литературы, накопление материала, изучение методики проведения .

-Организационно- ознакомительный Смешение красок.
Знакомство с гуашью.

 -Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

Октябрь.

 -Знакомство правополушарным рисованием. Различные фоны. Смешение красок. Познакомить детей с нетрадиционным   способом рисования. Провести вводный инструктаж. Знакомство с необходимыми материалами. Учить детей создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Подвести к выводу, что разное время суток имеет разную освещенность.

http://alenushka-8.ru/images/1untitled(2).jpg

«Какие они разные деревья и кусты». Теория: наблюдение, «Какого цвета
осень», показ разных способов рисования листвы ватными палочками, подушечками пальцев, последовательно нанося цвета от темного к светлому. Практика: закрепление рисования дерева «вверх ногами», листвы ватными палочками, пальцами, используя при этом палитру красок.

C:\Users\Максим\Desktop\т\IMG_20201105_124728.jpg

Выставка детских работ «Краски осени»

 Ноябрь

Рябина. Теория: техника правополушарного рисования горизонтального монохромного фона. Проработка деталей на переднем плане, показ способа изображение гроздей  рябины подушечками пальцев, последовательно нанося цветовые пятна (бардовый, красный, свет и тень). Практика: монохромный фон, изображение гроздей рябины подушечками пальцев, нанесение света, тени, блики.

C:\Users\Максим\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20201119_161239.jpg

Консультация для педагогов: « Чудо нетрадиционной техники рисования. Создание силуэтной картины»

Литература.

1.     А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПБ, 2007г.

2.      И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.

3.     И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.

4.     О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.

6. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения                  

7.   Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...

Индивидуальная образовательная программа по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисованияЦель – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрад...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...

план по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники рисования - это нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности . они удивляют и восхищяют детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом...